Текст Марины Дружковой
25 мая Русская Православная Церковь празднует Вознесение Господне. Двунадесятый переходящий праздник Вознесения отмечается на 40-й день после Пасхи. Этот день всегда приходится на четверг и относится к 12 важнейшим праздникам наряду с Рождеством, Крещением, Преображением, Успением и другими.
Православная Церковь вспоминает в этот день евангельские события, связанные с последним моментом пребывания Христа на земле по Его Светлом Воскресении.
В Евангелиях Марка и Луки содержатся лишь краткие указания на это великое событие, которым завершается земная жизнь Иисуса Христа, но в Деяниях апостолов сказано, что, собрав учеников, Господь повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ожидать обещанного от Отца, то есть сошествия Святого Духа. «Ибо Иоанн, – продолжал Спаситель, – крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым… Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:5, 1:8).
Сказав это, Он пошел с учениками в Вифанию и остановился на горе Елеонской. Здесь, подняв руки, Спаситель благословил апостолов и, когда благословлял, отступил от них и поднялся на глазах у них, и облако скрыло Его. И когда ученики смотрели на небо во время восхождения Иисуса Христа, вдруг предстали им два мужа в белых одеждах и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11).
У евангелиста Марка сказано, что «Господь, вознесшися на небо, возсел одесную, то есть по правую сторону Бога Отца» (Мк 16:19).
В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: «Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19).
Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно что-то рассказать обычным человеческим языком: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9).
Один из важнейших постулатов христианской веры состоит в том, что Иисус Христос является одновременно и Богом, и человеком. Как Бог Он присутствовал в этом небесном мире всегда, а как человек — вошел в него в день Вознесения. С тех пор Спаситель пребывает на горнем престоле с человеческими душой и телом. С таким же телом, подчеркивает Иоанн Златоуст, которое Бог некогда создал из праха земного и о котором сказал, когда изгонял Адама из рая: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3:19). Прожив жизнь абсолютно свято и целиком подчинив Свою человеческую волю Божественной, Христос исправил грех Адама (Церковь называет Его «новым Адамом») и сделал человека достойным взойти на высоту, немыслимую даже для ангелов.
В IV–V веках праздник Вознесения Господня был уже всеобщим в христианской Церкви. О нем упоминают Григорий Нисский, святитель Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов и многие другие отцы Церкви. С течением времени была составлена особая служба на этот праздник. Она состоит из канонов, автором которых стал церковный песнопевец Иоанн Дамаскин.
На Руси Вознесение считалось последним днем весны, началом лета. «Дошла весна-красна до Вознесеньева дня, послушала последний раз, как «Христос воскрес!» поют, – тут ей и конец пришел», – говорили раньше в народе. После Вознесения начинались страдные полевые работы.