Текст официального сайта Московского Патриархата. Фото Александра Чурбанова и Глеба Пушменкова
30 июля, в Неделю восьмую по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения Воскресенского кафедрального собора города Арзамаса Нижегородской области, в связи с завершением в нем реставрационных работ, и Божественную литургию в восстановленном храме.
Перед началом богослужения у врат собора Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; губернатор Нижегородской области Глеб Никитин; мэр Арзамаса Александр Щелоков.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Курский и Рыльский Герман; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; епископ Балахнинский Илия; епископ Дальнеконстантиновский Филарет; епископ Городецкий и Ветлужский Августин; епископ Выксунский и Павловский Варнава; епископ Сормовский Иннокентий; епископ Котласский и Вельский Василий; епископ Лысковский и Лукояновский Силуан; протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Архиерейского совета Нижегородской митрополии, секретарь Нижегородского епархиального управления, ключарь нижегородского кафедрального собора в честь благоверного князя Александра Невского; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; игумен Феодосий (Какуркин), настоятель Спасо-Преображенского мужского монастыря Арзамаса; духовенство Нижегородской митрополии.
Богослужебные песнопения исполнили: хор Александро-Невского кафедрального собора Нижнего Новгорода (регент — Иван Бродяной), хор Воскресенского кафедрального собора Арзамаса (регент — Анна Соловьева).
В храме присутствовали: губернатор Нижегородской области Глеб Никитин; заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Паньшин; командующий Приволжским округом войск национальной гвардии РФ генерал-лейтенант Сергей Просяник; председатель городской думы Нижнего Новгорода Олег Лавричев; мэр Арзамаса Александр Щелоков; председатель Совета Плесского городского поселения Ивановской области Тимербулат Каримов; директор АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» Игорь Филиппов; президент Союза реставраторов России Вячеслав Фатин; министры правительства Нижегородской области.
За богослужением молились: игумении женских монастырей Нижегородской митрополии, строители, благотворители и благоукрасители собора, учащиеся Арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, волонтеры Нижегородской епархии, паломники и жители Арзамаса.
Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире на телеканалах «Союз», «Спас», ННТВ, «Волга», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru, на сайтах информационного агентства «Время Н» и Нижегородской митрополии, а также на паломническо-туристическом портале «Серафимова земля». Трансляция была выведена на большой экран, установленный на площади вблизи собора.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
Проповедь перед причастием произнес епископ Сормовский Иннокентий, викарий Нижегородской епархии.
По завершении литургии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ Христа Спасителя.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
С особым чувством я совершил сегодня Божественную литургию вместе с собратьями-архипастырями, с сонмом духовенства и со всеми вами, мои дорогие матушки, отцы, братья и сестры.
В воскресный день мы прославляем самое важное событие, которое произошло в человеческой истории: Господь Воскрес. А это значит, что все, чему Он учил, все, что Он сделал, творя чудеса, Он утвердил совершенно непостижимым для человеческого сознания явлением — Своим Воскресением из мертвых. Тем самым Он показал всем, что нет границ всемогуществу Божию, что Бог может все, что Он может воскресить умершего; и Божественная сила призвала Господа Иисуса Христа к жизни после трех дней пребывания во гробе.
Чудо Воскресения отвергается светскими исследователями новозаветной истории, и даже некоторые западные конфессии как бы заканчивают Новый Завет распятием. Мол, закончилась земная жизнь, а все остальное — это мифология; и Христос Иисус, Который столько учил доброму и хорошему, был погублен человеческой злобой, неправдой и умер на кресте. Конечно, тому, кто исключает существование Бога и не признает, помимо горизонтального, вертикальное измерение человеческой жизни, повествование о Воскресении кажется совершенно невероятным. Вот многие и отвергают это повествование, в том числе ученые, которые изучают Новый Завет как исторический памятник.
