Доклад игумении Филареты (Шевченко) на Рождественских чтениях: «Даждь ми разум творити волю Твою»

Доклад настоятельницы Арзамасского Николаевского женского монастыря игумении Филареты (Шевченко) на Рождественских чтениях, прошедших 20 декабря 2022 года в формате видеоконференции.

 

«Даждь ми разум творити волю Твою» – о молитве, покаянии и трезвении как пути Богопознания.

Всечестные отцы, матушки игумении, братья и сестры, благословите!

Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а оно выше всех добродетелей (преп.Никон) (1)

Потенциально всякий человек призван к полноте духовной жизни, но постоянная обращенность воли к миру вещественному, к плотским и душевным переживаниям приводит к тому, что многие одебелевают, доходя до состояния неспособности к духовным восприятиям. (2)

Преподобные отцы указали нам путь, который ведет душу к единению с Богом – это стяжание Духа Святого Божьего. Следовательно, главное – не внешние труды, а внутреннее состояние души человека. Причем, только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. (прп.Серафим Саровский)

Получение разума связано со многими аскетическими аспектами: сердечным деланием, хранением ума, блюдением помыслов, покаянием, молитвой. Святые отцы говорили об этом различными словами, как научены были Божией благодатью, но смысл их наставлений был един, ибо в их основе лежали слова Самого Господа, сказавшего: «От сердца исходят помышления злые и оскверняют человека» (Мф.15:19-20) и давшего совет: «Наблюдайте же за собой» (Лк.17:3). «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41), (Лк.14:38).

 «Царствие Небесное состоит в причастности Святому Духу, и именно это означают слова о том, что Царствие Небесное внутри нас, так что мы ревностно стремимся к тому, чтобы принять внутрь себя Духа Святого и сохранить Его» (5)

«Дух Святый дал нашей Церкви познать, как велико Божие милосердие и как много Господь нас любит». «Он живет в нашей Церкви; Он живет в таинствах…». «Блаженны мы, православные христиане, и счастливы, ибо знаем Бога. Научил нас Дух Святой». (2)

Одно из условий для принятия в себя Святого Духа – это подвиг, понимаемый в широком смысле слова. Подвиг состоит в первую очередь в активной и постоянной борьбе с грехом, страстями и дурными помыслами: «…тем, кто борется с грехом, Господь дает не только прощение, но и благодать Святого Духа…», -- утверждает прп. Силуан, советуя: «…возненавидь грехи и плохие помыслы… и тогда даст тебе Господь благодать Свою…» (3)

Научиться вырывать ум наш от всякой мысли, направленной в сторону греха, -- это великая наука. Когда какой бы то ни было страстный образ атакует нас, необходимо вырвать наш ум оттуда и «разделиться» с этим образом страсти. Тогда образы страстей не принимают действительной, активной силы, а остаются в пассивном состоянии.

Когда мы не находим в себе силу сразу вырваться вниманием ума от страсти, тогда наилучшим путем бывает огненное покаяние, крик к Богу: «Свободи меня от власти сих духов! Возведи ум мой на Небо, где Ты пребываешь, Боже мой! Избавь меня от адского пленения страстей!» (4)

Монах должен научиться управлять своим умом и постоянно смотреть – где он, наш ум. Если ум в страстных образах, то это оскверняет всего человека: и ум, и душу, и даже тело. И наоборот, когда ум наш, уязвленный по благодати свыше любовию Христовою, влечется туда, где Он, Христос, тогда происходит обратное: ум наш и все существо наше освящается, возвышается, приближается к Богу и с годами становится способным так освоиться с Богом, что день и ночь – всегда человек умом пребывает в Боге. (4)

Святой Дух может открыться христианину и поселиться в нем тогда, когда он очиститься от страстей, проявляющихся в дурных наклонностях сердца и дурных помыслах ума. (3)

«Хочешь, чтобы Дух Божий сошел на тебя? ... Очисти свое сердце, и когда Бог увидит правоту твоего сердца, Он пошлет Своего Святого Духа» (прп.Арсений Великий). (3)

Борьба с грехом, страстями и дурными помыслами идет рука об руку с борьбой против бесов, которые их внушают. Эта битва опасна, сложна и мучительна, и прп.Силуан сам, как мы знаем, очень от неё страдал, когда, как преподобный Антоний и многие другие подвижники, замечал окружавших его бесов. Это как раз то знание, из-за которого он предупреждает нас, что «до благодати Святого Духа душа имеет великую брань». (3)

Подвиг, который есть и активная борьба со страстями, и усилие к тому, чтобы жить по добродетелям, явленным нам Христом в Его личности, совершается благодаря исполнению Его заповедей, и это – ещё одно важное условие стяжания Святого Духа. «Если бы люди хранили заповеди Христовы, то … Дух Божий жил бы в душах людей….»

