Сергиевская Церковь

Сергиевская церковь Благовещенского монастыря. Фото нач. XX в. Музей им. А. В. Щусева.

С южной стороны к Благовещенскому собору примыкает небольшая одноглавая Сергиевская церковь. Этот храм воздвигнут на месте древнего Благовещенского собора XIV века, остатки которого были выявлены в ходе реставрационных работ в 1970-е годы. Первоначально он был освящен в честь Святителя Алексия, митрополита Московского, и являлся придельным храмом к Благовещенскому собору. В 1854 году, по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Иеремии (Соловьева), эта церковь была переосвящена во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Освящение это было не случайным, так как с именем преподобного Сергия Радонежского связана нижегородская история. Еще во времена Святителя Алексия, в XIV веке нижегородский князь Борис Константинович препятствовал объединению Нижнего Новгорода с Москвой. Святитель Алексий, после долгих уговоров с князем Борисом Константиновичем, настаивал на том, чтобы княжеская власть в Суздальско-Нижегородском княжестве перешла к его брату — Дмитрию Константиновичу, будущему тестю Дмитрия Донского. По преданию, для содействия передаче княжеского титула, святитель благословил преподобного Сергия отправиться в Нижний Новгород. Прибыв на волжские берега, преподобный благословил закрыть все храмы Нижнего, что считалось в те времена страшной карой. Столь суровая мера вынудила князя Бориса Константиновича передать правление своему брату, князю Дмитрию. По молитвам преподобного, отношения между Нижним и Москвой укрепились еще и тем, что дочь нижегородского князя Дмитрия Константиновича, Евдокия, вступила в брак с Московским князем Дмитрием Ивановичем. Вероятно, что за время своего пребывания в Нижнем Новгороде преподобный Сергий посетил и Благовещенскую обитель, которая возрождалась заботами и молитвами Святителя Алексия. Согласно хранившейся прежде в монастыре храмозданной грамоте 1690 года Сергиевская (тогда Алексеевская) церковь была построена на средства бывшего патриаршего ризничего — иеродиакона Иосифа Булгакова, пребывавшего тогда в монастыре на покое и скончавшегося в 1701 году. Его прах покоился в пещере, вырытой им самим при жизни (в горе, возле церкви). Сегодня эта пещера частично расчищена, однако памятное надгробие иеродьякона Иосифа в ней не сохранилось.

Архимандрит Макарий (Миролюбов) писал об этом храме следующее: «Вторая каменная церковь во имя устроившего монастырь святителя Алексия Митрополита сооружена в конце XVII столетия, вместо прежней, патриаршим ризничим иеродиаконом Иосифом Булгаковым. Под этой церковью покоится и самый прах строителя ее и небольшая, в 4 сажени, пещера, вырытая им в горе с родником и выложенная белым камнем. Об этом строителе осталась высеченная на камне надпись над его гробницей: „…лета Мая ке день, …часа нощи успе во Христе блаженночестный монах иеродиакон Иосиф Булгаков бывый патриарш судия и ризниче иже первый пещеры си и храм Алексия …созда и них зде первы …положися“.

При самом построении церковь Алексиевская была каменной и называлась придельной к Благовещенской. Прежде она была внизу, рядом с Благовещенским собором с южной его стороны; и теперь с той же стороны в смежности с собором, но только вверху над прежним местом. До перестройки ее в 1810 году было в ней 7 сажен и один аршин в длину и 5 сажен в ширину. Она была, как и ныне, об одной обитой черепицей главе с железным прорезным позолоченным крестом. Прежде в этой церкви отправлялись ранние литургии летом, а теперь, за ветхостью и повреждением, служба совершается также летом, но весьма редко».

Н.И. Храмцовский дополняет архимандрита Макария: «…Иконостас в ней одноярусный, выкрашенный голубоватой краской и по местам отзолоченый; иконы живописные. Шатрообразный свод ее расписан водяными красками. Под этой церковью есть небольшая пещера, выкопанная в гору, под монастырскую стену; другая пещера находится несколько правее; она больше первой и сделана извилинами; в первой бьет родник. Кто ископал эти пещеры, неизвестно…».

Е. В. Медоваров в своей статье, посвященной истории пещер Благовещенского монастыря, так описывает их происхождение: «…До наших дней в составе архитектурного ансамбля монастыря, в современном виде сформировавшегося в течение XVII–XIX веков, частично сохранились две подземные галереи, т.н. пещеры. Портал одной из них находится внутри Сергиевской (до 1854 года — Алексиевской) церкви. Церковь построена во второй половине XVII века патриаршим ризничим иеродиаконом Иосифом Булгаковым, тогда же, очевидно, сооружена и пещера. Исследователь XIX века писал: „Под сею церковью покоится и самый прах строителя и есть небольшая пещера, вырытая им в горе, с родником, выложенная белым камнем, ныне от сырости обвалившаяся“. При обследовании в 2004 году пещера представляла собой горизонтальную галерею длиной около 10 м с небольшим уклоном в сторону портала, со стенами и сводом, сложенными известняком. В средней части галерею пересекали современные инженерные коммуникации. Лоб забоя также был выложен известняком, со следами высачивания воды между блоков забутовки с незначительным дебитом (водоотводящий желоб был едва смочен водой)… Портал второй подземной галереи Благовещенского монастыря открывается в каменной подпорной стенке между Сергиевской и Успенской церквями, ближе к алтарной части последней. Сама стена была возведена в 30-е годы XIX века: „Монастырь с южной стороны защищен горою, с северной, по берегу Оки, обведен стеною с контрфорсами, устр. в 1832–33 гг.“. По состоянию на 2004 год, галерея уже в привходовой части была полностью засыпана грунтом. В настоящее время на портале установлена деревянная дверь. Время возникновения и первоначальное назначение пещеры остается неясным; известно лишь, что она была „больше первой и сделана извилинами“. Архимандрит Макарий упоминает о „нескольких извилинах“. О времени постройки ее достоверных сведений также нет: составитель описания монастыря иеромонах Аркадий сообщает лишь, что предположительно она была „выкопана иноками в прежние времена“. Таким образом, особый интерес вызывает выявление ранних хронологических рамок существования пещер. Летописные источники монастырских пещер не упоминают, а цитируемые выше описания относятся ко 2-й пол. XIX века — времени, когда уже была возведена подпорная стенка. В фондах ЦАНО выявлен документ, проливающий свет на более раннюю историю пещер. Это рапорт, направленный в 1825 году архимандритом монастыря Иоакимом в Нижегородскую духовную консисторию в ответ на требование Министерства внутренних дел о предоставлении сведений „об остатках всех древних зданий, как то: крепостей, замков, Монастырей и Церквей, хотя бы где оныя существовали, в одних уже развалинах“. Настоятель, в числе прочего, описывает и две „пещеры“: „8-е. Пещера близь алтаря Успения теплыя Церкви, под монастырскою стеною, и под высокую и крутую, за тою стеною на Юг гору, простирающаяся от устья ея во внутренность горы оныя, длиною на 13-ти трех Аршинных сажень, а шириною в иных местах на 2 аршина 10 вершков; в других же местах на 6-ть и на 5-ть четвертей; В высоту сия пещера, в иных местах в 2 аршина с половиною, в других же местах 2 аршина и 3 четверти; внутренность оныя пещеры выкладена большею частью диким камнем, а в некоторых починенных местах кирпичем. 9-е. Пещера из под Церкви, здателя Монастыря, Святителя Алексия Митрополита московского, и всея России чудотворца, под Южную Монастырскую стену, и за нею под высокую и крутую гору, простирающаяся длиною, от Устья ея, до окончания под оною горою находящегося в четыре трех аршинныя сажени, а широтою в 2 аршина, высотою же в 2 аршина, высотою же в 2 аршина 6-ть вершков, внутренность сея пещеры, первоначально выкладена была диким камнем, но как оный во многих местах свода, и стене обвалился, а поправлять диким же камнем под Церковью и стеною неудобно; то ныне в оной пещере для поддержания сводов и стене, внутренность обделана толстым сосновым тесом с колоннами. В сей пещере достопримечательно и то, что при конце ея под горою, в сей самой пещере имеется колодец с прозрачнейшею и лучшею по вкусу водою, для Церкви употребляемою на теплоту. 10-е. При устье оныя пещеры, под упомянутою Алексеевскою церковью, в юго-западном угле гробница здателя сих Церкви и пещеры.

Над сею на гробнице на камне, в стену южную, вкладенном вырезаны следующие слова: „1710-го года Маия 25-го дня в 2-ом часе нощи, успе во Христе, блаженночестный монах иеродьякон Иосиф Булгаков, бывый потриарше судия и ризничей, иже первый пещеры сей, и храма Святителя Алексия основатель и зде первый положися“. Таким образом, документ 1825 г. подтверждает данные о строительстве пещеры нынешней Сергиевской церкви в XVII веке иеродиаконом Иосифом Булгаковым. Судя по всему, протяженность сооружения за прошедшие 180 лет практически не изменилась. Что касается второй пещеры, то установлены ее размеры по состоянию на конец 1-й четверти XIX века: длина около 28 м, ширина от 0,9 до 1,9 м, высота в своде от 1,8 до 2 м».

Описание пещер в Благовещенском монастыре. ЦАНО.

В главной описи Благовещенского монастыря за 1858 год об этом храме значится следующее: «Церковь во имя Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия Радонежского Чудотворца, каменная; южною стороною заменяет часть монастырской ограды; стены с наружи только обелены; покрыта железом, окрашенным зеленою краскою; на ней глава обложена зеленою черепицею; крест железный — с репейчатыми травами; окон с железными решетками — восемь. Паперть деревянная, покрытая железом, покрашенным зеленою краскою…». В страховой ведомости за 1910 год значится следующее: «Сергиевская церковь каменная, крытая железом; имеет одну главу; крыша и глава окрашены масляною краскою; длина 18 аршин, ширина 10 аршин; окон 8; дверей 1 двухстворчатая; под церковью подвал; иконостас одноярусный с позолотой, длина его 8 аршин, ширина 4 аршина иконостас оценен в сто рублей. Церковь холодная без печей; пол деревянный; церковь построена в XVII веке, а капитально ремонтирована в 1867 году. Церковь и иконостас оценены в 900 рублей».

Сергиевская церковь. Фото февраля 2020 года.

В 2009-2010гг. Сергиевская церковь подверглась значительному внутреннему ремонту: стены и потолок были пропитаны специальным водоотталкивающим веществом по немецкой технологии, заново оштукатурены и расписаны, был сделан новый иконостас. 7 мая 2011 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Великое освящение храма в честь преподобного Сергия Радонежского Благовещенского мужского монастыря. После чина освящения храма владыка Георгий совершил в нем Божественную литургию.