Насельники монастыря, пострадавшие в годину гонений за веру Христову в 1930-х гг.

Мемориальная доска в память о священнослужителях Благовещенского монастыря, репрессированных в годы гонений XX века, установлена на Благовещенском соборе.

 

1. Преподобномученик иеромонах Киприан (Нелидов) (1901-1934)

В миру Константин Алексеевич Нелидов, родился 14 июля 1901 года в городе Казани в семье врача, потомственного дворянина Алексея Павловича Нелидова и его супруги Веры Алексеевны. Родители Константина развелись вскоре после рождения сына; отец переехал в Нижний Новгород и впоследствии, уже в советское время, работал врачом в амбулатории ОГПУ, а мать уехала жить в Житомир. Константин воспитывался у бабушки Александры Барсовой и мачехи Веры Алексеевны, которая жила в Нижнем Новгороде.

Александра Барсова воспитывала своего внука Константина  верующим человеком горячо любящим православную церковь. Ближе к окончанию школы у Константина Нелидова появился духовный наставник, им стал преподаватель Нижегородской Духовной Семинарии и секретарь Нижегородского архиепископа иеромонах Варнава (Беляев). Когда в феврале 1920 года по представлению архиепископа Нижегородского Евдокима Мещерского иеромонах Варнава (Беляев) был рукоположен в епископа Васильсурского викария Нижегородского Константин Нелидов стал его иподиаконом.

С февраля по август 1920 года Константин Нелидов неотлучно находился при своём епископе, постигая не только тонкости церковного богослужения, но и учась духовному взгляду на жизнь. Из дневников епископа Варнавы (Беляева) известно, что Константин Нелидов неся послушания иподиакона посещал с ним приходы и обители Васильсурского викариатства. В 1920 году в Васильсурское викариатство входили территории следующих современных районов Нижегородской области: Воскресенский, Лысковский, Воротынский, Спасский, а также Горномарийский район республики Марий Эл. Особое попечение епископ Варнава (Беляев) оказывал Маровскому монастырю и Макарьевскому Желтоводскому монастырю, в котором находилась резиденция Васильсурского епископа.

В конце августа 1920 года епископ Варнава (Беляев) архиепископом Евдокимом Мещерским был переведен с Васильсурского викариатства на вновь образованное Печерское, которое располагалось в Нижнем Новгороде при Печерском Вознесенском монастыре. Передав дела своему преемнику епископу Макарию (Знаменскому), епископ Варнава (Беляев) прибыл в сентябре 1920 года в Нижний Новгород.

Будущий идеолог обновленчества и уже известный в Нижнем Новгороде своим распутным образом жизни архиепископ Евдоким Мещерский планировал найти в епископе Варнаве (Беляеве) верного помощника и устроил в честь его прибытия на Печерское викариатство торжественный приём.

Однако на этом приёме Константин Нелидов и второй иподиакон епископа Варнавы (Беляева) Николай Давыдов открыто обвинили Евдокима Мещерского в его грехах. По юношеской пылкости иподиаконы даже попытались избить Евдокима Мещерского и особо ретивого иподиакона Николая Давыдова пришлось связать.

В ответ на это Евдоким Мещерский потребовал от епископа Варнавы (Беляева) навсегда удалить от себя  иподиаконов, на что получил отказ. Результатом стала жалоба Нижегородского архиепископа патриарху Тихону на поведение Беляева.

В результате этой жалобы епископ Варнава (Беляев) был отправлен патриархом Тихоном  в отпуск на несколько месяцев в Оптину пустынь. 

Константин Нелидов же с конца 1920 по 1924 года служил в Красной армии рядовым.

После службы в армии Константин вернулся в Нижний Новгород и стал иподиаконом у митрополита Нижегородского Сергия Страгородского. При этом Константин Нелидов продолжил общение со своим духовным наставником заштатным епископом Варнавой (Беляевым), ушедшим на тот момент в затвор и принявшем на себя подвиг юродства.

