Божественная литургия в день памяти священномучеников Александра, Андрея, Иоанна, Иоанна, Валентина, Иоанна, Петра, пресвитеров
4 о к т я б р я 2 0 1 7 г о д а
в день памяти священномучеников Александра, Андрея, Иоанна, Иоанна, Валентина, Иоанна, Петра, пресвитеров; в Благовещенском соборе монастыря было совершено Соборное служение. Божественную литургия возглавил архимандрит Александр (Лукин) в сослужении братии монастыря
Священномученик Александр Беляков (1890 – 1937)
Священномученик Александр родился 23 февраля 1890 года в Нижнем Новгороде в семье диакона единоверческой Свято-Духовской церкви Николая Ивановича Белякова. Проучившись два года в Нижегородской Духовной семинарии, Александр Беляков, по семейным обстоятельствам, подал прошение об отчислении его на приход.
8 июля 1911 года решением епархиальных властей он был определен на должность псаломщика в единоверческую Георгиевскую церковь в село Наговицыно Горбатовского уезда. Это был немногочисленный, отдаленный приход, где Александр Беляков прослужил в течение пяти лет, сначала псаломщиком, а затем диаконом. Здесь, в Наговицино, в 1914 году у отца Александра и матушки Людмилы родился старший сын Николай.
29 января 1915 года псаломщик Александр Беляков был рукоположен в сан диакона, а через полтора года, 14 ноября 1916 года, в сан священника, с переводом в единоверческий приход села Соколово Макарьевского уезда. Небольшой деревянный храм в честь Архистратига Михаила в этом селе был построен в 1906 году на средства крестьянина Федора Тихоновича Кондрашева, который перешел из раскола в единоверие. К 1917 году в Нижегородской епархии насчитывалось 14 единоверческих приходов.
В 1913 году отец Александр был удостоен своей первой награды — набедренника, а в 1918 году представлен к награждению скуфьей.
Служение отца Александра в селе Соколово продолжалось двадцать лет, пока по настоянию местных властей Архангельский храм не был закрыт. В 1936 году отец Александр был назначен настоятелем нижегородской Свято-Духовской единоверческой церкви, где его отец когда-то служил диаконом. Этот храм был выстроен в 1843 году на городской окраине, рядом с городским Петропавловским кладбищем, на средства нижегородского купца 2-й гильдии Василия Михайловича Арясова.
В Нижнем Новгороде (Горьком) отец Александр вместе с матушкой и младшим сыном Владимиром проживал в поселке Печерские выселки в небольшом деревянном доме, который он унаследовал от отца, недалеко от Вознесенского Печерского мужского монастыря.
6 августа 1937 года единоверческий священник Александр Беляков был арестован по обвинению в участии в церковно-фашистской подпольной организации и заключен под стражу в горьковскую тюрьму. Спустя почти месяц после ареста состоялся его единственный допрос:
— Скажите, Беляков, с кем вы имели общение по контрреволюционной деятельности?
— Контрреволюционной деятельностью я не занимался и не занимаюсь.
— Кому и при каких обстоятельствах вы распускали провокационные слухи о голодовке на Украине и Саратовской губернии?
— Таких слухов я никому не распространял.
— Что вам известно о контрреволюционной деятельности духовенства вообще на последнем этапе?
— Никаких сведений о контрреволюционной организации в среде духовенства я не слышал и сам в таковой не участвовал. Больше показать ничего не имею.
21 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Иерей Александр Беляков был расстрелян 4 октября 1937 года и погребен в общей могиле, на безвестном расстрельном полигоне Горьковского НКВД.
Память сщмч. Александра 4 октября.
Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015.
Священномученик Валент Никольский (1885 – 1937)
Священномученик иерей Валент Иванович Никольский родился 2 февраля 1885 года в селе Линево Семеновского уезда, в семье диакона. В 1901 году, в 16-летнем возрасте, окончил Александровскую второклассную церковно-учительскую школу. От природы Валент Никольский обладал прекрасным голосом и хорошим музыкальным слухом, поэтому после обучения на епархиальных церковно-учительских курсах, выдержав экзамен, получил звание учителя с правом преподавания хорового пения.
Свое служение в звании учителя Валент Никольский начал в 1902 году в церковно-приходской школе села Неклюдова Семеновского уезда. В этом приходе он преподавал в течение семи лет и сумел организовать при местной церкви в честь праздника Обновления храма Воскресения большой хор из крестьян.
