Митрополит Георгий совершил всенощное бдение в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода

Текст Андрея Рукавишникова. Фото Александра Чурбанова

6 апреля, в канун двунадесятого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил всенощное бдение в Благовещенском мужском монастыре Нижнего Новгорода. Богослужение состоялось в cоборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Правящему архиерею сослужили настоятель этого монастыря архимандрит Александр (Лукин), благочинный Нижегородского округа иерей Александр Гимоян, первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова (см. Лк 1:26–38). Слова «Благовещение» и «Евангелие» синонимичны, имеют одинаковое значение — благая, радостная, добрая весть. Событие Благовещения совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого пророка Иоанна Предтечи. День Благовещения Пресвятой Богородицы является днем воплощения Спасителя: от 7 апреля до 7 января, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных таинство. Всемогущий Бог через великое таинство Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого. Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее.

Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его святой воле, явились той благодатной нивой, в недрах которой возник благословенный плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление…» (тропарь праздника Благовещения).

Справка:

Нижегородский Благовещенский мужской монастырь основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским при закладке Нижнего Новгорода.

В 1229 году в результате нападения мордовского князя Пургаса монастырь был полностью разорен и более чем на 100 лет прекратил свою деятельность.

В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий. Его заботами в 1370 году в обители была построена, а в 1371 году освящена белокаменная одноглавая Благовещенская церковь. В XVII веке храм был перестроен.

Главной святыней монастыря почиталась Корсунская икона Пресвятой Богородицы. Образ византийской работы был подарен братии святителем Алексием. В годы советской власти он был реквизирован. 

Возрожденный в XIV веке монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали денежные и имущественные вклады на устроение обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями.

Со времени возобновления монастыря он стал принадлежать к Дому митрополитов Московских, а с учреждением патриаршества в 1589 году – именоваться «домовым Патриаршего дома монастырем», то есть ставропигиальным. Первосвятители давали обители жалованные грамоты от себя и испрашивали для нее милости у монархов.

Являясь центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX столетия монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI-XIX веков.

В 1764 году обитель решением Синода была передана в управление епископа Нижегородского и Арзамасского. Монастырь был причислен к третьему классу.

В первой половине XIX века наиболее значительным событием в истории обители стало строительство новой Алексеевской церкви (1837). В этом храме были похоронены святители Иеремия (Соловьев, 1884) и Макарий (Миролюбов, 1894).

После установления советской власти монастырь в 1919 году был закрыт. Постепенно в его стенах обосновались различные гражданские организации. В распоряжении верующих осталась лишь небольшая церковь во имя апостола Андрея Первозванного. В 1922 году под предлогом помощи голодающим из храмов обители были изъяты наиболее ценные богослужебные предметы.

В 1928 году Андреевский храм был закрыт. Немногочисленная братия и члены причта были выселены и подвергнуты гонениям.

В 1948 году в Алексеевской церкви был размещен планетарий, в связи с чем храм был частично перестроен.

В 70–80 годы XX века началась частичная реставрация некоторых сооружений монастыря, в первую очередь Благовещенского собора, который пострадал от урагана 1974 года. В 1987 году реставрационные работы были закончены.

Возрождение обители началось в 1991 году, когда она была возвращена Нижегородской епархии. В стенах монастыря возобновилась церковная жизнь, стали совершаться богослужения. 25 сентября 1993 года считается официальной датой открытия обители.

С началом восстановления духовной жизни монастыря началось и возрождение духовного образования в епархии. По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) первоначально в стенах обители размещалось духовное мужское училище, преобразованное в 1995 году в семинарию. Ее студенты принимали активное участие в возрождении монастыря.

Восстановление и возрождение духовной жизни обители продолжается по сей день.

По материалам сайта Нижегородской митрополии