Доклад игумении Филареты (Шевченко)

Доклад игумении Филареты (Шевченко)

на тему:

Подвиг в жизни монаха (борьба со страстями – война в мирных условиях)

 

 

Региональные Рождественские чтения Нижегородской Епархии

Секция «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Нижний Новгород

12 декабря 2019г.

 

Всечестные отцы, матери, сестры и братья, благословите!

В Последовании малого ангельского образа, еже есть мантия, настоятель глаголет: «Брат наш, восприял есть обручение ангельскаго образа, и оболкся есть во вся оружия Божия, во еже мощи ему победити всю силу и брани начал и властей и миродержителей тмы века сего. Духов злобы поднебесных: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа: рцем вси о нем, Господи, помилуй».(5)

«… и даждь ему незабытно памятовати уготованная благая любящим Тя и распеншим себе житию сему, Царствия ради Твоего».(5)

Распятие – это есть Крестоношение, состоящее в том, чтобы распять плоть со страстями и похотями (Гал.5, 24), умертвить земные члены… блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание (Кол.3,5), облечься в нового человека, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол.3,12), отвергнуться себя и взять крест свой и последовать за Христом (см.Мф.16,24), быть «под крестом, в борьбе, в нищете духовной, в духе и деле аскета… в посте, покаянии, плаче и в подвиге воинствования» о Христе Иисусе (преп.Иоанн Колов). (12)

Из дневниковых записей убиенного о. Василия (Рослякова): «Монашество – бескровное мученичество. Мука не есть лишение себя утех семейной жизни, сладкой пищи, телесного комфорта, …, развлечений и утешений… Собственно же мука – это предстояние пред лицем своей (собстенной) беспомощности и непрестанного лицезрения своего пленения силою страстей. Это состояние сравнимо с положением человека, терпящего истязания от взявших его в плен и предчувствующего свою гибель. Монах добровольно подставляет грудь мечу Слова Божьего, и тот проникает до разделения души и духа, обнажает и будит помышления сердечные. Это все совершается духовно так же реально и болезненно, и мучительно, как и телесно.» (6)

«Если посмотреть, как делалось спасение у Отцов, то одно и то же неизменное у всех веками увидим: подвиг! Служение Богу! Постоянное, усиленное. И душа наша мысленно соглашается: да, так и должно быть, ибо мы – падшие, имеющие нужду меняться от худшего на лучшее, а это и есть подвиг». (4)

Итак, начало – возьми себя в руки, овладей сердцем своим, как говорил батюшка святый Иоанн Кронштадский, а тогда – делай!» (4)

Любой монах приходит в обитель от горячей любви ко Христу. А где

любовь – там и подвиг, иначе и быть не может. Посмотрите, как в монастырях люди подвизаются ради Господа, как отрекаются от себя, молятся, смиряются, служат ближним. Потребность души любого монаха, как бы ни был он немощен,– подвигом показать Господу свою любовь. (3)

Евангелие заповедует: «Возлюби Господа всею крепостию твоею». Подвиг – это преодоление себя во имя любви Божией. «Милость Божия дается даром, но мы должны принести Господу все, что имеем» (6), как две благословенные лепты евангельской вдовицы.

«Подвиг монашества начинается отсечением своей воли и своих разумений, отречением от плотского наслаждения, а совершается умерщвлением души и тела для греха, оживлением их для Бога», – пишет святитель Игнатий. (10)

«Подвизайтесь против страстей. Брань неотдышна, ужасна и свирепа с ними и с невидимыми врагами… Смирение же, время, много труда и помощь Божия побеждают», -- пишет прп. Макарий Оптинский. (15)

«Отсекай каждый день и час свою волю и не ищи другого пути, кроме этого. Им шествовали стопы преподобных отцов.» (прп.Иосиф Афонский) (14)

«Со страстями воюют потоками слёз, болью души до смерти, с крайним смирением и величайшим терпением… Долготерпением попаляешь диавола». (прп.Иосиф Афонский) (14) Отец Софроний говорил: «Если хочешь искоренить страсти, которые находятся внутри тебя, ты должен научиться плакать».