Соблюдаться должны все заповеди без исключения. Тем не менее прп. Силуан выделяет некоторые из них, когда говорит о принятии Духа Святого. (3)

Прежде всего – покаяние. Это не удивительно, потому что Иоанн Креститель возвестил пути Господни именно проповедуя покаяние, и Сам Христос начал Свое учение с проповеди покаяния. Именно через покаяние человек отрекается от зла и от ветхого человека, и может вести новую жизнь во Христе с помощью Духа Святого. Итак, преподобный Силуан говорит, что тот, кто кается, Духом Святым уподобляется Господу; но тот, кто не раскаивается, -- уподобляется врагу рода человеческого. Старец неоднократно подчеркивает тесную связь между покаянием и вхождением в душу Духа Святого: «Радуется Господь о душе, которая смиренно кается, и дает ей благодать Святого Духа». (3)

Для того, чтобы послать Своего Духа Святого, Богу не нужно ничего, кроме нашего действительно смиренного расположения: «Человек… смиряется пред Богом – и Господь… дает благодать Святого Духа…». «Приятелищем же даров Духа никто не может быть без кротости и смирения» (прп.Симеон Новый Богослов). Преподобный Силуан представляет это условие как абсолютно необходимое: только в «смиренной душе живет Дух Святой». В действительности «гордая душа … гордостью своею не дает в себе места благодати». Душа должна не только приобрести, но и хранить смирение; смирение должно стать для неё постоянным и устойчивым состоянием. «Чтобы победить самолюбие, необходимо всегда смиряться» «и если душа смирится, то благодать не отойдет». (3)

Второе необходимое условие принятия Святого Духа – это любовь к ближнему.

Прп.Силуан особенно настаивает на необходимости любить своих врагов: без этого Дух Святой не может обитать в человеке.

Соответственно, присутствие и действие Святого Духа верующий узнает по тому, что в нем пребывает мир – он испытывает любовь и сострадание ко всем, в том числе к врагам. «Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то, значит, нет в тебе благодати Святого Духа, но живет в тебе злой дух…». (2)

Последнее основополагающее условие принятия Святого духа – это молитва. С одной стороны, Господь посылает нам Святого Духа, только если мы жаждем Его принять и если просим Его об этом.

С другой стороны, именно благодаря молитве и именно в ней Святой Дух подается нам от Бога: «…молиться легко, потому что помогает благодать Божия»; «…душа молящегося знает Духа Святого». (2)

Чаще всего святые отцы советуют прибегать к Иисусовой молитве, которая в этом отношении обладает множеством преимуществ.

По словам преподобного Иоанна Лествичника, она позволяет «оттолкнуть помыслы единственным словом в тот самый момент, когда они возникают».

С другой стороны, её непрерывность позволяет ей сопровождаться трезвением.

И наконец, самое главное, имя Иисусово, заключенное в ней, обладает большой силой против помыслов и против тех, кто их внушает.

«Бичуй своих врагов именем Иисуса, ибо нет оружия более мощного на небе и на земле» (прп.Иоанн Лествичник)

«И тогда мы увидим, что они тут же рассеиваются, как дым в воздухе, -- так научил нас опыт». (прп.Исихий Иерусалимский) (5.1)

«Пусть никогда не прекращается… молитва ко Христу Иисусу, Богу нашему. Ибо ты не найдешь во всей своей жизни помощи более сильной вне Иисуса. Только Сам Господь, поскольку Он Бог, знает коварство, хитрости и уловки бесов». (Исихий Иерусалимский)

«Прибегай к Богу в борьбе против [твоих врагов], повергай свое бессилие в Его присутствие, ибо Он может не только закрыть им рот, но и лишить их силы» (Варсонуфий Великий) (5.2)

Молитвой Иисусовой «мы прибираем…дом нашего сердца», пока оно не обретёт совершенного здоровья. (Исихий Иерусалимский)

Для достижения этой цели требуется большое терпение. «Лукавый вооружается против нас тем более, чем более мы сопротивляемся его нападениям» (прп.Макарий Великий).