Но если отвергнуть Воскресение, придется отвергнуть и все то, что Христос совершил. Потому что тогда Он просто неудачник — говорил добрые, хорошие слова, кого-то даже исцелял, а Его взяли да убили, привели в исполнение смертный приговор, и на этом все закончилось. Тогда какой смысл имеет все то, чему Господь учил, — если так легко и просто с Ним расправились? Действительно, если бы Евангелие заканчивалось Голгофой, мы бы с вами сегодня здесь не стояли. Но Евангелие заканчивается Воскресением Господа и Спасителя. А это значит, что Бог, Творец мира, положивший в основу бытия законы, по которым физический мир и существует, и двигается, — Он имеет власть приостановить и даже отменить действие этих законов, если это угодно Его воле. Так и произошло с положенным на три дня во гроб телом Спасителя, Сына Божиего и Сына Человеческого, — Божественной силой Он снова вернулся к жизни, воскрес.
А если бы этого не было, то, как говорит апостол, тщетна была бы вера (см. 1 Кор 15:14), тщетно Евангелие. Потому что Иисус из Назарета остался бы в памяти людей просто замечательным неудачником, Который хорошее говорил и даже делал, может быть, обладал целительной силой, но закончил так бесславно: Его просто взяли и казнили, и никакой Своей силой Он не смог Себе помочь.
Еще раз хочу подчеркнуть: некоторые нерелигиозные толкователи Евангелия потому и отвергают Воскресение, потому что невозможно признать Воскресение и не признать Божественного бытия. А вся наша с вами вера и основывается на вере в Воскресение. Мы верим, что Господь Иисус Христос действительно пострадал, был жестоко распят, но силой Божественной победил смерть и воскрес.
В честь Воскресения назван и этот замечательный храм — светлый, красивый, прекрасно отреставрированный. Душа радуется. А что это означает? А это означает, что мы, люди XXI века, верим в Воскресение. Если бы не верили, то, наверное, и храма этого не существовало бы, или он находился бы в плачевном состоянии, или использовался бы не по назначению. Но ведь этот прекрасный Воскресенский собор в Арзамасе, как бы воскресший из тяжелого прошлого, есть свидетель нашей с вами веры. Веры тех, кто во власти, веры простых людей, веры интеллигентов — всех тех, кто составляет сегодня нашу Церковь.
Чему же мы должны быть научены — всем тем, о чем только что было сказано? Мы должны быть научены следующему: какие бы искушения нас ни посещали, какие бы лжеучителя, ссылаясь на некие «научные» данные, ни отрицали Воскресение, мы всегда должны верить в то, что Господь родился, жил, был умерщвлен злой человеческой волей, силой диавольской, и воскрес. И мы — Его наследники, мы верим в Воскресение, а значит, верим в смысл человеческой жизни.
Вообще, какой бы в жизни был смысл, если все заканчивается в 60, 70, в лучшем случае в 80 лет? В самом деле, давайте подумаем. Некоторые носители атеистических убеждений говорят: «Ну, мы живем для будущих поколений». Странно. Разве нынешнее поколение имеет меньшую ценность, чем будущие? Жить для будущего — это нелогичная цель, особенно для человека с материалистическими взглядами. Зачем жить для будущего, если я живу сейчас? А если я умру и дальше ничего нет — ради какого будущего я жил? А если преступность, войны, несправедливость расцветут пышным цветом? Ради этого ли я жил? Отрицая Бога, мы отрицаем смысл жизни, мы отрицаем логику человеческого бытия; все становится бессмысленным, а оправдания этой бессмыслицы — нелогичными. Потому что, если мы живем для будущих поколений, для кого они будут жить? Для последующих поколений? Но ведь никто не знает, что будет через эти десятки поколений…
Другими словами, каждый человек представляет ценность в очах Божиих, жизнь каждого уникальна и неповторима. Бог приводит нас в этот мир, чтобы мы прожили в соответствии с Его законом, и тогда мы обретаем не только смысл бытия, но и жизнь вечную.
Вот в чем значение Воскресения. Мы действительно верим в то, что Господь умер и воскрес. Мы верим, что и мы воскреснем после нашей смерти, что воскресение — это и наше будущее. Мы творение Божие, уникальное, удивительное, и какой страшной бессмыслицей было бы уничтожение каждого поколения — без того, чтобы каждый мог возрадоваться с Господом, если то угодно Богу и соответствует нашей жизни и добрым делам!
