Благовещенский Собор

История Благовещенского собора первой Нижегородской обители восходит к основанию самого Нижнего Новгорода. После разорения в 1229 году мордовским князем Пургасом в XIV веке происходит возрождения монастыря. В1370-1371 годах был построен Благовещенский собор – один из четырёх каменных храмов, существоваших в Нижнем Новгороде в то время. К началу XVII церковь находилась уже в плохом состоянии.

Одним из первых историю Благовещенского монастыря и его храмов опубликовал в своей книге «Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния», вышедшей в 1857 году, архимандрит Макарий (Миролюбов), который в те годы занимал должность инспектора Пермской Духовной семинарии. Он так описал состояние Благовещенского собора : «…Судя по изображению первоначальной Благовещенской церкви на створках древней монастырской иконы святого Алексия Митрополита и сравнивая эту церковь с нынешней, должно полагать, что церковь, устроенная Алексием Митрополитом, была несколько подобна нынешнему Благовещенскому собору, который, по сказанию Нижегородского летописца, построен в 1649 году вероятно по образцу прежнего храма. Таким образом, из монастырских зданий первое место занимает соборная Благовещенская церковь. Она имеет в длину 11 сажен и один аршин, а в ширину 6 сажен с полуаршинном. В начале прошлого столетия сама церковь была покрыта тесом, средняя глава черепицей, а прочие четыре главы белым железом. Кресты на главах были в то время железные прорезные, позолоченные. Подобные кресты остаются и доселе, а крыша со всеми главами теперь обита железом. Вокруг собора с северной и западной стороны устроена галерея с арками, которые поддерживаются каменными перилами. Стены собора по галерее расписаны старинной и неискусной кистью, и изображения на них время от времени изглаживаются. Окна в соборе узкие с железными затворами, а под собором устроен довольно обширный выход, отдаваемый в наймы для складки товаров во время ярмарки. В прежние времена подвал был или какою-либо варницей, или местом хранения монастырского питья и доселе остаётся закопчённым. В Благовещенской церкви как прежде, так и теперь, богослужение совершается в продолжение только летнего времени…».

Нижегородский Благовещенский монастырь. Фрагмент литографии по рис. Л. Дитца

Известный нижегородский историк А.И. Давыдов в своем детальном и кропотливом исследовании строительной истории Благовещенского собора дает исчерпывающую информацию и повествует о следующем: «…В разных дореволюционных публикациях строительство Благовещенского собора датируется 1647-м (Архимандрит Амвросий (Орнатский), Н. Храмцовский) или 1649-м годами (архимандрит Макарий (Миролюбов). Поздние монастырские описи XIX–XX веков приводят первую дату, причем 1647 год иногда даже называется временем освящения престола. К сожалению, фонд Нижегородского Благовещенского монастыря, находящийся в Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО), не содержит документов ранее XVIII века за исключением двух дел, не имеющих отношения к объекту нашего исследования. Очевидно они, включая и порядные записи на монастырское строительство, погиблипри пожарах. (В XVIII веке монастырь неоднократно горел). По тексту же Нижегородского летописца возведение собора можно отнести к 1648–1649 годам. Такой же датировки придерживался и исследователь нижегородского зодчества Н.Ф. Филатов. Основываясь на документах, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), в частности на жалованной грамоте, дающей право на беспошлинный провоз кирпича, купленного в Балахне, он назвал руководителя работ — „строителя“ Вельямина Черсткина, и ведущих мастеров артели каменщиков — Данилу и Григория Тимофеевых. Впрочем, вполне возможно, что ходатайство о строительстве собора было возбуждено несколько ранее — отсюда и происходит отнесение событий к 1647 году. Один из очерков истории Благовещенского монастыря, опубликованный в 1896 году в „Нижегородских епархиальных ведомостях“ (без указания авторства), дает список настоятелей этой обители. Судя по нему, время строительства собора совпадает с настоятельством архимандрита Ферапонта 2-го (1640–1649 гг.). Имя „строителя“ Вельямина в списке отсутствует. Более того, указывается, что окончание постройки собора приписывается уже другому настоятелю — архимандриту Сергию, возглавлявшему монастырь в 1651–1654 годах. Проверить происхождение этого сообщения из-за крайней скудности архивных источников XVII века, связанных с монастырем, о чем уже говорилось выше, практически не представляется возможным. Предположение же о том, что новый собор частично размещается на фундаментах Благовещенской церкви 1370–1371 годов, высказанное при публикации результатов его технического состояния в 1984 году, скорее всего ошибочно. Дело в том, что по сообщению архитектора-реставратора В. А. Широкова еще в 1977 году внутри Сергиевской (первоначально Алексеевской) церкви, расположенной к югу от собора, были найдены остатки фундамента, представлявшего собой ряд валунов высотой до полуметра. Их с большой долей уверенности можно отождествить с фундаментом алтарной части Благовещенской церкви XIV века. К большому сожалению, фиксация находки проведена не была.

