Литургия в праздник иконы Божией Матери "Живоносный Источник"
3 МАЯ 2019 ГОДА
в пятницу Светлой седмицы, в праздник иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный источник"
в Благовещенском мужском монастыре была совершена Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.
После отпуста Литургии игумен обители - архимандрит Александр (Лукин) совершил Водосвятный молебен.
Проповедь перед Причастием произнёс игумен Леонид (Грошев).
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК"
В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.
Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391–457).
Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457–473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.
Император Юстиниан Великий (527–565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.
В XV столетии известный храм «Живоносного Источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.
Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.
Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.
Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления.
Списки с чудотворной иконы «Живоносный Источник» находятся в Саровской пустыни; Астрахани, Уржуме Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; Липецке Тамбовской епархии. Превосходный образ помещен в Московском Новодевичьем монастыре.
Краткое поучение в пятницу Святой Пасхи
В дни Святой Пасхи Церковь, вспоминая о воскресении Христовом, очень часто вспоминает и о женах мироносицах. Так, мы слышим в песнопениях ее: «Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху... предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы»183. Поэтому не неуместным будет сказать вам в один из дней Святой Пасхи нечто о святых женах мироносицах.
В них особенно поражает нас пламенная преданность Христу и непостыдное, безбоязненное обнаружение своей любви ко Господу пред всеми. Они, несмотря на опасности со стороны врагов, осмеявших и распявших их Учителя, спешат ко гробу Христову ранним утром; они остаются верными Умершему, унесшему, как им казалось, с Собою в гроб надежды их, так же, как пламенно они преданы были Ему и при жизни. Некоторые из них, вероятно, исповедовали пред Господом всенародно грехи свои, мазали маслом ноги Его и отирали власами главы своей.
Жена первая обольстилась сластью плотскою, вкусив плодов запрещенного древа в раю, но она же первая поспешила и освободить дух от порабощения страстям плоти. Зато первая она услышала и весть о воскресении Господа, сказавшего женам мироносицам по воскресении: «Радуйтесь!» (Мф.28:9). И насколько легкомысленно было обольщение ее плодом древа, настолько глубоко проникла радость о явлении воскресшего Господа в существо ее, совершенно преобразила ее, сделав ее способною к тем великим победам духа, какие совершены особенно терпением и самоотвержением мучениц Христовых.
Между тем нынешние люди нередко стыдятся не только открыто проявить свою веру и любовь ко Христу, но стараются скрыть и имя «христианин» или «христианка», которое они носят. И это те, которые так часто поют в настоящие дни со святою Церковью: «Разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем»! Не таковы были первые христиане, которые во время гонений считали великою честью и счастьем заявлять о своем христианстве гонителям. Любовь к человеку грешному и страстному люди нередко не боятся обнаруживать пред всеми (на улицах), пламенную любовь к человеку, хотя бы она была нечистою и страстною, готовы называть и называют прямо святою, а любви ко Христу стыдятся. Не значит ли это, что такие возлюбили больше людей, нежели Бога, «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию», что Христа они искренно не принимают, а если кто иной придет во имя свое, его готовы принять (Ин. 12:43, 5:43)?
Да будет же вам памятен и любезен образ пламенно преданных Христу жен мироносиц и да побуждает он вас стяжать ту же меру любви ко Христу, какую приобрели святые жены мироносицы!
священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской