Литургия в день памяти сщмч. Макария, еп. Балахнинского

4 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА

в среду 12-ой седмицы по Пятидесятнице,

в день памяти священномученика Макария, епископа Балахнинского, впоследствии Орловского (1918)

в Благовещенском соборе совершилась Божественная Литургия. Богослужение возглавил игумен монастыря - архимандрит Александр (Лукин).

Проповедь перед Причастием произнёс иеромонах Иларион (Мокин).

После Литургии игумен обители совершил Славление сщмч. Макарию

Фото

Свя­щен­но­му­че­ник Ма­ка­рий (Гне­ву­шев), епи­скоп Ор­лов­ский и Сев­ский ро­дил­ся в 1858 го­ду. Имел выс­шее бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние, слу­жил свя­щен­ни­ком. Он сталь из­ве­стен как ду­хов­ный и на­цио­наль­ный де­я­тель в быт­ность Ки­ев­ским епар­хи­аль­ным мис­си­о­не­ром. По­это­му по­сле то­го, как он ов­до­вел, ему пред­ло­жи­ли хи­ро­то­нию в епи­ско­па Вя­зем­ско­го, ко­то­рая и со­сто­я­лась в ян­ва­ре 1917 го­да. При­быв в Вязь­му, Вла­ды­ка по­се­лил­ся в древ­нем Свя­то-Ду­хов­ском мо­на­сты­ре. Од­на­ко, уже с мая то­го же го­да свя­ти­тель по тре­бо­ва­нию ре­во­лю­ци­он­ных эле­мен­тов, был от­прав­лен на по­кой, как «несо­от­вет­ству­ю­щий ду­ху вре­ме­ни».
Ле­том 1918 го­да в мо­на­стырь явил­ся боль­ше­виц­кий от­ряд и аре­сто­вал свя­ти­те­ля. Ко­гда к нему в ка­ме­ру на сле­ду­ю­щий день при­шёл его ке­лей­ник, то он ви­дел на ли­це и те­ле Вла­ды­ки сле­ды по­бо­ев и из­де­ва­тельств, сам он был остри­жен, без бо­ро­ды, в сол­дат­ском оде­я­нии.
4 (17 н. ст.) сен­тяб­ря 1918 го­да свя­ти­те­ля в со­ста­ве груп­пы из 14-ти че­ло­век вы­вез­ли в пу­стын­ное ме­сто под Смо­лен­ском и по­стро­и­ли спи­ной к све­же­вы­ры­той мо­ги­ле. Уби­ва­ли по оче­ре­ди, под­хо­дя вплот­ную и при­став­ляя вин­тов­ку ко лбу. Вла­ды­ка был по­след­ний, он мо­лил­ся с чёт­ка­ми в ру­ках и бла­го­сло­вил каж­до­го: «С ми­ром оты­ди». Ко­гда до­шла его оче­редь, у крас­но­ар­мей­ца дрог­ну­ла ру­ка. Уви­дев страх в гла­зах па­ла­ча, Вла­ды­ка ска­зал: «Сын мой, да не сму­ща­ет­ся серд­це твоё и Тво­ри во­лю по­слав­ше­го те­бя». Вско­ре этот крас­но­ар­ме­ец, про­стой кре­стья­нин, ока­зал­ся в боль­ни­це для ду­шев­но­боль­ных. Каж­дую ночь он ви­дел во сне уби­то­го свя­ти­те­ля, бла­го­слов­ля­ю­ще­го его. «Я так по­ни­маю, что уби­ли мы свя­то­го че­ло­ве­ка. Ина­че как он мог узнать, что у ме­ня за­хо­ло­ну­ло серд­це? А ведь он узнал и бла­го­сло­вил из жа­ло­сти и те­перь из жа­ло­сти яв­ля­ет­ся ко мне, бла­го­слов­ля­ет, как бы го­во­ря, что не сер­дит­ся. Но я-то знаю, что мо­е­му гре­ху нет про­ще­ния. Бо­жий свет мне стал не мил, жить я недо­сто­ин и не хо­чу», — так го­во­рил этот несчаст­ный, со­вер­шив­ший убий­ство свя­ти­те­ля.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.