Благовещенский собор. Фото нач. XX в. ГАрхАДНО

Благовещенский собор. Фото нач. XX в

При посещении же уже действующей Сергиевской церкви в 1994 году обнаружить эти остатки нам не удалось. Впрочем, вполне возможно, что они всё-таки сохранились в алтаре или же под вновь устроенным полом. Что же представлял собой Благовещенский собор первоначально, и какие изменения произошли затем в его облике? Отправной точкой в исследовании на эту тему является опись монастырского имущества, составленная в мае 1718 года. Причиной ее появления послужил пожар, происшедший 25 июня 1715 года и опустошивший  значительную часть Нижнего Новгорода, включая и Благовещенский монастырь. Вот что сообщает эта опись: „В монастыре Церковь Благовещения Пресвятые Богородицы каменная о пяти главах, на главах кресты железные прорезные позолочены. Средняя большая глава обита в круг черепицею зеленою вновь, а три главы малые опаяны белым железом и кресты позолочены вново ж… У входных и у сторонних церковных дверей затворы железные поличные… А паперти к той соборной церкви в дву стороны приделаны каменные с перемычками, пол выслан кирпичем ширинчатым вкруг ново. А соборная церковь, алтари и паперти крыты по скале (т. е. бересте — А. Д.) тесом в зубец, и над папертями всходы з западную и с сиверную страны покрыты бочками с тесовой черепицею вново ж… В монастыре под соборною церковью Благовещения Пресвятые Богородицы погреб зимний, ставитца квас братской“. Данное описание позволяет уточнить некоторые детали архитектурного облика собора, только что отремонтированного после пожара. Прежде всего это касается галереи и крылец.