Святитель Игнатий выделяет для монахов два вида подвигов – телесный и духовный.

Св. Исаак Сирский говорит: «Телесным деланием предваряется душевное … второе рождается от первого, как колос от пшеничного зерна…» (2).

Пост — основание всех иноческих добродетелей. По определению Владыки Игнатия, «пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней».Подвиг поста полезен и нужен не единственно для тела, он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца» (2).

От объедения чрева грубеют и ожесточаются сердечные ощущения, а ум теряет легкость и способность к духовному деланию. Инок, не соблюдающий благоразумие в пище, обуревается леностию, унынием и

печалию, ему трудно бороться со страстями: блудом, гневом, тщеславием, гордостию; постоянное же небрежение к посту может привести к потере целомудрия и девства.

Постом монах очищает себя, преуспевает в смирении, целомудрии, скромности, молчании, становится способным к духовным подвигам и умозрению.

Пост способствует внимательной молитве тем, что искореняет страсти и их порождение — порочные помышления и мечтания, которые рассеивают молитву.

Глубокий знаток человеческой природы, епископ Игнатий знал, «что в человеке жизнь не прекращается ни на мгновение: ум никогда не перестает рождать мысли, а сердце чувствования, но так как и ум и сердце заражены грехом, то естественно, что рождаемые ими мысли и чувства чаще всего бывают небогоугодными». (2)

Помыслы в нас держатся устойчиво потому, что ум не имеет деятельности. Не имеет молитвы. Поскольку мы не даем работы уму, его захватывает диавол своими ловушками и терзает его. Поэтому надо пребывать в упорной молитве. (8)

Подвиг этот весьма труден, но без него невозможно достигнуть совершенства.

Чтение Евангелия и творений святых Отцов.

Из последования малого монашеского образа (посл.к Еф.,гл.6): «Станите убо препоясаны чресла ваша истиною, оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира: над всеми же восприимше щит веры, в нем же возможете вся стрелы лукавого разжженыя угасити: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть Глагол Божий». (5)

Изучение евангельских заповедей должно заключаться в посильном практическом их исполнении, а не в теоретическом познании. Изучение творений святых Отцов – с молитвенным пожеланием от всего сердца возлюбить монашеское Предание, укорениться в нем и от него питаться, дабы в своё время принести плоды.

«Если не перестанем сами себя испытывать и сравнивать наше житие с житием прежде нас бывших святых Отцов и светил, то найдём, что мы ещё и не вступали на путь истинного подвижничества, ни обета своего как должно не исполнили, но пребываем ещё в мирском устроении». (9)

Внимание при молитве. Молящийся инок должен непрестанно своим умом соприсутствовать словам молитвы.

Святой Симеон Новый Богослов, усматривая тесную связь между вниманием и молитвой в борьбе с лукавыми помыслами, уподобляет внимание стражу, который охраняет молитву… вниманию же да последует молитва, немедленно истребляющая и умерщвляющая все лукавые помыслы, с которыми внимание, во-первых, начало борьбу… От этой борьбы, производимой вниманием и молитвою, зависит жизнь и смерть души. Если храним молитву посредством внимания чистою, то преуспеваем. Если же не стараемся хранить ее чистою,… то ее оскверняют лукавые помыслы, — мы … лишаемся преуспеяния». (2) Полное непоколебимое внимание при молитве есть величайший дар Благодати Божией.

«Положим в основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между монашескими подвигами, для которого служат все прочие подвиги, внимательную устную и гласную молитву, за которую Милосердный Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную, сердечную, благодатную». (2)

Непрестанная молитва — это верный путь, ведущий инока к Богу. Святой Исаак Сирский говорит: «Иначе, как непрестанною молитвою, невозможно приблизиться к Богу».