Когда мы так говорим, мы должны, конечно, вспомнить и удивительных, замечательных людей — наших царей, наших правителей, наших ученых, наших военачальников, наших тружеников, особенно крестьян, силой которых была создана мощь Российской империи, да и всех тех, кто поколение за поколением служил Родине своей, Церкви своей и отдавал ради этого жизнь, когда требовалось. Не бессмысленно, но с огромным смыслом, понимая, что жизнь человека не ограничена земной жизнью. И замечательным видимым выражением веры в бессмертие и является этот замечательный Воскресенский собор в городе Арзамасе — такой красивый, такой благолепный, возведенный в стиле русского классицизма. Он очень напоминает Спасо-Преображенский собор в городе Петербурге, где служил мой отец, который, как многие, может быть, знают, был родом из Лукоянова, то есть из этой Арзамасской земли. Он служил в Спасо-Преображенском соборе, а я ребенком приходил туда и молился. Поэтому, войдя под своды этого собора, я провел мысленную, но реальную связь и со своим детством, и со своим отцом, который был сыном этой земли.
И в завершение я бы хотел, мои дорогие, всем нам пожелать сохранять в первую очередь веру в сердце. Не поддаваться ни на какие соблазны, искушения, в какие бы ризы эти соблазны и искушения ни рядились. Мы, верующие люди, на стороне правды, а значит, мы — на стороне силы. И об этом нужно помнить и никогда не сомневаться в своей вере, никогда не поддаваться ни на какие попытки увести нас от самого главного, самого правильного жизненного пути, наполненного реальным Божественным смыслом. И если будем хранить веру православную, то будем стараться и жить по вере, а жить по вере — значит любить. Любить свою Родину, любить свою родную землю, малую Родину, любить мужа или жену, любить детей, любить родных и близких и вообще любить людей. Иногда спрашивают: «А что это — любовь к незнакомому человеку?» Конечно, это не такая же любовь, как к мужу или жене, брату, сестре или детям. Любовь к незнакомому проявляется в нашей неспособности сделать ему плохо. Это словно красный свет светофора — нельзя совершать зло по отношению к другому человеку. Вот это надо усвоить всей силой своей души и своего разума. А интриги политические, экономические — все это греховно. Некоторые могут сказать: «Как так? Тогда и конкуренции не выдержишь, кто-то тебя на повороте обойдет». Не обойдет, а если даже обойдет, с плохими намерениями, на повороте, то как бы он с этого крутого виража не упал. Потому что это не соответствуют воле Божией, а мы, живя по воле Божией, должны в меру сил своих творить добро, говорить правду и, насколько сил хватит, любить друг друга.
Вот эти слова как-то особенно пришли мне сегодня на сердце, когда я взирал на замечательный Воскресенский собор города Арзамаса. Собор, который олицетворяет саму победу Христа над злом, а значит, символизирует победу Божией правды в роде человеческом.
Пусть Господь хранит Россию, нашу Родину, Президента нашего Владимира Владимировича Путина, местные власти, воинство наше, весь наш народ. И пусть Господь, сохраняя народ наш от всякого зла, помогает нам сохранять веру в то, что Он и есть единственный Путеводитель по жизни и ведет нас в Царство Свое, которому не будет конца. Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с праздником и хотел бы в этом соборе произнести: Христос Воскресе!»
В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Церкви передал старинную икону преподобного Алексия, человека Божия. Митрополиту Нижегородскому Георгию в благодарность за труды на благо Церкви Святейший Владыка вручил памятную панагию.
Святейший Патриарх также обратился со словами благодарности к губернатору Нижегородской области Глебу Никитину. «Хотел бы сердечно поблагодарить Глеба Сергеевича за его труды. Очень важно, что на этой благочестивой православной земле — православный губернатор, сознающий ответственность перед Богом и перед народом своим!» — сказал Предстоятель, вручая главе региона образ Спасителя.
Всем участникам богослужения были вручены иконки Воскресения Христова с Патриаршим благословением.
По данным ГУ МВД России по Нижегородской области, в храме и на улице молились 5000 человек.
Справка:
По преданию, первая церковь, стоявшая на месте Воскресенского собора в Арзамасе, была заложена во время Казанского похода Ивана Грозного в 1552 году.
В 1643 году церковь сгорела, через девять лет ее отстроили заново на том же месте из дубовых бревен. По преданию, это церковное здание после постройки каменного храма было продано в деревню Костылиха Арзамасской округи. Церковь из дубовых бревен стоит там до сих пор.
В камне собор выстроили в 1742 году. Кроме Воскресенского, в нем появился придел в честь святого Иоанна Воина.
Теперешний Воскресенский собор в Арзамасе был заложен в 1814 году. Правительством городу была заплачена компенсация «за продовольствие проходивших через Арзамас в 1812 и 1814 годах воинских чинов людей», и всесословное собрание горожан решило употребить эти средства на строительство храма-памятника в честь победы над французами. Но «кормовых» денег было явно недостаточно, поэтому был объявлен сбор средств, каждый арзамасец мог внести свою лепту.
Храм возведен по проекту архитектора, уроженца Арзамаса, ученика Александра Васильевича Ступина, основавшего в начале XIX века в этом городе первую в России провинциальную частную художественную школу, академика Санкт-Петербургской академии художеств, выдающегося мастера позднего классицизма Михаила Петровича Коринфского.
Строительство продолжалось 28 лет. Уникальную стенопись собора выполнили другой ученик арзамасской школы живописи Осип Семенович Серебряков и его сын Александр, под их началом трудились и другие иконописцы. Они применили гризайль — монохромную живопись с использованием многообразия оттенков серого, коричневого и других цветов. Основой для создания композиций стали произведения западноевропейских художников. Величественные иконостасы резной работы также выполнены арзамасскими мастерами. Иконостасы и иконы первого каменного храма были проданы в церковь села Степаново, расположенного недалеко от Арзамаса. Почти все иконы нового храма иконы были написаны вновь местными мастерами.
Главный престол в честь Воскресения Христова был освящен в 1840 году. Остальные приделы освящались последовательно в 1832, 1833, 1834 и 1842 годах.
В 1932 году Воскресенский собор был закрыт, в нем устроили антирелигиозный музей. Из закрывшихся храмов города туда были принесены многие святыни. В мае 1944 года по ходатайству Святейшего Патриарха Сергия, уроженца Арзамаса, храм был возвращен Церкви.
В советское время в соборе происходили лишь частичные поновления.
13 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Воскресенском соборе Божественную литургию в связи со 150-летием со дня рождения приснопамятного Патриарха Сергия.
Грандиозные работы по реставрации Воскресенского кафедрального собора начались в октябре 2019 года.
Кровля, купола, внутреннее убранство и фасады — все было приведено в порядок. Кроме того, появились системы отопления (и теперь богослужения там будут проходить круглогодично, а не только в теплое время), а также водоснабжения, электроосвещения, открывания окон, пожаротушения, водоотведения, заменены оконные блоки, установлены датчики температуры и влажности воздуха, тепловые завесы на входах в храм.
Был произведен ремонт покрытий всех крылец, лестниц (в том числе доломитовой лестницы — единственной сохранившейся со времени постройки собора), подклета с восстановлением исторической кирпичной кладки стен и сводов, проведением отсечной гидроизоляции стен, заменой полов и столярных заполнений окон. В подклете расположился музей Русского Патриаршества.
20 сентября 2020 года завершился первый этап реставрационных работ — были восстановлены кровля и купола. Второй этап реставрации включал в себя восстановление фасадов, живописи фронтонов, внутрихрамовой росписи и лепного декора, икон и иконостасов, замену оконных блоков, установку систем отопления и другие работы. Их провели специалисты ярославской художественной мастерской «Реставратор». В общей сложности монументальная живопись в интерьерах собора отреставрирована в объеме около 7000 квадратных метров.
Реставрационные работы проводились с научным сопровождением в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров».