Литургия в день Святого Духа
8 ИЮНЯ 2020 ГОДА
в понедельник 1-ой седмицы по Пятидесятнице,
в день Святого Духа
в Благовещенском соборе совершилась Божественная Литургия. Богослужение возглавил игумен монастыря - архимандрит Александр (Лукин) в сослужении иеромонаха Антония (Перова).
Проповедь перед Причастием произнёс игумен Леонид (Грошев).
После отпуста Литургии игумен совершил Славление празднику Пятидесятницы и произнёс проповедь.
Слово в день Святого Духа
сщмч. Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской
В честь Святого Духа Церковь установила праздник столь же светлый и радостный, как и в честь Рождества Христова и Богоявления. Как бы опасаясь не воздать достодолжного чествования Святому Духу, Церковь, кроме вчерашнего праздника в честь сошествия Святого Духа на апостолов, установила для особого чествования Святого Духа еще особый день ныне. Этим она хочет внушить верующим, сколь радостно и велико по своему значению для Церкви сошествие Святого Духа.
И подлинно, вспомним, какою радостью исполнились сердца апостолов, когда они услышали от Христа обетование послать им Утешителя иного, сколь велики были плоды сошествия на них Святого Духа. Дух Святой, по слову Христову, напомнил им все, что говорил Христос, так что они, вдохновляемые Духом, без затруднения, одушевленно, словами, исполненными мудрости и красноречия, проповедовали о Христе всем народам и их царям и правителям (Ин. 14, 26; Лк. 21, 11–15). При содействии Духа Святого некнижные рыбари извлекли «глубины Духа»204, «сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2, 3) из священных писаний пророческих, ключ «к уразумению» которых открыл им еще Христос после воскресения (Лк. 24, 45). Дух Святой возвестил апостолам и грядущие судьбы Церкви (Ин. 16, 13), так что они проповедовали без всякого опасения за судьбы своего дела, будучи твердо уверены, что дело их не может погибнуть, несмотря на видимое их бессилие пред лицом враждебного им мира (Деян. 5, 38–39). Дух Святой сопровождал великими знамениями и чудесами их проповедь, так что они покорили вере во Христа народы во всех концах вселенной (Рим. 15:18–21, 10:18). Духом Святым они «ежедневно умирали» (1Кор. 15, 31; 2Кор. 4, 11) для страстей плотских (Гал. 5, 16–26), так что постоянно в духовной жизни своей преображались "в тот же (Христов) образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3, 17–18). Наконец, хотя сокровища духовные они носили в немощных, «скудельных сосудах" (2Кор. 4, 7), но благодатию Духа Христова возносимы были до третьего неба, восхищаемы были в самый рай (2Кор. 12, 1–9).
Что же? Неужели только в дни апостолов совершались подобные действия Духа, неужели в наши дни утратило уже силу обетование Христово о Святом Духе? Мы, христиане нынешнего времени, также празднуем ныне исполнение этого великого обетования Христова о Святом Духе. Но как празднуем? Не более ли одними устами, чем сердцем?
Правда, верующие в простоте сердца и ныне не только устами, а и сердцем празднуют в честь Духа Святого, но не празднуют ли большей частью лишь совершенно бессознательно, совсем не зная о действиях Духа? Те же, кому дано знание, большей частью склонны бывают верить лишь тому, что они могут видеть своими глазами, осязать своими руками; поэтому напоминание о Святом Духе проходит обыкновенно лишь в уме их, совсем не затрагивая сердца, не возбуждая в последнем живой радости. И доселе, таким образом, едва ли не к большинству христиан остаются приложимы слова, сказанные Господом о Святом Духе, что «мир не может принять (Его), потому что не видит Его и не знает Его» (Ин. 14, 17). А некоторые, чтобы оправдать свое неверие в обетование Господа, решаются даже возводить хулы на Духа Святого, говоря вместе с лжеучителем Л. Толстым, будто догмат о Духе Святом выдумала Церковь, чтобы отвлечь людей от труда над нравственным самоусовершенствованием. Это говорят люди, не хотящие знать, что Дух Святой созидает сердце чистое в людях (Пс. 50, 12), обновляет, следовательно, самые "исходища жизни" (Притч. 4, 23; Иез. 37, 26–27), не для того, чтобы прекратить труд человека над самим собою, а для того лишь, чтобы облегчить трудность подвигов духовной жизни, «немощное врачуя и оскудевающее восполняя»205.
Современные люди постоянно говорят о духе века и о великом влиянии его на всех членов общества. Почему же столь недоверчиво относятся они к действиям Духа на сердца людей? Ведь сказанное Господом о Духе Святом: «Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет» (Ин. 3, 8) не имеет ли полного приложения и к духу века, влияние которого на нас бывает вполне ощутимо, хотя пути этого влияния нередко остаются совершенно вне нашего сознания? Большей частью мы сознаем, что дух века оказывает на нас влияние чрез общение с какими-нибудь более известными обществу людьми, чрез знакомство с их писаниями. Отчего же невероятным кажется, если трудно нам ощутить непосредственное действие Святого Духа на наш дух, что это действие может проявиться хотя бы чрез общение наше с исполненными Духа святыми и чрез чтение писаний Духа, оставленных нам святыми апостолами?
Ибо ведь как чрез Духа Святого «во пророцех возвестил еси нам (Бог) путь спасения, и во апостолех возсия... благодать Духа», как «собирал Он собор церковный»206, так и поныне немало есть людей, исполненных Духа, особенно среди духовных подвижников, обогащающихся непрестанно "плодами Духа" (Гал. 5, 22).
Неужели, наконец, и у нас самих не бывает совершенно минут священного вдохновения, хотя бы здесь в храме, при слышании вдохновенных песнопений Церкви, невольно вселяющих в душу «радость и мир о Дусе Святе» (Рим. 14, 17)? Разве, быть может, сами мы отталкиваем от себя эти порывы духа нашего к общению с Источником святыни. Но тогда мы сами повинны в своей нечувствительности к действиям Духа; тогда к нам приложимы слова апостола: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9).
Напечатлеем же, братие, ныне в своем уме и сердце слова апостола, слышанные нами сегодня: «Паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных» (Еф. 5, 18–19), чтобы, начав с этой начальной ступени «хождения во свете», соделаться способными и к дальнейшим, изображаемым апостолам (Еф. 5, 8 и далее)! Не будем пренебрегать толцаниями благодати в наши сердца, чтобы не оттолкнуть от себя Высокого «Блюстителя душ наших» (Откр. 3, 20; 1Пет. 2, 25;); не будем ожесточать сердец наших при слышании гласа Духа Святого, как бывает с некоторыми! Пусть вместе с песнопениями церковными слова благодати проникают в самое существо наше, чтобы, одушевляемые Духом Христовым, исполнялись мы решимостью и в жизни творить дела Христовы! Почерпая здесь воду из источников жизни для утоления духовной жажды, будем пить из них не для мгновенного, мимолетного услаждения души; но как утоляющая жажду вода источника, услаждая чувства, укрепляет и силы наши, так и пиемая нами вода жизни пусть живительно действует на силы нашего духа, пусть укрепляет нас на мужественную борьбу с умерщвляющими дух страстями плотскими, как воздействовала она на самарянку, оставившую страсти прежней жизни; пусть она возвращает в нас силы для подвига жизни пастырского ли, или иного, какой кому предстоит по воле Божией, и таким образом сделается для нас воистину «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Аминь.