«Вместимость молитвы зависит не только от нашего настроя и от того, насколько мы любим Бога, но и нашего труда, усилий и от проливаемого нами пота, а чем больше возрастает наша вместимость, тем больше дает нам Бог». (4)

Монах, который терпеливо переносит трудности в молитве и не оставляет ее, хотя бы и годами не имел никаких чувств, – это мученик в очах Божиих.

Трезвение – главное делание монаха. Оно состоит во внимании, бдении, наблюдении за помыслами, приходящими на ум и стремящимися войти в сердце, чтобы овладеть крепостью души. Трезвение и внутреннее борение – это «искусство искусств и наука наук», которую трудно постичь живя в смятении развлечений ума и мирских пристрастий.

«Монашеским деланием называется то, когда выступишь на единоборство, победишь, проиграешь, выиграешь, потеряешь, упадешь, встанешь, когда разворотишь всё и выйдешь на борьбу и битву по

последнего дыхания. И чтобы ты никогда не смалодушничал, пока душа в теле.» (14)

Значение скорбей в духовной жизни инока. Преосвященный Игнатий говорил, что «скорби противодействуют нашему падению и способствуют нашему восстанию. Христос Спаситель ведет «стезею скорбей» Свое стадо в страну блаженной Вечности. Скорби для монаха, по мнению Владыки, являются «Чашей Христовой», которая делает земных участников этой чаши причастниками непрестающего наслаждения в жизни Вечной». (2)

Указывая иноку путь всецелого устремления к Богу, скорби делают его способным на все в этой жизни смотреть очами веры и надежды. «Чаша Христова, — свидетельствует епископ-аскет, — отверзает вход в страну разума и состояния духовного; соделывает инока мертвым миру, бесчувственным к временным скорбям и лишениям.

Преосвященный Игнатий учил, что иноческие скорби, при терпеливом перенесении их, делают инока более совершенным в духовной жизни. Скорби, возникающие от падшего естества, научают инока надеяться не на себя, а на Бога, доставляют ему опытное познание своего падения и необходимость Искупителя.

Скорби от греховного мира научают терпеть превратности земной жизни и воспитывают в нем хладность ко всему временному.

Скорби от окружающих инока людей смиряют гордость, присущую сердцу каждого человека, и способствуют деятельному осуществлению заповеди о любви к врагам. Владыка писал: «Люди, наносящие скорбь, и скорбные обстоятельства, — только орудия во всемогущей деснице Божией»

Епископ Игнатий, наблюдая за монашеством своего времени, свидетельствовал, что скорби иноков непрестанно увеличивались. В этом он видел милосердное попечительство Божие к монахам его времени. При постепенном ослаблении иноческих подвигов скорби становились непременным условием достижения спасения. Каждый монах всегда должен быть готов встретить любую скорбь и не ждать упокоения.

Особое значение епископ Игнатий придавал болезням. Он писал: «Вижу, что болезненность моя есть дар Божий: она обуздывает меня и, лишая временного благоденствия, привлекает ко мне вечную милость Божию … Судьбы Божии помогают тем, которые имеют искреннее, хотя и

немощное намерение спастись.» (2)

Из заметок о Духовной Брани прп.Силуана Афонского и других отцов

Вся наша брань за то, чтобы смирить себя. Враги наши пали гордостью, и нас они туда же влекут. Но мы, братья, смирим себя и тогда увидим славу Господню еще здесь, на земле». (11)

«Сражение наше идет каждый день и час. Если брата укорил, или осудил, или опечалил, то свой мир потерял. Если потщеславился или превознесся над братом, то потерял благодать. Если блудный помысел пришел, и ты не сразу отогнал его, то душа твоя потеряет любовь Божью и дерзновение в молитве. Если любишь власть или деньги, то никогда не познаешь любви Божьей. Если волю свою исполнил, то ты побежден врагом, и уныние придет в душу твою. Если брата своего возненавидел, то, значит, отпал ты от Бога, и злой дух овладел тобой.