Борьба с помыслами, следовательно, есть дело длительное, и одержать полную победу над некоторыми помыслами возможно порой только через несколько десятков лет упорных сражений, которые неизбежно сопровождаются страданием. На протяжении всего этого времени сражающегося постоянно одолевает отчаяние. Здесь терпение, наряду с молитвой, является лекарством.

«Переносите [искушения], пока не преодолеете…чтобы не отчаиваться и молиться Богу, воздавая Ему хвалу от всего сердца и имея во всем терпение, -- так искушения отдалятся от вас» (5.2)

«Чтобы как должно совершалось сердечное делание, трезвение и молитва должны сопровождаться постом, памятью смертной, безмолвием и особенно – скорбью и смирением. Скорбь – совершенное трезвение – где нет скорби, не может быть и трезвения.» (Исихий Иерусалимский) (5.2) Всё это тоже лекарства для спасения души.

Трезвением открываются помыслы из глубины человека – ударами трезвения и молитвы внешне гладкая поверхность души (как у озера) возмущается и мутнеет, показывая своё мутное и гадкое содержание, выбрасывая на поверхность отбросы и гниль, скрывавшиеся на дне. (5.2)

 «Трезвение прежде просвещает и очищает совесть. Затем совесть вновь показывает то, что было скрыто» в глубине. (5.3)

Итак, эта практика позволяет не только отражать помыслы, но даже совсем разрушить сами страсти и все следы, которые они сумели оставить в душе, а на их месте водворить добродетели. (Прп.Никифор Уединенный)

«Трезвение – путь всех добродетелей и всех заповедей Божиих.»

С помощью добродетелей человек приобретает подобие Божие и соединяется с Ним. Видение Бога и обожение являются совершенно неотделимыми от всей подвижнической жизни – приобретаются множеством битв, большим терпением, упорством, искушениями и испытаниями, актом свободной воли пред лицом испытаний скорбями. (Максим Исповедник)

О том, что чистота является главным условием для того, чтобы получить от Бога озарение боговидения, говорит Сам Христос: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Мф.5,8)

Когда человек уже ничем не огорчает Святого Духа, но приходит в согласие с благодатью через исполнение заповедей, тогда он достигает свободы от страстей, воспринимает полноту усыновления Духа премудрости, которая выражает себя таинственным образом, богатства духовного и разумения не от мира сего. (5.4)

Христос, Свет истинный (Ин.1,9), обещавший людям пришествие Духа истины, учит: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики и познаете истину (Ин.8,31-32). И ещё: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14,23). Апостол Иоанн также указывает на эту связь: А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. (1Ин.2,3-4).

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим». (Ин.14, 21)

«Дверь познания открыта нам через заповеди». «Если ты желаешь созерцать тайны, сам исполни заповеди». «Если исполнение соблюдается и совершается с горячим усердием, соразмерно рвению и подвигу… рано или поздно, в большей или меньшей степни они получат награду – созерцание Бога – и станут причастниками Божественной природы; «именно там, где в точности хранятся заповеди, будет явление Спасителя». (5.4) «И я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14,21)

 «Хранение Божественных заповедей дает не только познание, но и обожение» (Григорий Палама) (5.4)

В заключение хочу привести слова старца Софрония Сахарова:

«Монашество – это с самого начала до последнего издыхания напряженное внимание: как нам избежать греха, как нам приучить наш дух пребывать в атмосфере любви Божией. И, так как спасение есть обожение человека, оно состоит в том, что человеку, взятому от земли, созданному из «ничто», дается власть, возможность, жизнь – жить жизнью Самого Бога…» (4)

Господи, помоги нам в этом!

 

Список литературы:

  1. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. 1й том.
  2. «Старец Силуан Афонский» Архимандрит Софроний Сахаров
  3.  «Преподобный Силуан Афонский». Жан-Клод Ларше. 2015г. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
  4. Выдержки из «Беседа 22: О борьбе за пребывание умом в Боге» архимандрит Софроний Сахаров.
  5. «Исцеление духовных болезней». Жан-Клод Ларше, Сергиев Посад, МДА 2018

5.1 Глава 5. Борьба с помыслами. 6.Роль молитвы и терпения

5.2 Часть четвертая. Осуществление лечения. Глава 3. Борьба с помыслами

5.3 Часть четвертая. Осуществление лечения. Глава 5. Борьба с помыслами

5.4 Часть шестая. Восстановленное здоровье. Глава 3. Познание