Вид на Благовещенский монастырь с Канавино. Фото нач. XX в. ГАрхАДНО

Опись 1718 года свидетельствует о наличии галереи с двух сторон собора, в то время как проведенные сотрудниками Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской в процессе реставрации натурные исследования показали, что она существовала и с юга. Более того, галерея была построена позже основного объема здания, когда декоративная отделка его фасадов уже была завершена. Основания для такого вывода следующие: свод галереи, врезаясь в порталы, нарушает их украшения, а ее крыша перекрывает низ наличников окон собора. Вместе с тем, наличие галереи не только не противоречит архитектурному облику главного монастырского храма с его монументальными формами и „освященным пятиглавием“, но, скорее, отвечает первоначальному замыслу зодчих. Казус может быть разрешен, если принять точку зрения видного исследователя русской архитектуры П. А. Раппопорта о возможности примыкания галерей к фасадам, имеющим законченный декор. Объясняя этот прием, он пишет: „Древнерусские строители, заканчивая каждый отдельный объект, выполняли всю его наружную отделку, даже хорошо зная, что сейчас же (или в следующем строительном сезоне) они закроют эту отделку примыкающей частью архитектурного комплекса. Видимо здесь существовала своеобразная, кажущаяся нам нерациональной, логика, по которой даже закрытые пристройками части фасадов, должны были иметь законченную отделку“. Таким образом, галерея вполне могла появиться сразу же вслед за отделкой стен основного объема. Что же касается последующей сломки ее южной части, то это можно связать со строительством в 1690 году уже упомянутой выше Сергиевской (Алексеевской) церкви в непосредственной близи от Благовещенского собора. Вместе с тем, судя по документам XVIII века, южный вход собора не использовался и был заложен. Заметим, что именно галерея сближает собор с костромскими и ярославскими храмами, причем это едва ли не единственный такого рода памятник в Нижнем Новгороде. Что касается бочкообразного завершения крылец — „всходов“, то подобный прием был характерен как для культовой, так и для гражданской архитектуры XVII века. Широкое распространение в нижегородском зодчестве имело также покрытие церковных глав поливной черепицею, что объясняется ее производством в Балахне. Особенностью же Благовещенского собора являлось сочетание такого покрытия на большой главе с покрытием малых глав „белым железом“ и тесовой позакомарной кровлей. Сама же форма глав — шлемовидная над малыми световыми барабанами и близкая к таковой на главном барабане, была уже довольно архаичной для времени возведения собора. Главный монастырский храм отличался богатым убранством. В нем имелся резной позолоченный иконостас. Росписи украшали стены собора не только внутри, но и на галерее. Кроме того, в соборе помещалась монастырская ризница и библиотека, включавшая ценные рукописии книги. Храм не отапливался. Служба велась в нем только в летнее время. Через четыре года после составления указанной описи, 18 октября 1722 года случается новый пожар, во время которого Благовещенский монастырь „погорел весь без остатку“. Ущерб, нанесенный главному монастырскому храму, в реестре сгоревшего имущества, составленном „архиерейского собора попом Стефаном“, описывается следующим образом: „На соборной церкви Благовещения Пресвятые Богородицы средняя глава, которая была обшита черепицею, обвалилась, и крест железной прорезной позолоченной, перегорев, разсыпался. Да на четырех главах белое железо обгорело, и крышки все згорели без остатку“. Такова была сила пожара. Перед ликвидацией его последствий было составлено „ведение“ — своеобразная смета на необходимые ремонтные работы. Судя по ней, кресты, покрытие глав, кровля собора и галерея восстанавливались в прежнем виде, стены их выбеливались. Собственно, пришлось воссоздать заново всю большую главу, поскольку она была деревянной, в отличие от малых каменных, из-за чего и оказалась полностью уничтоженной огнем. „Ведение“ 1722 года позволяет установить не только материалы, но и технологию восстановления глав. Деревянная конструкция центральной главы обивалась сначала „двойными коровьими войлоками“ (300 штук), а по ним — „зеленой черепицей большой руки“ (15000 штук). При этом каждая отдельная черепица прибивалась специальным гвоздем. На ремонт малых каменных глав в добавок к старому „белому железу“ требовалось еще 450 листов и один пуд олова для паяния. Известны имена мастеров-подрядчиков, осуществлявших ремонт собора. Еще раз заметим, что судя по архивным документам 1722 года, Благовещенский собор в основном восстанавливался в том виде, каким он был до пожара. Не ясен лишь вопрос с бочкообразными завершениями крылец и росписями, так как о них нет упоминаний в смете. Правда, в дальнейшем роспись галереи появилась вновь. Значительные изменения в облике собора произошли после другого пожара — 1767 года. Он был настолько силен, что в огне перегорели металлические связи внутри храма, а часть галереи с северной стороны обрушилась. Разрыв связей усугубил деформации, вызываемые просадкой столбов собора, и привел к наклону барабанов малых глав. Целое десятилетие Благовещенский собор не использовался, служба в нем не велась. Медленный ход восстановительных работ объясняется тем, что после екатерининской секуляризации Нижегородский Благовещенский монастырь, окончательно лишенный своих владений, испытывал затруднения со средствами на строительство. Лишь с начала 70-х годов XVIII столетия начинается ремонт собора.

