Алексеевская Церковь

К началу XIX столетия в Благовещенском третьеклассном мужском монастыре находилось 4 каменных храма, 5 каменных жилых корпусов и различные хозяйственные постройки. 7 июля 1821 года из Нижегородской Духовной Консистории последовал Высочайший Указ настоятелю архимандриту Макарию о дозволении расширить монастырскую территорию за счет разборки одного из ветхих каменных корпусов и строительства новой стены. «...Как ваш монастырь внутри имеет не малое стеснение, так что нельзя найти удобного места для покладки дров, и монастырского экипажа особенно во время ярмарки, когда приезжие по найму квартируют в оном монастыре, от задних же ворот монастыря довольное находится количество монастырской земли, очищенной от домов обывательских для того просили дозволить каменную монастырскую ограду от задних ворот распространить по крайней мере на 12 сажень для сооружения же новой стены и разобрать один каменный монастырский корпус от ветхости неспособный более к поправлению».

Епископ Нижегородский и Арзамасский Моисей (Близнецов-Платонов) предписал настоятелю обители, чтобы он вместе с протопопом Архангельского собора Иаковом Ивановым обозрел «…обстоятельно о надобности и удобности сего распространения приложить простой чертеж всему монастырю по прежнему его положению с предполагаемою прибавкою…».

В то время к восточной части монастыря примыкали кварталы жилой застройки подмонастырской Благовещенской слободы. Впоследствии на вновь прирезанной к обители территории и был выстроен Алексеевский храм. Важно отметить, что прежде на этом месте находились восточные (или т. н. «задние») Святые врата Благовещенской обители и, по-видимому, также один из больничных корпусов, а рядом размещался больничный храм: «…Церковь больничная во имя Иоанна Богослова у задних врат между двумя каменными больницами. В длину простиралась она, вероятно с больничными кельями на 24 сажени, а в ширину на 11 сажень. Глава на ней была обита зеленой черепицей, а крест железный прорезной позолоченный».

После пожара, произошедшего в 1722 году, архимандрит Сергий доносил Преосвященному епископу Питириму следующее: «У задних врат в другой каменной церкви святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова что между двема больницами образы, книги и ризы и вся церковная утварь в ней сгорело без остатку».

Запись в приходную книгу пожертвования на строительство новой церкви в Благовещенском монастыре. ЦАНО

На 2021 год здание больничных палат, возведенное в XVII столетии на бровке откоса, с северо-западной стороны монастыря полностью восстановлено и ныне в нем находятся игуменские покои. Каменная монастырская ограда, ограждавшая обитель, существовала, по крайней мере, уже в XVIII веке. По данным монастырской церковно-приходской книги, 14 сентября 1821 года из монашеской казны было выплачено: «…крестьянину Андрею Филиппову Куликову с товарищи, и крестьянам Иваном и Фролом Васильевым за разборку каменного ветхого корпуса и за постройку каменной вновь требуемой к монастырю ограды с двумя башнями и воротами — 3.616 рублей 50 копеек». А спустя три месяца в январе 1822 года было «выдано архитектору Владимиру Николаевичу Воронову за план и фасад ограды с башнями и за смотрение — сто рублей».

В мае 1822 года начинается заготовка строительных материалов и сбор средств на постройку новой ограды. Строительство продолжалось до октября того же года, о чем свидетельствуют другие записи: о привозе в монастырь белого камня к башням и воротам, о кузнечных и подъёмных работах. Из документов за 1825 год следует, что комплекс стены с башнями и воротами был уже выстроен. Так как в т. н. «смете на исправление ветхостей» на 1826 год, составленной губернским архитектором Ефимовым, о монастырских воротах и башнях сказано: «оные устроены в недавнем времени, а потому и поправок никаких не требуют».

Почти одновременно с оградой в северо-восточной части монастыря начинается строительство нового храма. 26 июля 1822 года архимандрит Макарий обратился за благословением к Преосвященному епископу Моисею (Близнецову-Платонову) на строительство в обители новой церкви в честь Воскресения Христова с тремя приделами. В своем прошении настоятель писал: «…Неизвестная благодетельная особа, будучи движима христианским усердием, изъявила желание соорудить в помянутом Благовещенском монастыре новую церковь в честь Воскресения Христова с тремя приделами: первым — во имя преподобного Макария Унженского чудотворца, вторым — в честь иконы, нарицаемые Иверския Божия Матери, третьим в честь Толгской Божией Матери, на каковое строение и назначила уже немалозначительную сумму. Посему благопочтеннейше представляя при сем на Архипастырское Вашего Преосвященства благорассмотрение план и фасад означенной церкви покорнейше прошу утвердить оной, и по оному дозволить производить строение церкви».