В 1925 году митрополитом Нижегородским Сергием Страгородским Константин Нелидов пострижен в монашество с именем Киприан и рукоположен в сан иеромонаха. Служение иеромонаха Киприана проходит в храмах и обителях Нижнего Новгорода.

С 1928 года отец Киприан (Нелидов) служит в Казахстане в городах Кзыл-Орду и Аральское мореВ Кзыл-Орду отец Киприан до 1931 года помогает в организации и жизни тайного монастыря владыке Варнаве (Беляеву), который на тот момент тоже переехал в Казахстан с некоторым количеством своих духовных чад.

В августе 1932 иеромонах Киприан (Нелидов)  по приглашению митрополита Сергия Страгородского переехал в Москву для работы в канцелярии Священного Синода. Был назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова на Тверской улице. Большую часть времени он проводил в канцелярии Синода и в храме. В Москве отец Киприан проживал на квартире архитектора Виталия Ивановича Долганова, где так же жили мать хозяина Елизавета Фотиевна, его сестры Фаина и Валентина и духовник отца Киприана епископ Варнава (Беляев).

15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестер Фаину и Валентину Долгановых. В этот же день отец Киприан был допрошен в комендатуре ОГПУ на Лубянке. После вопросов о том, кто живет в квартире вместе с ним, кто к ним приходит в гости и о чем велись беседы, отец Киприан сказал: «Во время чаепитий были разговоры, делились впечатлениями, где кто жил и какие там условия жизни. На политические темы разговоров не было». На следующий день после допроса он был перевезен в Бутырскую тюрьму. Проходил по групповому делу “Московское дело епископа Варнавы. 1933г.”. 

23 апреля следствие было закончено. Арестованных обвинили в создании на квартире Долгановых нелегального монастыря и в том, что они вели отношения с молодежью с просветительскими целями. «Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодежь развращается, необходимо спасаться от развращения, уходя в монашество для защиты религии», — написал следователь. Отец Киприан виновным себя не признал.

10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Варнаву (Беляева) и иеромонаха Киприана (Нелидова) к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а Фаину и Валентину Долгановых — к трем годам ссылки в Северный край. Отец Киприан и Варнава (Беляев) были отправлены в Сиблаг на Алтае, где заключенные занимались строительством Бийского тракта.

Монахиня Екатерина (Чичерина), находившаяся в том же лагере, вспоминала об отце Киприане:

«Всегда ровный, светлый, ясный. Сначала определили ему земляные работы, а потом назначили кладовщиком. И тут посыпались беды. За честность, неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным разбойникам и жуликам (в ущелье Коркучи)… Более мрачное место трудно представить. Среди горных хребтов бурно бежит речка Катунь, но ее не видно с той площадки, на которой расположился лагерь; только прачечная и баня стоят на краю реки, но к ним надо добираться узкой и крутой тропкой, почти вертикально сбегающей глубоко вниз по круче обрыва. Обрыв высокий, а горы так расположены, что солнце видели только те люди, которые уходили на дорожные работы за выступ горы. Сам же лагерь всегда был покрыт тенью от нее. На площадке, лишенной солнечного света, расположились два лагерных отделения: одно просто конвойное, другое — строго конвойное. Последнее было отделено частоколом, окружено вышками со “скворечником” — солдатом с ружьем». В лагере вместо бараков стояли палатки с двухэтажными нарами, которые обогревались железными печурками. Здесь отцу Киприану многое пришлось претерпеть — его окружали грубость, распущенность и развращенность. «Но он все побеждал своей кротостью. Будучи дневальным в палатке этих разнузданных людей, он им не перечил, не укорял, старался услужить, любил их, и когда вскоре умер в больнице, то один из них вспоминал о нем со слезами».

Скончался 16 июня 1934 года в лагерной больнице от интероколита при явлении упадка сердечной деятельности. Был погребен в ущелье Коркучи в отдельной могиле. Впоследствии монахиня Екатерина, посетив его могилу, выложила на ней небольшой крест из камней.