Планы Благовещенского собора архитектора Л.В. Даля. ИИМК РАН

На этот раз черепичное покрытие большой главы восстановлено не было. Она, как и малые главы, оказалась покрыта листовым железом, поставленным с тульского завода А. Р. Баташева, и выкрашена в зеленый цвет „ярью медянкой“. Работы по устройству деревянного остова этой главы выполнил крестьянин деревни Каренковой Галицкого уезда Федор Лукьянов, обивку железом произвели служители архиерейского дома кузнецы Семен Дмитриев, Дмитрий и Семен Ивановы дети Парфеновы, Иван Иванов сын Волков. Эти же мастера осуществили также сварку перегоревших связей внутри собора. Все перечисленные работы были выполнены в 1774 году. Еще в 1770 году на починку креста большой главы было закуплено „у господ баронов Строгоновых“ 4,5 пуда полосового железа, а на позолоту его в 1774 году — 1000 листов „двойничного золота первого номера“. Работы по починке креста выполнили крестьяне бывшего Нижегородского Духова монастыря Степан Никифоров, а также уже упомянутый выше кузнец Семен Дмитриев „с товарищи“. Обрушившаяся часть галереи была заново сложена в 1777 году „бывой вотчины Нижегородского Печерского монастыря подмонастырской Николаевской слободы, что ныне экономического ведомства, крестьянином Иваном Никифоровым сыном Галкой“.

Одновременно восстанавливается и интерьер собора. В 1777–1781 годах в нем был устроен новый резной иконостас из липового дерева. Работы выполнил „вязниковец посадский человек Алексей Петров сын Угримов“. Подряд на позолотные работы взяли „вотчины его сиятельства генерала шефа лейб-гвардии Измайловского полку подполковника и разных орденов кавалера князя Николай Васильевича Репнина села Холуйской слободы крестьяне Петр Андреев сын Кособрюхов и Матфей Андреев же сын Хитин“. Однако в последующих документах указывается, что позолоту иконостаса выполнял сторож нижегородского Архангельского собора Дмитрий Иванов. Служба в Благовещенском соборе возобновилась лишь в 1782 году. Однако буквально через несколько лет он вновь требовал ремонта. Составленное в 1785 году губернским архитектором Я. А. Ананьиным „описание ветхостей“ свидетельствует, что „на соборной Благовещенской церкви кровля ветха, так что сквозь оную во многих местах на своды течь происходит, той же самой церкви на олтаре и паперте, которые кровли непременно должно перекрыть в два теса лубьями, и стропила все зъгнили, оные вновь зделать“. Монастырским властям пришлось выискивать средства на ремонт у наместнического правления. Через несколько лет монастырь пострадал от урагана. В донесении игумена Александра Нижегородскому епископу Дамаскину это событие описывается следующим образом: „Минувшего июля 30 дня сего 1789 года, по полудни в третьем часу, случившеюся сильною бурею с превеликим дождем в означенном нашем монастыре на соборной Благовещения Пресвятые Богородицы церкви стоявший в средней главе железный крест, прервав поддерживавшие оной цепи, сломило, да еще на полатке имеющейся над трапезою церкви ж апостола Андрея Первозванного, что над святыми воротами, крышу совсем сбросило, также несколько ж труб поломало…“. Для ремонта предполагалось спустить крест на землю, сварить в переломленном месте и вновь установить его на место с укреплением цепями и закладкой основания креста кирпичом. Эту работу вновь выполнил упоминавшийся уже кузнец Семен Дмитриев. С переводом в 1817 году в Нижний Новгород Макарьевской ярмарки экономическое состояние Благовещенского монастыря заметно улучшилось. Расположенный как раз напротив ярмарочной территории на противоположном берегу Оки, он стал удобным местом для хранения всевозможных товаров. Для этого использовались монастырские подвалы, в том числе и соборное подцерковье. Увеличились также вклады со стороны купцов на погребение в стенах монастыря. Все это позволило монахам развернуть каменное строительство. Здесь в классицистическом стиле строится новая Алексеевская церковь, перестраивается архимандричий корпус. Дух классицизма коснулся и главного монастырского храма. В 1819 году вместо западного крыльца у него устраивается портик на колоннах, перекликающийся с аналогичным „обрамлением“ входа в настоятельские покои, но резко контрастирующий с обликом самого собора. Работы по его возведению выполнил удельный крестьянин каменщик Иван Иванов. К 1820-м годам кресты собора утратили позолоту и были выкрашены желтой краской, а тесовая кровля — заменена на железную. Можно предположить, что с такой заменой произошла смена позакомарного покрытия на скатное.