В 1905 году он выдержал экзамен в Нижегородской Духовной семинарии на право преподавать Закон Божий. Спустя четыре года 24-летний Валент посватался к дочери священника из села Суховатова Балахнинского уезда — иерея Ильи Павловича Левковича. Екатерина Ильинична была на три года старше своего жениха, но родители дали благословение на их брак. Очевидно, что именно после свадьбы молодой учитель окончательно утвердился в своем решении посвятить жизнь, как и его предки, служению Господу.
В 1909 году Преосвященный Назарий (Кириллов), архиепископ Нижегородский и Арзамасский, определил Валента Никольского на место диакона в Предтеченскую церковь села Катунки Балахнинского уезда. Его рукоположение совершил 21 октября этого же года викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Геннадий (Туберозов).
В Катунском приходе молодой диакон прослужил семь лет, и при этом по-прежнему продолжал свое обучение. Спустя годы он вновь поступил на епархиальные противораскольнические курсы, сдав 21 августа 1914 года экзамен на звание миссионера.
В 1911 году диакон Валент Никольский становится учителем пения в Александровской второклассной школе, которую когда-то окончил сам. В 1916 году по благословению архиепископа Иоакима (Левицкого) он был определен священником в приход села Андрейково Княгининского уезда. Рукоположение в священнический сан диакона Валента Никольского совершал Преосвященный Макарий (Гневушев), епископ Балахнинский.
Небольшой деревянный Вознесенский храм с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Андрейково был построен в 1898 году, на средства прихожан. Кроме самого села к церкви относились четыре соседних деревни: Иванцево, Бурлыково, Сосновка и Крашево. По официальным данным, в 1916 году в этом большом приходе насчитывалось 118 дворов и числилось 476 мужчин и 520 женщин.
Наряду с пастырским служением, отцу Валенту приходилось исполнять обязанности заведующего Андрейковской церковно-приходской школой и преподавать в ней Закон Божий и пение. За свое ревностное служение отец Валент со стороны благочинного по официальным документам всегда характеризовался как пастырь «весьма хорошего поведения».
В период революционных потрясений, в 1918 году, священник Валент был удостоен своей первой награды — набедренника. И в июле этого же года он впервые был арестован представителями новой власти. По доносу одного из жителей села Андрейкова нижегородскому губернскому комиссару священника Валента Никольского, крестьянина Ивана Васильевича Кузнецова и учительницу Капиталину Уткину обвиняли в контрреволюции, в организации тайных собраний и проведении среди населения агитации против советской власти.
Сотрудниками Княгининского ЧК по данному факту проведено расследование, в ходе которого было установлено, «что опрошенный по сему делу священник села Андрейкова Валент Иванович Никольский показал, что виновным себя в контрреволюционном выступлении, а также в агитации против советской власти не признает. Зачинено это на него из-за мести лицами теми же, которые были им уличены в грабежах на хуторах».
Заступились за своего пастыря и односельчан и сами жители села, обратившись с официальными заявлениями в милицию, опровергая все обвинения доносчика. «Мы, нижеподписавшиеся, граждане Нижегородской губернии Княгининского уезда Курлаковской волости села Андрейкова свидетельствуем, что граждане нашего общества священник Валент Иванович Никольский и Иван Васильевич Кузнецов никогда к неподчинению советской власти народ не призывали, никакой агитации против хлебной монополии не вели и никаких тайных собраний не устраивали».
Чекисты батюшку освободили, но при этом взяли с него подписку, что он не будет вести никакой агитации ни в храме (тем самым запретили произносить проповеди), ни на собраниях. В противном случае по законам военного времени он мог быть незамедлительно вновь подвергнут аресту.
Начиная с 1926 года, иерей Валент Никольский служил в качестве настоятеля в Богоявленской церкви села Трофимово (приход которой по новому административно-территориальному делению относился к Лысковскому району). В 1932 году отец Валент за неуплату налогов был приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовом лагере, которое священник полностью отбыл. После освобождения отец Валент вернулся на прежнее место своего пастырского служения в село Трофимо. По благословению митрополита Сергия (Страгородского) на него были возложены обязанности благочинного.
В феврале 1937 года в районной газете «Лысковский ударник» была опубликована лживая клеветническая статья про местных священнослужителей. Летом этого же года на основании полученных в застенках НКВД показаний двух рабочих были арестованы фактически все священнослужители Лысковского района. 23 июля 1937 года был арестован и отец Валент, впоследствии, в сентябре, заключенный в Горьковскую тюрьму.
Обвинения против неугодного батюшки были основаны не только на показаниях допрошенных лжесвидетелей из числа местных жителей, но и на анонимных доносах в его адрес. Доносы на отца Валента были посланы по почте председателю Трофимовского сельского совета и руководству Горьковского НКВД. Доносчики писали: «Как у вас дела с попом Никольским, который агитирует у вас против колхоза. Он так тихой сапой накладывает свои паутины на граждан. Он черносотенец, что он делал в с. Катунках, когда был диаконом. Надо разоблачить такого паразита. С коммунистическим приветом сочувствующий». «Товарищ уполномоченный! Что за миндальничество в Лысковском УНКВД с попом села Трофимова Никольским, он у нас агитирует против колхоза, а мер к нему не принимают».
На следующий день после ареста состоялся единственный допрос отца Валента, во время которого он категорически отверг все выдвинутые против него лживые обвинения.
— Вы арестованы как активный участник церковно-фашистской диверсионно-террористической организации. Признаете ли себя в этом виновным?
— Нет, виновным себя не признаю.
— Вы в контрреволюционной деятельности изобличаетесь своими же соучастниками и руководителями, поэтому скрыть вам это от следствия не удастся, — заявлял следователь отцу Валенту, — требую от вас правдивых ответов на поставленные вопросы.
— Повторяю, что я виновным себя не признаю.
— Участник контрреволюционной диверсионно-террористической повстанческо-фашистской организации Хитровский показал, что вы летом 1936 года, встретив его в городе Лыскове, высказывали террористические намерения и предлагали ему контрреволюционную деятельность активизировать, а о себе сказали, что вами создана крепкая контрреволюционная организация. Вы это признаете?
— Нет, я этого не признаю. С Хитровским я в городе Лыскове встречался, но ни о чем не разговаривал.
— Участник контрреволюционной организации Крылов показал, что в контрреволюционную диверсионно-террористическую фашистскую организацию вовлекли его вы и ему давали задания на совершение диверсионных и террористических актов. Признаете ли себя в этом виновным?
— Нет, не признаю. Священника Крылова я в контрреволюционную организацию не вовлекал и заданий ему не поручал.
Несмотря на позицию отца Валента, следователь продолжал настаивать на признании им вины.
— Горьковский митрополит Туляков показал следствию, что он вовлек вас в контрреволюционную организацию и давал вам задания на совершение диверсионно-террористических актов, которые вы выполняли и об этом перед ним отчитывались. Вы это признаете?
— Нет, я этого не признаю.
Не добившись нужных показаний от священника, разъяренный следователь НКВД обвинил его в том, что «обвиняемый Никольский Валент Иванович во время допросов ведет себя вызывающе, наносит оскорбления следователю и высказывает клевету по адресу НКВД». На основании этого 17 августа 1937 года было вынесено постановление о заключении отца Валента в карцер сроком на пятнадцать суток. Но, несмотря на все издевательства и пытки, отец Валент не изменил своих показаний.
21 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Валента к расстрелу. Священник Валент Никольский был расстрелян 4 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле.
Память сщмч. Валента 4 октября.
Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015.
Священномученик Андрей Бенедиктов (1885 – 1937)
Священномученик Андрей родился 16 октября 1885 года в селе Воронино Большемурашкинского района Нижегородской губернии, в многодетной семье священника Николая Бенедиктова. Первоначально прошел курс обучения в Лысковском Духовном училище, а в 1906 году окончил Нижегородскую Духовную семинарию. 6 октября этого же года поступил на должность надзирателя (воспитателя) за воспитанниками в Нижегородское мужское Духовное училище, где прослужил три учебных года. В 1908 году Андрей Николаевич Бенедиктов женился и окончательно решил принять священнический сан.
14 апреля 1909 года правящим архипастырем Нижегородской епархии Преосвященным Назарием (Кирилловым) Андрей Николаевич был определен на место священника в Казанский храм села Сунеево Княгининского уезда. Его рукоположение в сан священника 29 мая 1909 года совершил Преосвященный Евфимий (Елиев), епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии.
Именно в период настоятельства отца Андрея в этом сельском приходе осуществлялось строительство нового храма, которое продолжалось несколько лет. Сунеевский храм строился на пожертвования прихожан и на средства, полученные по ходатайству отца Андрея от Святейшего Синода. Освящение каменной Казанской церкви состоялось в 1915 году.
В своем приходе отец Андрей кроме священнических обязанностей вел большую общественную работу. Состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы. Начиная с 1911 года, как миссионер и проповедник он являлся членом местного отделения братства Святого Креста. В 1913 году его избрали депутатом от Арзамасского училищного округа по инспектированию церковноприходских школ. С началом Первой мировой войны молодой пастырь возглавил волостное Ичалковское попечительство по оказанию материальной помощи семействам воинов запаса и ратников ополчения. Кроме этого, с 1 января 1915 года отец Андрей стал членом комиссии Нижегородского отделения Комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны, а с осени этого же года — членом комитета помощи беженцам.
За свое ревностное и патриотическое служение Святой Церкви до революции отец Андрей получил следующие награды: в 1914 году — набедренник; 5 октября 1915 года — архипастырское благословение и грамоту от Преосвященного Иоакима (Левицкого); 6 мая 1916 года ко дню Святой Пасхи — фиолетовую скуфью.
Первый раз органами ОГПУ отец Андрей был арестован в феврале 1925 года, после того как на страницах районной «Крестьянской газеты» была опубликована заметка под заголовком «Проделки попа». Священник был арестован и отправлен в Нижний Новгород в изолятор специального назначения, а Нижегородская губернская прокуратура возбудила уголовное дело по обвинению его в антисоветской деятельности.
В газетной статье говорилось о том, что священник сунеевской церкви использовал «тонкий дипломатический подход к массам с целью завоевания себе авторитета и этим самым углубить религиозный дурман среди них». По материалам данной публикации отца Андрея также обвинили в том, что он отказался обвенчать в храме жителя села Сунеева, некоего Миронова, который являлся комсомольцем, предложил ему выйти из рядов членов ВЛКСМ и публично покаяться в грехах в храме. Во время предварительного следствия батюшка не отрицал того, что он предлагал Миронову выйти из комсомола и покаяться перед всеми верующими, объясняя это тем, что для совершения религиозного обряда (венчания) покаяние положено по уставу Церкви.
4 апреля 1925 года, по милости Божией, прокуратура вынесла постановление о прекращении следствия: «Принимая во внимание отсутствие в содеянном Бенедиктовым состава уголовно-наказуемого преступления <…> дело по обвинению священника с. Сунеева Арзамасского уезда Бенедиктова А.Н. производством прекратить <…> Меру пресечения к обвиняемому Бенедиктову изменить и из-под стражи освободить».
Ревностное служение отца Андрея в селе Сунеево продолжалось до февраля 1928 года. На следующий год он начал служить в райцентре, в городе Сергаче — в небольшом деревянном храме во имя преподобного Иоанна Дамаскина. Но и на новом приходе батюшка был не угоден властям.
4 мая 1931 года его арестовали по обвинению в антисоветской деятельности, направленной против организации колхозов. Более семи месяцев протоиерей Андрей Бенедиктов находился под следствием в арзамасской тюрьме. Через два с половиной месяца после освобождения, 26 марта 1932 года, его вновь арестовали сотрудники районного отделения НКВД по подозрению в причастности к подготовке диверсии, а именно — взрыву Сергачского военкомата. Священник находился под арестом четыре с половиной месяца. После того как отец Андрей в очередной раз был оправдан за недоказанностью вины и освобожден, власти запретили ему возвращаться в Сергач и продолжать пастырское служение.
16 июля 1933 года стало последним днем служения отца Андрея в Сергаче. В дальнейшем по благословению епископа Феофана (Тулякова) отец Андрей переехал в Нижний Новгород, где некоторое время служил в Петропавловской кладбищенской церкви. В самый разгар репрессий, в 1937 году, протоиерей Андрей Бенедиктов был назначен настоятелем Покровского храма в самом центре города.
В Нижнем Новгороде семья священника (матушка Зинаида Петровна, родная сестра Александра Николаевна Бенедиктова и трое сыновей) проживала в частном доме в районе так называемых Больших оврагов на улице Елецкой, недалеко от Воскресенского храма. Один из старших сыновей батюшки тогда работал бухгалтером, другой служил в рядах Красной армии, и еще один сын учился в Ленинграде.