30 мая 1989 года был реабилитирован Прокуратурой СССР по 1933 году репрессий.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Жизнеописание составлено по материалам:

Дамаскин (Орловский), игум., Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь, Тверь, 2008, 9-13:

 Проценко П. Г. Биография епископа Варнавы (Беляева) : В небесный Иерусалим : История одного побега. – Н. Новгород : Изд-во Братства во имя Св. Князя Александра Невского, 1999. 

С Крюкова Е.Н., Згеева В.А., иеромонах Антоний (Перов) «Жизнеописание священомученика Киприана (Нелидова)»

2. Иеромонах Рувим (Цыганков) (1898-1932)

 

Цыганков Борис Павлович родился в городе Василькове Киевской губернии в 1898 году. В юности учился в Петроградском университете на физико-математическом факультете, но революция не позволила закончить ему образование. Был офицером царской армии.

В 1923 году будущий иеромонах Рувим переехал из Киева в Нижний Новгород. За отказ от воинской службы был осужден на 2 года строгой изоляции. Одно время, до пострижения в монахи, работал сторожем в Похвалинской церкви. Входил в группу молодежи, собиравшейся вокруг епископа Варнавы (Беляева).

В 1925 году митрополитом Сергием (Страгородским) был пострижен в мантию с именем Рувим. В следующем году митрополит Сергий рукоположил монаха Рувима в сан иеродиакона, а потом в иеромонаха. Он был назначен на служение в Благовещенский монастырь. Был молчаливым, сосредоточенным, всегда сдержан, прозван за свою аскетичность Отшельником. В монастыре иеромонах Рувим служил вместе с иеромонахами Руфином (Демидовым) и Киприаном (Нелидовым).

Летом 1927 года начались массовые аресты. Нижегородским губотделом ОГПУ было предъявлено обвинение в участии в работеантисоветского религиозного кружка отцу Рувиму.  Одновренменно были взяты под стражу отец Руфин с отцом Киприаном "за контрреволюционную деятельность" Но через месяц они были выпущены на свободу под подписку о невыезде. Дело было прекращено "в связи с отсутствием достаточного материала, изобличающего в преступных деяниях".

В 1928 году единственный действующий на тот момент Андреевский храм Благовещенской обители, в котором служили иеромонахи Рувим, Руфин и Киприан, был закрыт, а его имущество передано государству. О. Рувим вместе с епископом Варнавой (Беляевым) переехал в Кзыл-Орду.

Вскоре после прибытия в Кзыл-Орду иеромонах Рувим был переведен митрополитом Ташкентским и Туркестанским Никандром в далекий Турскуль (Каракалпакская АССР).

В 1932 году был приговорен к высшей мере наказания и в городе Турскуле расстрелян.

3. Иеромонах Руфин (Демидов) (1902-1937)

Аркадий родился 18 июня 1902 г. в селе Быковка Васильсурского уезда (Воротынского, Лысковского) Нижегородской губернии, в дворянской семье. Отец Павел Демидов был земским начальником. Окончил школу II ступени, получил высшее образование, служил по канцелярской специальности на Советской службе.

Поступил в Благовещенский монастырь г. Н. Новгорода. В 1926 году принял монашеский постриг с именем Руфин. 25 октября 1926 г. рукоположен в диаконский сан митрополитом Сергием.

12 июля 1927 г. иеродиакон Руфин был арестован, под арестом находился в течении 1 месяца, после освобождения с сентября 1927 служил в Вознесенской церкви в Лыскове, где получил удостоверение личности №13/9 от 22 мая 1929 г.

В июне 1929 г. переведен в церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Казаново Волоколамского уезда Московской губернии. Также в этом храме был придел во имя св. пророка Божия Илии.

19 августа 1929 г. о. Руфин переведен на должность второго штатного диакона к кафедральному Воскресенскому собору г. Ветлуги.

