Воскресная Литургия в день памяти прп. Тимона Надеевского

3 ФЕВРАЛЯ 2019 года

в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Тимона Надеевского, настоятеля Феодоровского Городецкого монастыря

в Благовещенском соборе была совершена Божественная литургия св. Иоанна Златоуста. Её совершил игумен обители - архимандрит Александр (Лукин).

Проповедь перед Причастием произнёс игумен Леонид (Грошев).

Фото

Преподобный Тимон Надеевский

Преподобный Тимон, в миру Тихон Федоров, родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии, в семье диакона одного из местных храмов Феодора и его супруги Анисии. Мальчик уже в семилетнем возрасте, обученный отцом, свободно читал церковные книги, отличаясь при этом любовью к уединению и молитве.

Получив образование в Нижегородском Духовном училище, Тихон вернулся в родительский дом к уже тяжело больному отцу. В этот период своей жизни юноша часто совершал паломнические путешествия по монастырям Нижегородской, Костромской, Владимирской и Тамбовской епархий.

Достигнув двадцатилетнего возраста, он женился на дочери одного из балахнинских священнослужителей Евдокии и был рукоположен в диаконы к Свято-Алексеевскому храму села Зиняково Семеновской округи Нижегородской епархии. Однако вскоре его супруга скончалась.

Стараясь утешить скорбь о потере горячо любимой матушки, диакон Тихон Федоров часто посещал Саровскую пустынь, где его духовным отцом стал великий святой русской земли — преподобный Серафим Саровский. Возвращаясь из очередной поездки в Саров и окончательно решившись оставить мир, отец Тихон посетил в Нижнем Новгороде архиепископа Нижегородского и Арзамасского Вениамина (Краснопевкова-Румовского) и по указанию владыки был принят в братию Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. Владыка незамедлительно распорядился Нижегородской Духовной консистории подготовить указ: «Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Нижегородской Духовной консистории, первоприсутствующему оной, благочинии смотрителю, и семинарии ректору Нижегородского Печерского первоклассного монастыря отцу архимандриту Гедеону. Резолюциею Его Преосвященства Вениамина епископа Нижегородского и Арзамасского, состоявшеюся на прошении Семеновской округи села Зинякова вдового диакона Тихона Федорова о определении его в ваш монастырь, велено: „Ежели препятствия по консистории не окажется, и настоятелем принят будет, то определить в Печерской”. Вследствие чего в Нижегородской Духовной консистории определено: как по справке в сей консистории оказалось, что к определению показанного просителя диакона Тихона в ваш монастырь в число братства никакого препятствия не предвидится, да и вы принять сего диакона в сей ваш монастырь согласны, то о бытии ему Федорову в оном вашем монастыре в числе братства, послать к вам отцу архимандриту указ, при коем и сего диакона препроводить, которой при сем и посылается. Апреля 28 дня 1800-го года».

С усердием и терпением отец Тихон приступил к монашеской жизни; смиренный послушник, молитвенник и строгий постник, он пользовался всеобщим уважением братии, отличаясь честностью и доброжелательностью по отношению к окружающим. Вскоре архимандритом Гедеоном он был пострижен в рясофор с именем Троадий, а затем Преосвященный Вениамин назначил его экономом при архиерейском доме с проживанием в Печерском монастыре. Исполняя должность эконома при архиерейском доме, инок Троадий показал себя с самой лучшей стороны. Уже в 1801 году Преосвященный Вениамин назначил его строителем Феодоровского Городецкого монастыря: «1801 года апреля 4 дня. Печерского монастыря иеродиакону Троадию быть в Городецком Феодоровском монастыре строителем и на сей чин привесть его здесь к присяге и предписать ему того монастыря имущество и братию принять в свое смотрение, и притом доканчивать строение начатое и прочее производить с требованием наставления от Островоезерского строителя Иоасафа. Епископ Вениамин».

24 января 1804 года иеродиакон Троадий, по указу Нижегородской Духовной консистории, наместником Печерского монастыря иеромонахом Дамаскиным был пострижен в мантию. В Феодоровский монастырь был послан указ: «…из Нижегородской Духовной консистории, Городецкого Феодоровского монастыря братии. Вследствие определения сей консистории чрез сие вам дается знать, что ваш настоятель Нижегородского Печерского монастыря наместником иеромонахом Дамаскиным пострижен в монашество, и наречен Тимоном. Февраля 5 дня, 1804 года».