Когда в октябре 1935 года городские власти добились закрытия Покровского храма, его общине предложили «переселиться в другое помещение для храма — в поле на кладбище, с ремонтом этого помещения во втором этаже». Договор райсовета с Покровской общиной о передаче последней в бесплатное пользование Новокладбищенской церкви был заключен 4 ноября 1935 года. К этому времени первый этаж храма уже занимала обновленческая община (очевидно, что обновленцы захватили бывший Сергиевский храм, освященный здесь еще до революции). В этот период времени отец Андрей Бенедиктов был временно командирован служить в Петропавловский городской храм.
Получив новое помещение, представители Покровской общины осуществили своими силами ремонт второго этажа Новокладбищенской церкви. 2 февраля 1936 года был подписан технический акт, согласно которому «все работы, как то: полы, окна, печи, двери и другие работы закончены в степени, допускающей богослужения». Начиная с апреля 1936 года отец Андрей вновь стал настоятелем Покровской общины, но уже в другом помещении — при храме на Новом кладбище (ныне это старообрядческий храм на улице Пушкинской). Однако служение его здесь было недолгим. В августе 1937 года его арестовали вместе с другими священнослужителями города. В ходе следствия отец Андрей отрицал какое-либо участие в контрреволюционных организациях и отказался назвать свои личные связи.
10 сентября 1937 года отец Андрей был допрошен следователем.
— Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации г. Горького, возглавляемой митрополитом Феофаном Туляковым. Признаете ли себя виновным в этом?
— Виновным себя не признаю, ни в какой контрреволюционной организации я не состоял.
— Вы лжете, следственным материалом ваше участие и ваша активная контрреволюционная деятельность в организации подтверждена полностью. Еще раз требую дать правдивые показания.
— Я не лгу и еще раз говорю, что я членом контрреволюционной церковно-фашистской организации не состоял, и ни о какой контрреволюционной организации я не знал и ни от кого не слыхал.
— Скажите, с кем вы имели связь из духовенства.
— Связи я ни с кем не имел.
— Следствием установлен ряд фактов вашей контрреволюционной агитации среди верующих и духовенства и ваши антисоветские высказывания и клевета на советскую действительность. Дайте показания.
— Никакой контрреволюционной агитации я не вел, и антисоветских высказываний у меня не было. Пускай кто угодно и что угодно обо мне говорит, о том, что я член контрреволюционной организации и что высказывал контрреволюционные взгляды, я все равно буду отрицать и буду все время называть это подлостью. В своих действиях я ничего не нахожу контрреволюционного. Я стою на такой точке зрения и убежден, что скоро придет такое время, когда нас, духовенство, советская власть не будет считать врагами, а будет нам, духовенству, свобода в своих действиях. Большевики поймут, что Церковь не враг социализма, а даже может способствовать его продвижению.
— Скажите, какие задания контрреволюционного характера вы получали от митрополита Феофана и благочинного Лаврова?
— Кроме указаний по долгу службы, я ничего не получал.
— Вы лжете, митрополит Феофан давал вам задание распространять антисоветские настроения среди верующих, а также давал указания Лавров. Дайте существенные показания, — продолжал настаивать следователь.
— Бросьте такие вопросы, все равно разговор со мной на эту тему будет бесполезный, признаний я вам никаких не дам. Записано с моих слов верно и мною прочитано.
Следователь НКВД не сумел добиться от отца Андрея даже подписи под данным протоколом, священник категорически отказался это сделать. Батюшка был очень близорук и разбил очки (о чем он сообщил родным в единственной записке из горьковской тюрьмы), и за невозможностью прочитать протокол отказался его подписывать. Больше отца Андрея не допрашивали, 20 сентября следствие было закончено. Невзирая на позицию отца Андрея, в обвинительное заключение следователь записал все те формулировки бездоказательных обвинений, признания которых он пытался добиться от арестованного: «…являлся участником Горьковского филиала всесоюзного церковно-фашистского центра, вел контрреволюционную повстанческую агитацию. По заданию Тулякова и Лаврова собирал шпионские сведения о настроениях различных слоев населения города Горького. В 1934 году приготовлялся и пытался совершить диверсионный акт — взрывы в здании Сергачского райвоенкомата».
На основании этих обвинений 21 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Протоиерей Андрей Бенедиктов был расстрелян 4 октября 1937 года и погребен в общей могиле на расстрельном полигоне Горьковского НКВД.
Память сщмч. Андрея 4 октября.
Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015.