Если же брату сделаешь добро, то обретешь покой совести. Если волю свою отсечешь, то прогонишь врагов и получишь мир в душе своей.

Если прощаешь брату обиды и любишь врагов, то получишь прощение грехов своих, и Господь даст тебе познать любовь Святого Духа.

А когда совсем смиришься, тогда обретешь совершенный покой в Боге.» (11)

Наш Господь смирен сердцем. Что имеет Христос, то должны стяжать и мы … Мы понуждаем нашу самость к смирению. Это требует усилий. Самоукорение – это самое совершенное орудие для того, чтобы достигнуть смирения. (8)

«У святых отцов сказано: каждый любящих Бога должен лично встретиться с духами зла. И то сказано не про святых, а про обыкновенных людей. И чем больше любовь, тем яростней брань, пока уже на высшей точке этой нарастающей брани на бой с человеком, любящим Бога, не выйдет главный дух ада – сатана». (6)

Война у души с врагом до гроба. И если на обычной войне убивают только тело, то наша война труднее и опаснее потому, что может погибнуть душа.

«Человецы есмы, плоть носящи, да диаволом искушаемые». Когда пошатнёмся в какой добродетели, надобно знать, что «…устоять в добродетели зависит не от нас, а от Благодати Божией». (12) В жерновах скорбей и искушений совершенствуется душа для Царствия Небесного.

Стойте мужественно и крепко надейтесь на Бога, и враги не устоят, ибо Господь победил их. (11) «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой…».

«Познай себя, каков ты есть, и через это придёшь в смирение. «Виждь смирение мое и труд мой». Смирение для души, труд – для тела. И оба вместе – для всего человека». (14)

Венец монаха есть Смиреномудрие.

Конец нашей подвижнической жизни есть Царствие Божие,

а Цель – Чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца.

 

Список литературы:

1) «Без подвига для монаха нет спасения» Святейший Патриарх Кирилл, проповедь 21 августа 2017 года в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

2) «Приношение современному монашеству» Брянчанинов Святитель Игнатий, Том 5. II. Телесный и духовный подвиг монаха

3) «Монашество – жизнь в иной системе координат» Игумения Домника (Коробейникова), беседа 22 мая, 2015

4) «О молитве и трезвении». (Из тетрадей иеросхимонаха Серафима Карульского) Иеросхимонах Серафим. Отдельные выписки из тетрадей были напечатаны в «Православном Пути» за 1984г. «О понуждении сеяя служить Богу».

5) «Чин на одевание рясы и камилавки. Последование малого образа, еже есть мантия. Последование великаго образа, еже есть схима». Издательство Спасо-Преображенского Валаамского Монастыря 1998

6) «Жизнеописание Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. Благословенно воинство (Мученичество в жизни Церкви)». Оптина Пустынь 2003г.

7) Доклад Архимандрита Елисея, настоятеля монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон) на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 8−9 октября 2014 года).

8) «Беседы с Афонскими старцами». Псков, 2001г.

9) Лествица. Слово 23 прп.Иоанна Лествичника.

10) «Аскетические опыты» Брянчанинов Святитель Игнатий, т.2 1998г.

11) Молитвы старца Силуана. Житие прп.Силуана Афонского, его молитвы и записи разных лет. Издательский совет РПЦ 2006г. Издательствво «Дар» Москва 2006г.

12) Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна Письма №№2, 3, 7, 16, 17, 78, 80.

13) О монашестве. Ангелы земные. Книга первая. Православное издательство «Мелисса» 2006г.

14) Изложение монашеского опыта. Старец Иосиф Афонский. Свято-Тоице-Сергиева Лавра. 1998год.

15) Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т.1. Издание Введенской Оптиной Пустыни 2003 год.