Во время управления Феодоровской обителью иеродиакон Тимон со вниманием заботился о ее благоустроении и о порядке в монастырском хозяйстве. Монастырю издавна принадлежали расположенные вблизи обители земли; однако крепостные крестьяне князя Ухтомского (численностью около 500 человек, причем весьма состоятельные) начали против обители судебную тяжбу с целью эти земли отобрать. Дело, первоначально разбиравшееся в балахнинском уездном суде, растянулось на десятилетие (1802–1812 гг.); ходатаем по монастырским нуждам стал строитель Тимон. Вопрос этот был жизненно важным для благосостояния монастыря, переживавшего тогда не лучшие времена: «Материальными средствами к существованию Феодоровского монастыря служили земля и доброхотные приношения окрестных жителей и богомольцев. Но при одних этих средствах монастырь не в состоянии был не только иметь надлежащее благолепие в своих церквах и в церковной утвари, но даже не мог поддерживать и здания свои. Скудость монастырских средств была так велика, что церковные священные облачения были сшиты из простой бумажной материи и холста, а вместо восковых свечей пред местными иконами были поставлены деревянные окрашенные подсвечники, на которых были поставлены деревянные и тоже окрашенные под цвет воска свечи, и только с восковыми пальчиками на них».

26 ноября 1806 года иеродиакон Тимон подал прошение в Нижегородскую палату гражданского суда с просьбою оставить эти земли за обителью, но гражданские чиновники решили дело в пользу крестьян. Помимо этого, на него стали поступать жалобы как от насельников обители за «строгий устав», так и из окружения Преосвященного Вениамина. Результатом этих жалоб явилось отстранение иеродиакона Тимона в 1807 году от управления Феодоровским монастырем.

После смерти Преосвященного Вениамина на Нижегородскую кафедру был назначен епископ Моисей (Близнецов-Платонов), который 28 сентября 1811 года вновь утвердил иеродиакона Тимона на должность строителя в Городецкий Феодоровский монастырь. В 1814 году, во время посещения Феодоровской обители, епископ Моисей рукоположил иеродиакона Тимона во иеромонаха.

В марте 1818 года иеромонах Тимон по болезни был освобожден от должности строителя Феодоровской обители, в апреле месяце он был удостоен права ношения креста в память Отечественной войны 1812 года: «1818 года, марта 27 дня, присланные от Его Преосвященства Моисея Епископа Нижегородского и Арзамасского и ордена святыя Анны первого класса кавалера крест для ношения на персех на владимирской ленте и акт, Городецкого Феодоровского монастыря иеромонах Тимон, крест и акт получил и в принятии расписался».

Стремясь к уединеной подвижнической жизни, иеромонах Тимон в 1820 году перешел в Высокогорскую Вознесенскую пустынь близ Арзамаса, а затем совершил паломничество к святыням Русского Севера. Именно тогда он впервые посетил Николо-Надеевскую пустынь Костромской епархии — и, всей душой полюбив это место, твердо решил перейти сюда на жительство. Преподобный Серафим благословил намерение отца Тимона, произнеся при этом знаменательные слова: «Сей плоды, да расцветут цветы».

Весной 1825 года преподобный Тимон переселился в Надеевскую пустынь. Здесь, в 10 верстах от обители, он выкопал землянку и устроил в ней келию, где проводил жизнь в подвигах поста, молитвы и богомыслия на протяжении семи лет, посещая Надеевскую пустынь лишь по воскресным и праздничным дням для совершения богослужений. В начале 1832 года Господь сподобил преподобного Своего явления, повелев старцу приступить к возобновлению Надеевской пустыни, которая, приписанная к Троицкому Кривоезерскому монастырю, тогда находилась в запустении, не имея даже постоянной братии. Жизнеописание старца так передает слова Господа, обращенные к нему: «Не ужасайся, старец, а сотвори то, что Я повелю тебе. Иди в пустынь угодника Моего святителя Николая Чудотворца, в которой спасались некогда многие иночествующие, и возобнови ее для жительства вновь иночествовать имеющим по тебе в последующие годы». Чем дольше преподобный размышлял о том, как возобновить Надеевскую пустынь, тем более это дело казалось невозможным для него — и по возрасту (старцу к тому времени исполнилось 65 лет), и по слабости телесных сил, и по отсутствию материальных средств для начала работ. Но однажды, когда отец Тимон предавался подобным скорбным раздумьям, ему в легком сне явился святитель Николай и с любовью сказал: «Что ты скорбишь, старец, о таком деле, которое совершенно зависит от воли Божией? Неужели Господь, благоволивший избрать тебя для исполнения воли Своей, не силен помочь тебе? Вот ты посмотри, что для тебя при мне имеется». С этими словами святитель Николай показал преподобному мешок, полный золота, и тотчас стал невидим.

