Епископ Дальнеконстантиновский Филарет возглавил всенощное бдение в Саровском монастыре
Фото
Текст Марии Курякиной
31 июля, накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского, викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет возглавил всенощное бдение в Успенском соборе Свято-Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни.
Владыке Филарету сослужили наместник этой обители игумен Никон (Ивашков) и клирики монастыря.
После богослужения архипастырь обратился к братии и прихожанам монастыря со словами проповеди:
«Дорогие братья и сестры! Не стоит, наверное, пересказывать житие преподобного Серафима, стоит остановиться на его подвиге преподобничества.
Святой подвижник благочестия, родившийся в 1754 году и отошедший ко Господу в 1833 году, прожил, с одной стороны, немалую жизнь, но это была жизнь для вечности. И скорби, и болезни, и различного рода испытания пришлось перенести преподобному Серафиму в своем земном бытии, но все переносил он с мужеством и отвагой, с упованием на волю и помощь Божию. И Господь судил этому великому подвижнику благочестия Саровской земли стать молитвенником и печальником в сонме преподобных отцев за всю нашу Русскую землю. Достаточно вспомнить, как от иконы Божией Матери «Курская-Коренная» он получил исцеление, будучи больным в детстве, после чего Сама Матерь Божия водительствовала им. И вот, уже в иноческом чине вновь его посетила болезнь, и вновь Господь исцелил его для того, чтобы он продолжал свой молитвенный духовный подвиг. Сам преподобный Серафим говорил, что в болезнях укреплялся его дух, и вера его не оскудевала.
Родившись в благочестивой семье богатых купцов Мошниных, он не пошел по их стопам. Хотя его родители были весьма благочестивыми, и никто не мог осудить то, что человек находится в том или ином сословии, звании, чине. Но он захотел посвятить себя всецело Богу. Он видел добрые дела своих родителей, которые много жертвовали на храмы Божии и занимались их строительством; видел их благочестие и христианскую ревность. Казалось, можно так же благочестивым верующим человеком жить в миру, обзавестись семьей, заниматься торговлей, но он избирает совершенно иной подвиг. Он уходит от мира. Уходит ради спасения своей души и не только ради этого. Спасая себя, он будет спасать многих. Мы и сейчас помним девиз его подвига: «Стяжи дух мирен, и тысячи душ спасутся возле тебя». Это можно назвать православным девизом, пламенеющим призывом, который обращен к каждому из нас, чтобы, спасая себя, мы спасали окружающих. И действительно, в Церкви Божией все мы спасаем друг друга. Ведь Церковь молится о всем мире, о каждом человеке: верующем и неверующем, заблудшем и не заблудшем, который находится в церковной ограде и вне ее. Церковь возносит молитвы, чтобы мы были единым целым, как Христос и Его Отец Небесный, как апостолы были преданы своему Божественному Учителю Христу. Так и мы должны предать всю свою волю и сознание в волю Творца, чтобы быть единой Церковью на земле, которая затем соединиться и с Небом.
Преподобный Серафим Саровский стяжал кротость, смирение и послушание — те добродетели, который должен стяжать каждый верующий человек. Эти христианские добродетели открывают дверь в Царство Небесное, ведут в жизнь вечную. Казалось бы, как легко говорить, но как сложно идти по этому пути. Почему мы и прославляем подвижников благочестия особыми славословлениями и обращаемся к ним с молитвами.
«Преподобный» означает уподобившийся Самому Христу. А Христос пожертвовал Собой ради всего мира, ради каждого человека. Так же и преподобный Серафим пожертвовал собой. Он принес на алтарь Церкви себя для того, чтобы спасать не только себя, но и окружающих. И мы вспоминаем, что когда преподобный Серафим вышел из затвора, он принимал и монашествующих, и мирян. Первая половина XIX века — это особое время, когда интеллигенция отступает от Церкви и Бога. И вот, интеллигенция направляет свои стопы к преподобному Серафиму, к убогому старцу, как он себя называет. И каждого он приветствовал: «Христос воскресе, радость моя», передавая радость своей души людям, которые пришли к нему. Радостью исполнялись сердца приходящих людей, и она вселяла в них веру и надежду. Не было больше злобы и ненависти в их сердцах, но была любовь, которую когда-то подарил преподобный Серафим.
И мы вспоминаем эту любовь, ведь она — Божественная. Ибо настолько Бог возлюбил мир, что Он послал Сына Своего Единородного, который должен был спасти мир от греха и смерти. И Христос спасает его. Так же и преподобный Серафим, следуя слову Христа, учит нас спасать друг друга любовью. Любовь покрывает многое, она открывает духовное зрение человека. Любовь — это антипод зла, ненависти и греха. Человек с любящим сердцем сторонится греха. Он не оскорбляет ни Бога, ни ближнего, ни самого себя. И преподобный Серафим учил нас любить Бога и ближних. Эти две Евангельские максимы, которые были когда-то даны Самим Богом, стали смыслом жизни преподобного и богоносного отца нашего Серафима.
И мы сегодня прославляем преподобного Серафима, вспоминая события, произошедшие здесь в 1903 году, молитвенно обращаемся к нему: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас! Спасай нас, грешных! Помогай нам найти тот истинный путь любви, который откроет дорогу к Богу».
Вспоминая события 1903 года, мы возвращаемся в историю Российской империи, когда тысячи паломников в этот благословенный день прибыли для прославления преподобного Серафима в лике святых, когда в Саров прибыла сама царственная династия, и этим показывается, что царь-батюшка любил Серафима Саровского, любил его духовные советы и следовал им. И мы, являясь русским народом, частью нашего государства и общества, будем хранить традиции веры православной, которые хранили и наши преподобные отцы. С праздником!»