27 ноября 1929 г. епископом Ветлужским Неофитом (Коробовым) рукоположен в сан иеромонаха. 3 марта 1930 г. определен настоятелем Казанского храма с. Сокольники Белышевской волости Шарьинского округа. Из с. Сокольники был переведен в с. Рождественское того же округа.

28 марта 1932 г. иеромонах Руфин (Демидов) арестован и 25 июня приговорен "тройкой" к 3 годам ИТЛ за "контрреволюционную агитацию". В тюрьме тяжело заболел и был освобожден, с трудом добрался до дома. После выздоровления о.Руфин был определен епископом Ветлужским Неофитом (Коробовым) к Александровской церкви с.Пяткино (Б.Речка) Шахунского района.

Церковь была трехпрестольная: Рождества Христова, Александра Невского, свт.Николая.

С 3.09.1932г. по 31.07.1933г. в церкви не было богослужений, т.к. предыдущие священники были арестованы.

31 июля 1933г. о.Руфин приступил к возрождению духовной жизни в с.Пяткино. Поселился в маленьком домике Овсянникова Василия Григорьевича, в котором отремонтировал пол и переложил печь.

Прихожане уважали о. Руфина, оберегали его, приносили продукты, но были и те, кто бросали в него камни. Одним из них был Леонид Иванович, который, после этого тяжело заболел. Его жена, Агриппина Ивановна, женщина верующая, умоляла мужа раскаяться. Да он и сам, осознав свою вину, хотел покаяться, но думал, что батюшка не придет к нему. Отец Руфин пришел к своему обидчику, простил его, исповедовал и причастил, а на следующий день больной мирно отошел ко Господу. Все о жизни иеромонаха Руфина в с. Пяткино записано со слов певчей этого села Лидии Николаевны Лебедевой:  "Прихожане уважали о. Руфина, оберегали его, приносили продукты, но были и те, кто "бросали в него камни". Одним из них был Леонид Иванович, который, после этого тяжело заболел. Его жена, Агриппина Ивановна, женщина верующая, умоляла мужа раскаяться. Да он и сам, осознав свою вину, хотел покаяться, но думал, что батюшка не придет к нему. Отец Руфин пришел к своему обидчику, простил его, исповедовал и причастил, а на следующийдень больной мирно отошел ко Господу".

В июле 1934 г. верующие из разных деревень М. Полдневского сельсовета обращались в Шахунский райсполком с просьбой разрешить крестные ходы с иконами из церкви с. Пяткино в поле и по дворам. На проведение молебствий были получены разрешения и 6 июля состоялся крестный ход.

Иеромонах Руфин (Демидов), сторож Игнатий Иванович Зайцев, слева Вера Сергеевна, справа Ксения Константиновна Тарасова

Иеромонах Руфин пригласил в с. Пяткино знакомых матушек Веру Сергеевну и Ксению Константиновну Тарасову, бывших насельниц закрытого Дивеевского монастыря. В Александровской церкви Вера Сергеевна исполняла послушание псаломщицы, а Ксения Константиновна была просфорницей. Они учили местных девушек церковному пению и чтению. После каждой Литургии о. Руфин служил молебен прп. Серафиму Саровскому. Сестры Лидия и Анисия Лебедевы пели с матушками в церковном хоре. «У нас тогда было как в монастыре, какое это было счастливое время!» - вспоминали они. Кроме службы, матушки помогали о. Руфину по хозяйству: готовили, стирали.

Ночью 5 сентября 1937 г. настоятель Александроневской церкви иеромонах Руфим (Демидов) был арестован, а 4 ноября в г. Горьком его расстреляли. В ночь ареста о. Руфина, псаломщица Вера Сергеевна и просфорница Ксения Константиновна ушли из села. О судьбе Веры Сергеевны ничего неизвестно, а Ксения Константиновна была арестована и получила 10 лет тюремного заключения. Она писала письма знакомым, на судьбу не роптала и хотела вернуться в с. Пяткино, после окончания срока. Прихожане отправляли ей посылки, но, однажды, пришел ответ, что Тарасова Ксения Константиновна умерла в тюрьме г. Горького.