Литургия в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

4 ДЕКАБРЯ 2020 ГОДА

в пятницу 26-ой седмицы по Пятидесятнице,

в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

в Благовещенском соборе совершилась Божественная Литургия. Богослужение возглавил насельник монастыря иеромонах Антоний (Перов).

После отпуста Литургии иеромонах Антоний совершил Славление Божией Матери.

Фото

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Свящ. Иоанн Павлов

Господь и Создатель вселенной, когда пришло Ему время воплотиться, стать человеком и явиться в мир, приготовил Себе дом для вселения – Ту, Которая должна была родить Его и стать Ему Матерью, – Пречистую Деву Марию. Пречистая Дева должна была быть сосудом святейшим и чистейшим, безукоризненным и безупречным, ибо Сам Бог имел намерение вселиться в Нее и родиться из Нее. В обычае и у земных царей, говорит святитель Димитрий Ростовский, когда они хотят прийти в какой-либо город и жить в нем, заранее готовить себе дворец, который созидается самыми искусными мастерами из драгоценных материалов, на лучшем и возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее прочих жилищ человеческих. Такой прекраснейшей и славнейшей палатой не земного, но небесного Царя и должна была стать Дева Мария.

Давайте посмотрим, братия и сестры, каким же образом Господь готовит для Себя этот прекрасный дворец, то есть Пречистую Деву? – Он приводит Ее с младенчества, с трехлетнего возраста, в храм. Там, при храме, Она должна была освятиться, сделать совершенной Свою чистоту и приготовиться к рождению Христа. Таким образом, пример Божией Матери со всей очевидностью показывает, сколь великое значение имеет храм для нашего освящения, совершенства и приближения к Богу. Ведь если даже Пресвятой Деве, Которая Сама была храмом, нужно было жить при храме, то тем более все прочие люди имеют великую потребность в храме для своего спасения.

Что же такое храм? Храм – это место, где Господь присутствует совершенно особым, исключительным образом. Об этом Он Сам возвестил Соломону, когда тот построил Иерусалимский храм: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни». Господь вездесущий, Он пребывает везде, на всяком месте, но в храме Он пребывает не так, а совершенно особым образом. Поэтому храм есть место глубоко таинственное, в нем сокрыты многие тайны и Божественная премудрость. И это неудивительно: ведь храм не является человеческим изобретением, но Сам Господь научил через великих пророков Моисея и Давида, как в точности он должен быть устроен.

Видимое устройство храма имеет многие смыслы и символизирует одновременно много вещей. Например, храм символизирует наш мир – вселенную, космос, мироздание. Мироздание состоит из трех частей – горнего Ангельского мира, материального мира людей и преисподней, где пребывают демоны. Подобно этому и храм состоит из трех частей – алтаря, средней части и притвора. И это имеет глубочайший смысл, ибо означает, что наше богослужение, церковные таинства и вообще все, что происходит в храме, имеет космическое значение, влияет на жизнь всей вселенной. Когда мы, например, обходим храм в пасхальную ночь, это означает, что Воскресение Христа имеет значение для всего мироздания. Или рассмотрим событие сегодняшнего дня – Введение в храм Божией Матери, – оно также имеет глубокий смысл: храм – это вселенная; Богородица входит во вселенную, как Царица, как Новая Ева, а за Ней грядет Христос, Царь вселенной, Новый Адам, – подобно тому, как когда-то Господь ввел в первозданный мир наших прародителей, Адама и Еву.

Помимо мироздания, храм символизирует собой еще и человека. На это тоже указывает трехчастное его деление. Человек, как и храм, трехчастен, он состоит из духа, души и тела. Наличие таинственной связи между храмом и телом человека подтверждается словами Христа о том, что Он воздвигнет разрушенный храм Своего тела в три дня. Такое сопоставление человека с храмом исполнено глубокого смысла: отсюда, например, следует, что человек призван стать храмом, в котором обитает Сам Господь. И это не просто красивые слова, – святые свидетельствуют, что Бог действительно вселяется и обитает в тех, кто освятился и сделал себя храмом. В Добротолюбии преподобный Исаия говорит: «Как Матерь Божия зачала Духом Святым Сына Божия, так и те, на кого снизойдет Благодать Божия, таинственно зачинают и носят в себе Сына Божия». И становится тогда человек поистине храмом и обиталищем Живого Бога, своего Создателя.