Сомнения, долго томившие отца Тимона, после этого явления рассеялись. Твердо уповая на помощь Божию, он стал готовиться к воссозданию пустыни. Начиная столь важное дело, преподобный Тимон не мог не испросить благословения своего духовного отца и наставника — преподобного Серафима. В апреле 1832 года старец Тимон в последний раз пришел в Саровскую пустынь.

Благословляя его на исполнение повеления Божия, преподобный Серафим произнес слова, известные ныне каждому почитателю памяти саровского подвижника: «Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей на пути, сей и в тернии; все где-нибудь да прозябнет и возрастет и плод принесет, хотя и не скоро». Благословляя преподобного Тимона на обратный путь, святой Серафим предсказал свое скорое преставление ко Господу: «Наступает уже время, в которое я должен предстать к Нелицеприятному Судии Богу и отдать отчет в своих делах, ибо по прошествии восьми месяцев после нашего с тобою свидания я вызван буду из сей временной земной жизни в вечную жизнь, а ты после меня проживешь на земле еще семь лет. Прошу тебя, дорогой мой друг отец Тимон, поминай меня во святых своих молитвах; в благословение тебе даю после себя лапотки, которые и завещаю надеть тебе на свои ноги тогда, когда Господь воззовет тебя в небесные Свои обители. Теперь иди в свою Надееву пустынь, и что Господь покажет, то и делай. Он там утешит тебя еще и не одним откровением, которыми ты и доселе был сподобляем от Бога».

В том же 1832-м году преподобный Тимон начал строительство в Надеевской пустыни каменного Успенского храма с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Макария Унженского. Одновременно преподобный выкопал вокруг обители канавку, а также ископал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая.

Земные труды преподобный Тимон сочетал с подвигами духовными. Господь наградил святого благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Любовь и смиренномудрие старца привлекали к нему множество людей. Братия обители и паломники, иноки и миряне обращались к старцу за советом, утешением и наставлением.

С наступлением 1840 года преподобный Тимон очень ослабел, хотя продолжал совершать богослужения; но 12 января он слег в постель, никуда не выходил из келии и прибывал в богомыслии и самоуглублении, практически никого не принимая. За три дня до кончины старец был соборован и причастился Святых Христовых Таин. 20 января он сказал келейнику, что настало время его отшествия ко Господу. «А вы, отцы и братие, сотрудники мои, — обратился умирающий старец к немногочисленным инокам обители, — при несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержною, миролюбивою, молитвою бденною, пламенною, терпением постоянным, сокрушением нелицемерным идите неуклонно — пролагайте себе дорогу в вечность, за гробом на небе наша отчизна; все простите меня, молю вас, Господа ради». Это были последние слова преподобного Тимона, и через несколько мгновений он предал дух свой Господу.

Праведная кончина преподобного Тимона совершилась в 5 часов 30 минут вечера 21 января (по ст. стилю) 1840 года на 74 году жизни. После отпевания 23 января, которое возглавил архимандрит Дионисий, настоятель Макарьево-Унженского монастыря и благочинный, в ведение которого входила Надеевская пустынь, тело преподобного Тимона было погребено за алтарем Успенского храма, выстроенного трудами и попечением старца. Впоследствии над могилой его воздвигли каменное надгробие с чугунной плитой.

Почитание преподобного Тимона приобрело особый смысл после состоявшегося в 1903 году прославления в лике святых его духовного наставника преподобного Серафима Саровского. В 1907 году над могилой старца на средства жертвователей возвели чугунную часовню, из металлических рам со стеклами, увенчанную позолоченной главой. На следующий год на месте бывшей пустынной келии преподобного Тимона близ речки Василевки поставили деревянную часовню.

В 1912 году, вскоре после кончины настоятеля иеромонаха Игнатия (Покровского) Никольская Надеевская мужская пустынь была преобразована в нештатный общежительный женский монастырь.

В советское время Надеевский монастырь был закрыт костромскими властями в 1923 году. В дальнейшем монастырский комплекс и все храмы были полностью уничтожены.

В 2003 году при исследовании руин Успенского храма Надеевской пустыни был обнаружен склеп — место погребения преподобного Тимона, и в дальнейшем обретены его святые мощи.

По сей день молитвами преподобного Тимона на источнике совершаются исцеления больных. Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода 25 декабря 2003 года старец Тимон был прославлен в лике местночтимых святых Костромской епархии.

Память св. прп. Тимона 3 февраля