Приходно-расходная книга Благовещенского монастыря. ЦАНО

Спустя два дня, данное прошение в Духовной Консистории было рассмотрено и определено следующее: «…Во исполнение оной Его Преосвященства резолюции, изготовить храмозданную грамоту, препроводить оную за подписанием Его Преосвященства здешнего Благовещенского монастыря отцу Архимандриту Макарию…».

4 августа того же года архимандрит Макарий писал епископу Моисею: «По случаю предназначенного с позволения Вашего Преосвященства строения в помянутом Благовещенском монастыре новой четырех престольной каменной церкви иждивением неизвестной благотворительной особы, и по всегдашнему моему жительству в Нижегородской семинарии по должности инспектора перепоручить все то строение в присмотр и попечение лучшим из братии того монастыря почему я и избрал из них некоторых, предполагать казначею иеромонаху Аркадию поручить смотрение за кладкою церкви и всякою плотническою работаю; иеромонахам Виталию и Маманту обще с белым священником Кириллом прием от подрядчиков материалов, под главным надзором архитектора, выдачу им с позволения моего денег, собирание в получении оных расписок в книге, каковая будет выдана из духовной Вашего Преосвященства Консистории, счет материалов кои будут употреблены на строение церкви, и самую выдачу суммы, каковой будет причитаться каменщикам и плотникам. Иеродиакону Иосифу иметь смотрение за работами штатных служителей и наемных людей, так же за монастырскими лошадьми и за продовольствием оных. Того ради Ваше Преосвященство милостивейшего Архипастыря покорнейше прошу означенное предположение мое о перепоручении строительства церкви при главном надзоре Архитектора в присмотре и попечении лучшим из братии выше сего наименованным удостоить Архипастырского Вашего утверждения…».

Рапорт архимандрита Макария епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею о распределении обязанностей по строительству нового храма. ЦАНО

Благословение архиерея было незамедлительно получено и в том же месяце означенные в прошении архимандрита Макария лица приступили к своим обязанностям. Первоначальный проект нового храма, значительного по своим размерам, был разработан губернским архитектором И. И. Межецким, а впоследствии доработан А. Л. Леером. Согласно описи монастырского имущества середины XIX столетия, прежде в церковной ризнице среди прочих документов хранился также проект на строительство Алексеевской церкви: «Фасад вновь построенной в Благовещенском монастыре Воскресенской и ныне Алексеевской церкви за подписью епископа Моисея». Однако до наших дней этот документ не сохранился.

16 января 1823 года настоятель архимандрит Макарий в своем рапорте докладывал епископу Моисею: «Как с благословения Вашего Преосвященства новоустрояемая в означенном монастыре церковь доведена каменную работой до самых окошек и заготовленного материала немалое количество по окончании осенней работы осталось в наличности: то подробный отчет употребленной в расход на строение вновь созидаемой церкви в особой книге записанной, при сем благопочтительнейше Вашему Преосвященству представляю на Ваше Архипастырское благоусмотрение: На покупку бутового камня употреблено — 1299 рублей; на покупку связного железа — 1416 рублей; извести куплено на 3484 рубля; крупного балахнинского кирпича куплено на 4310 рублей; на покупку белого камня употреблено — 1105 рублей; кузнецу за сварку железных связей заплачено — 125 рублей; за перевозку бутового и белого камня так же и кирпича заплачено — 990 рублей; архитектору Межецкому за план, фасад и смотрение за кладкою дано 916 рублей; подрядчику за каменную работу — 2351 рубль; и того в расход употреблено суммы 15 298 рублей…».

Работы по строительству храма активно велись до октября 1823 года, а в дальнейшем вплоть до августа месяца 1825 года были прекращены за неимением на это у монастыря денежных средств. Алексеевский храм строился на средства вкладчиков и благотворителей монастыря. Основная часть денег была пожертвована купцами-предпринимателями и именитыми гостями, ежегодно посещавшими Нижегородскую ярмарку. Как было сказано в прошении архимандрита Макария, еще в 1822 году одна неизвестная благотворительная особа пожертвовала на строительство храма значительный капитал, когда деньги закончились, и строительство было приостановлено, то эта же неизвестная дама 28 августа 1825 года вновь сделала пожертвование в размере 2700 рублей — «на достраивание новостроящейся церкви».

18 октября 1823 года настоятель монастыря архимандрит Макарий внезапно скончался и на его место Святейшим Синодом 23 сентября 1824 года по ходатайству епископа Моисея был утвержден протоиерей Иаков Иванов по пострижении его в монашество с именем Иоаким и возведении его в сан архимандрита. В 1825 году отошел ко Господу и правящий архиерей Преосвященный епископ Моисей (Близнецов-Платонов) и на его место по Высочайшему указу был назначен Преосвященный Афанасий (Протопопов).

Согласно записям в расходных книгах монастыря за 1820-е годы, строительные работы продолжались весь строительный сезон с марта по сентябрь 1825 года, а затем вновь были приостановлены, при этом параллельно велись проектные работы и доработка изначального проекта. Так, в августе 1825 года было выплачено: «…Нижегородской Кладбищенской Всехсвятской церкви священнику Михаилу Семенову за нарисование профиля во внутренности новостроящейся церкви и всего купола — 40 рублей». Имя этого иерея в качестве проектировщика упоминается не случайно, так как доподлинно известно, что именно им в 1820-годы был выполнен проект застройки всего Оранского Богородицкого мужского монастыря, исполненного также в духе классицизма. Кроме этого, из монастырских документов следует, что было выплачено вознаграждение также «…ярмарочному архитектору Господину Антону Лаврентьевичу Лееру за освидетельствование всего того, что к достроению новостроящейся церкви потребно и для написания плана на кумполе тоя же церкви, так как прежний план того купола и всего верха церкви, по его мнению, оказался непрочным и даже опасным — 100 рублей». В связи с этим для окончательного завершения внутренней отделки храма потребовалось еще несколько лет и дополнительные затраты, несмотря на то, что монастырь постоянно вел книги: «для сбора от доброхотных подаятелей денег на докончание новостроящейся церкви». Лишь когда 16 марта 1826 года нижегородский купец 1-й гильдии М.И. Костромин пожертвовал для этих целей монастырю 20 тысяч рублей, то строительные работы в будущем Алексеевском храме были продолжены. К августу 1834 года в церкви был установлен иконостас, а стены и своды расписаны. Настоятель монастыря архимандрит Иннокентий (Некрасов) в сентябре месяце подал нижеследующий рапорт: «В Благовещенском 3-е классном монастыре церковь каменная на 11 саженях длины и ширины в честь Воскресения Христа Спасителя Господа Бога нашего, начатая строением в 1822 году, на сумму от доброхотных дателей и монастырскую ныне к окончанию приведена». В этом же рапорте настоятель сообщал, что стены в храме расписаны «по усердию одного благотворителя» — купца 1-й гильдии М.И. Костромина, который пожертвовал 20 тысяч рублей.

Епископ Нижегородский и Арзамасский Амвросий (Морев). РГИА

15 сентября 1834 года Нижегородская Духовная Консистория выдала указ об освящении храма. Чин освящения совершил Преосвященный Амвросий (Морев), епископ Нижегородский и Арзамасский, в сослужении настоятеля Благовещенской обители архимандрита Иннокентия с братией. При этом первоначально церковь была освящена в честь праздника Воскресения Христова. Весь облик Алексеевского храма, с четырьмя фронтонными портиками по сторонам света, высокой центральной главой со сферическим куполом и малыми боковыми главами по углам, был выдержан в стиле классицизма. «Пятая церковь Благовещенского монастыря находится близ восточных врат; <…> Эта церковь в основании своем имеет форму четырехконечного креста; верх ее украшен большим куполом и четырьмя малыми, а все четыре фасада — портиками с колоннами». Несмотря на то, что в проектировании и строительстве данного храма и монастырской ограды принимали участие разные архитекторы, налицо прослеживается их взаимная композиционность, которая определила создание в северо-восточной части монастыря цельного, объединенного единой стилистикой в духе классицизма ансамбля, рассчитанного на восприятие, прежде всего, с площади перед Похвалинским съездом и реки. Прежнюю композицию четко определяла симметрия: осевое расположение портиков храма и аналогичных по размеру в плане въездных ворот, одинаковые расстояния между воротами и обеими башнями.

Спустя двадцать лет, в 1854 году при епископе Нижегородском и Арзамасском Иеремии (Соловьеве) Воскресенская церковь Благовещенского монастыря была переосвящена в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского. Тогда же прежнюю монастырскую Алексеевскую церковь постройки рубежа XVII–XVIII веков освятили в честь св. прп. Сергия Радонежского. Впоследствии в новом Алексеевском храме в 1882–1883 годы на средства известных нижегородских купцов и благотворителей братьев Рукавишниковых — Ивана и Митрофана Михайловичей были устроены и освящены дополнительные приделы. 20 августа 1883 года усердием Митрофана Рукавишникова освятили придел на левой стороне церкви — во имя Св. Великомученика Пантелеимона, а 26 сентября этого же года освятили придел на правой стороне — во имя иконы Божией Матери Скоропослушницы, обустроенный иждивением почетного гражданина Нижнего Новгорода Ивана Рукавишникова. При этом внутренний интерьер самого храма был полностью обновлен. На средства братьев Рукавишниковых в церкви было устроено паровое отопление и придельные иконостасы украшены золоченной резьбой. Центральный же небольшой одноярусный иконостас покрыт белой краской, с вызолоченной резьбой и колоннами, царские резные двери были выполнены в виде семисвечника, а иконы в нем «писаны на золоте». Стены и центральный купол украсили масляные росписи. На западной стене было выполнено изображение фрагментов из жития Святителя Московского митрополита Алексия. Среди монастырских архивных документов сохранился т. н. «Реестр прибыльных вещей церковных и экономических за 1884 год», где перечислено большое количество церковной утвари, пожертвованной «к освящению Алексеевской церкви, возобновленной и украшенной купеческим сыном Митрофаном Михайловичем Руковишниковым». В общей сложности по данному списку благотворителем было приобретено 27 предметов церковной утвари и облачений:

1. Дарохранительница на престол большого формата, серебряная, позолоченная, с богатым стеклянным футляром.

2. Кресты серебряные, позолоченные, средней величины.

3. Два креста небольшого размера, серебряные, позолоченные.

4. Евангелие в лист.

5. Евангелие в 8-ю долю, кругом обложено серебром, позолоченное.

6. Евангелие в 8-ю долю, на передней стороне личина вся серебряная, позолоченная, на исподней, на уголках.

7. Потир среднего размера, серебряный, позолоченный, при нем дискос, звездица, лжица и два блюдца.

8. Потир малого размера, серебряный, позолоченный, при нем дискос, звездица, лжица и два блюдца.

9. Два копия: большой и малый в серебря- ной оправе, кадила серебряные, позолоченные.

10. Семисвечник за престол, медный, позолоченный.

11. Трисвечник малый для жертвенника, медный, позолоченный.

12. Два трисвечника, медные, позолоченные, для придельных престолов.

13. Два облачения на престол, золотой парчи с разводами.

14. Два облачения на жертвенник, золотой парчи.

15. Два хитона на престол шелковой материи.

16. Три ризы, золотой богатой парчи с разводами, с принадлежностями.

17. Два стихаря диаконские, той же парчи, с принадлежностями.

18. Два стихаря пономарские, золотистой парчи.

19. Паникадило о четырех ярусах, медное, позолоченное, с металлическими свечами.

20. Четыре трисвечника, к Спасителю, к Богоматери, к аналоям Корсунской иконы, к святителю Алексию, медные, позолоченные, с металлическими свечами.

21. Прочих подсвечников к святым иконам 15 медных, позолоченных, с металлическими свечами.

22. Четыре подсвечника ручных, выносных, посеребренных.

23. Четыре лампадки средней величины, позолоченных.

24. Чаша водосвятная средней величины, посеребренная, при ней кропило с серебряной ручкой и два блюдца посеребренных.

25. Блюдо или чаша для благословения хлебов, посеребренная, со стаканчиками.

26. Панихидный столик медный, позолоченный, чеканный. Аналойчик к престолу для священника, металлический, позолоченный.

27. Панихидница серебряная.

Впоследствии при обновлении Алексеевского храма был изменен внешний вид всех пяти куполов и крестов, что в свою очередь сделало храм более монументальным и красивым. Шлемовидные купола украсили прорезные четырехконечные кресты с полумесяцем.

Алексеевскя церковь Благовещенского монастыря. Фото нач. XX в. Музей А.В.Щусева

При составлении страховой оценочной ведомости в 1910 году Алексеевский храм с его имуществом и иконостасом был оценен в 23 000 рублей. В страховке значилось: «Алексеевская церковь каменная, крытая железом; крыша и главы окрашены масляною краскою; на церкви пять больших глав; длина церкви 30 аршин, ширина 27 аршин, высота до карниза 14 аршин; окон больших 28; все двойные; дверей двухстворчатых 2, одностворчатых 1, дверей внутренних: деревянных 1 двухстворчатая, 1 одностворчатая и 1 со стеклами; главный иконостас сплошь золоченный трехярусный; высота 10 аршин, длина 17 аршин; два придельных иконостаса — длина 10 аршин, высота 5 аршин. Все три

иконостаса оценены в три тысячи рублей; отопление в церкви колориферное; в подвале имеется одна колориферная печь; церковь построена в 1821 году, капитально ремонтировалась в 1889 году; здание хорошо сохранилось…».

Именно в этом храме были выставлены в конце XIX столетия для поклонения основные святыни Благовещенского монастыря: древний образ Корсунской иконы Божией Матери, икона Божией Матери «Скоропослушница», а также древняя икона Святителя Алексия и ряд других святынь. Как отмечали современники, в начале ХХ столетия по своему благолепию этот величественный монастырский храм приравнивался к самым богатым храмам Нижнего Новгорода.