Антиминс Благовещенского собора, освященный епископом Нижегородским и Арзамасским Мефодием (Орловым) в 1826 году.  ЦАМНЕ

В 1825–1826 годах, с запада каменная галерея собора была продлена до „паперти“ Сергиевской (тогда еще Алексиевской) церкви, соединив тем самым два храма. Тогда же ее покрыли железом. Кроме того, было пробито новое окно в алтарной части Благовещенского собора, а другое — расширено. В 1850-е – 1860-е годы соборная церковь внутри была „украшена… как позолотою иконостаса и серебряными ризами на иконах, так и росписью стен“. Осуществлялось это на средства московского купца Борисовского и соликамского потомственного дворянина А.И. Дубровина. Последний, кроме того, профинансировал работы, осуществленные в 1870-е годы и существенно изменившие внешний облик собора. Н.Ф. Филатов называет их „первой в Нижнем Новгороде научно обоснованной реставрацией“, проведенной под руководством академика архитектуры Л. В. Даля и вернувшей памятнику „первозданный вид“. Однако это совсем не так. Действительно, Л. В. Даль по заданию Строительного отделения Нижегородского губернского правления произвел обмер этого памятника старины, а затем составил чертеж, озаглавленный „Фасад Благовещенского собора в Нижегородском Благовещенском монастыре, реставрированного в его прежнем виде“, утвержденный 13 сентября 1872 года. Вместе с тем, анализ данного проекта показывает, что в „прежнем виде“ по закомарам восстанавливалась лишь крыша. Более того, утверждая на страницах журнала „Зодчий“, что „окна собора, судя по наружной… отделке были, вероятно, расширены при введении стеклянных и слюдяных окон“, Л. В. Даль в указанном проекте еще больше увеличил световые проемы, ликвидировав у них лучковые перемычки и придав им прямоугольную форму! Впрочем, в другом варианте проекта проем центрального окна северного фасада имеет полуциркульное завершение. Еще одним отличием является арочная форма портала галереи вместо прямоугольной. В результате других переделок, как-то позолота крестов и глав, вставка рам в арочные проемы галереи, витражи в окнах, появление росписей в закомарах и поновление их на стенах галереи, раскраска наличников, устройство тамбура у входа в подцерковье и т. п., Благовещенский собор приобрел, по словам известного исследователя архитектуры и реставратора А. А. Титова, „невежественное благоукрашение“. Именно в таком виде он оказался запечатлен на фотографиях конца XIX – начала XX веков…».

Касательно благоукрашения Благовещенского собора, то ещё в 1820 году настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Макарий решил обновить древний иконостас храма, пригласив для этого из Палеха иконописца Петра Пахомьева Корина, предка знаменитого художника Павла Дмитриевича Корина. 20 апреля 1820 года архимандрит Макарий написал прошение на имя Епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея (Близнецова-Платонова).

Благословение Преосвященного Моисея было получено, после чего между Благовещенским монастырем и иконописцем Петром Кориным было заключено следующее соглашение: «1820 года мая дня Владимирской губернии, Вязниковского уезда Села Палеха вотчины Г. Карцовых крестьянин Петр Пахомов заключил сей контракт Нижегородского Третьеклассного Благовещенского монастыря с отцом Архимандритом Макарием в том, что я Пахомов обязуюсь означенного монастыря в соборную Благовещенскую церковь напи сать святые иконы на старых досках, а именно: местных четыре. 1. Спасителя Христа, 2. Благовещения Божией Матери и по сторонам изображения из Акафиста. 3. Воскресения Христова. 4. Божией Матери Всех Скорбящих радосте. Во второй ярус праздничных четыре же, 1. Рождества Христова, 2. Сретения Господня, 3. Рождества Божией Матери, 4. Введения во храм Божией Матери; в третий ярус Апостольских четыре же: 1. Петра, 2. Павла, 3. Иоанна Богослова и 4. Андрея Первозванного, ‹…›.

30 декабря того же 1820 года архимандрит Макарий написал в Нижегородскую Духовную Консисторию рапорт: «По резолюции Его Преосвященства, иконы в Благовещенском соборе означенного монастыря, по образцу Греческого старинного письма с золотом переписаны и с живописцем Пахомовым по контракту, Его Преосвященством утвержденному, надлежащий расчет сделан…».

25 июня 1910 года в Благовещенском монастыре была произведена страховая оценка движимого и недвижимого имущества обители. Относительно описи Благовещенского собора было записано следующее: «Благовещенская церковь каменная, крытая железом; на церкви 5 больших глав; крыша и главы окрашены масляной краской; длина церкви без колокольни 32 аршина, ширина 19 аршин, высота до верхнего карниза 15 аршин; всех окон в церкви 30; дверей наружных железных двухстворчатых 1 и одностворчатых 1; внутренних дверей деревянных двухстворчатых 1 и одностворчатых 1; церковь холодная без печей; иконостас сплошь золоченный шестиярусный; длина его 19 аршин, высота 13 аршин. Иконостас оценен в пять тысяч рублей. Храм построен в 1647 году, капитально ремонтировался в 1867 году, сохранился хорошо. Церковь и иконостас оценены в двадцать тысяч рублей».

В таком неизмененном виде Благовещенский собор встретил через семь лет 1917 год.

Прекратились на долгие годы богослужения в соборе после сокрушительного пожара революции 1917 года, когда Нижегородский Благовещенский монастырь был ликвидирован, и в Благовещенском соборе стали размещаться различные гражданские учреждения.

Ураган 1974 года, пронесшийся над Нижним Новгородом (тогда - городом Горьким), уничтожил кровлю на Благовещенском соборе и согнул кресты. Все это впоследствии пришлось восстанавливать заново. Так, в 1980-х годах на основе научных исследований была проведена реставрация Благовещенского собора. При этом более поздние пристройки XIX-XX веков от здания были удалены, раскрыты арочные проемы галереи, восстановлены первоначальные окна, их форма, отреставрирован богатый декор порталов и их наличников.

Собор вновь получил позакомарное покрытие кровли, а все главы его были обиты медью. К 1987 году основные реставрационные работы в соборе, за исключением интерьеров, были закончены. Встал вопрос о его использовании, но еще не могло быть и речи о возобновлении в храме Божием богослужений. Наоборот, предлагалось устроить здесь… музей атеизма или, в лучшем случае, концертный зал.

В 1991 году Благовещенский собор вместе с другими постройками монастырского комплекса был возвращен Нижегородской епархии. Были восстановлены интерьеры и иконостас собора, а в 1993 году состоялось его освящение. В 2004-2007 годах в Благовещенском соборе прошли строительно-реставрационные работы: заменена отопительная система (в настоящее время в соборе служба проходит и в зимний период), побелены стены снаружи и внутри собора, обновлен вход в собор, реконструируется галерея. Пятиярусный иконостас постоянно пополняется иконами, написанными в иконописной мастерской Благовещенского мужского монастыря.

 

Благовещенский собор. Фото сентября 2020 года

 

 

В начале 2021 года внутри Благовещенского собора начались работы по росписи храма и алтаря. Для этого настоятель монастыря архимандрит Александр (Лукин) пригласил иконописцев из Палеха. Работы велись чуть больше года и в феврале 2022 года завершились.

 

 

Внутреннее убранство Благовещенского собора. Фото февраля 2022 года