Кроме того, храм символизирует собой еще и Церковь Христову. Как храм складывается из многих кирпичиков, так и Церковь состоит из многих душ, верующих во Христа. Каждый кирпичик в храме находится на своей высоте, – так же и каждый христианин находится на своем духовном уровне. Сияющее золото купола – это святые, они ближе всех к Богу, снисхождение в мир Которого обозначает венчающий купол крест. Христиане призваны приблизиться к Богу, подражать святым, стать золотом купола. Но, с другой стороны, быть даже и последним кирпичиком внизу все равно спасительно, главное – не отпасть от храма, от Церкви.

Богословы говорят, что в храме и храмовых службах заключена вся история вселенной: сотворение мира и человека, грехопадение, проповедь пророков, явление в мир Христа, Страшный Суд и тайна Будущего века. Все эти события – и давно прошедшие и впереди грядущие – совершаются и уже совершились здесь, на наших глазах. В храме всесильная власть времени как бы отступает и приоткрывается завеса вечности. Круг храмовых богослужений является тем золотым кольцом, которым человек с ней обручается. Все мы, христиане, призваны к блаженной вечности, все мы ее обручники. Земной временный мир для нас – лишь место изгнания и странствования, а наша Родина – в грядущей вечности: мы ее дети, ее граждане. Пока мы еще не вошли в нее, пока время нашего странствования не окончилось. Однако прикоснуться к ней, заглянуть в нее мы можем отчасти уже сейчас – через храм и храмовые службы. Вот почему святые говорят, что храм – это Небо на земле.

Великие дары дает Бог христианам в храме. Здесь – источник нашего освящения, здесь обитает спасающая нас Благодать Божия. Здесь мы рождаемся для вечной жизни в святом Крещении. Здесь совершаются и все прочие таинства Церкви, главное из которых – Причастие – делает нас детьми Божиими, родными по крови Самому Господу Богу. Здесь осуществляется тайна соборности – единение христиан друг с другом и со Христом по Его слову: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Здесь мы предстоим перед лицом нашего Небесного Отца, славословим Его, благодарим, приносим Ему свои молитвы и прошения. Отсюда, наконец, мы отправляемся в тот последний путь, о котором в чине церковного отпевания сказано: блажен путь, воньже идеши днесь, душе…

И, если коротко сказать, все величайшие дары, какие даны Богом человеку, все самое важное, что нужно и для земного его странствования, и для грядущей вечности, мы получаем только в храме Божием. Почему и восклицает святой псалмопевец Давид, что один только день во дворах Господних лучше тысяч, то есть за один день, проведенный в храме, можно отдать тысячи дней жизни вне храма.

Храм – это частица Неба на земле, частица того небесного Отечества, к которому идут христиане. Как люди, оказавшиеся волею судеб в чужом далеком государстве, собираются обычно вокруг посольства своей страны, потому что это частица их Родины, территория их Отечества, которое они любят и к которому стремятся, так и христиане собираются вокруг храмов Божиих, потому что это – частица их небесного Отечества, территория того Царства, подданными которого они являются и к которому, странствуя по этой земле, стремятся.

В книге Апокалипсис сказано, что в грядущем Царстве Христа храма уже не будет. Это и понятно: ведь храм – только образ Небесного Царства, и когда само оно наступит, нужда в образе отпадет. Но пока это еще не совершилось, пока мы не достигли своего Отечества, пока еще странствуем в этом мире, мы имеем великую нужду в храме Божием, а потому и должны, по примеру Пресвятой Богородицы, по примеру всех святых и праведников, прилепиться к храму, полюбить его, сродниться с ним на все время нашей земной жизни. Аминь.