Доклад инокини Алипии (Андрейко) на XIII Рождественских чтениях

XIII Рождественские общеобразовательные чтения Нижегородской митрополии

Секция «Древние монашеские традиции в условиях современности».

Доклад настоятельницы Архиерейского подворья храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия инокини Алипии (Андрейко).

Тема: «Добродетель послушания в практическом применении монастырского устава».

Всечестные отцы игумены, матушки настоятельницы, дорогие братия и сестры!

«Монастырский устав – школа послушания». Эта общеизвестная мысль в наше время нуждается в аргументации, поскольку нередко высказывается мнение, противопоставляющее уставность жизни и дух Евангелия. В своем докладе я скажу сначала о том, что монастырский устав – это одна из форм Священного Предания, затем – об основных разделах монастырского устава в отношении добродетели послушания. Добродетель послушания будет рассматриваться не столько со стороны межличностных отношений, сколько со стороны верности Священному Преданию, как послушание Церкви, в применении к периоду новоначалия.Нужно не забывать что монашество является прямым последованием жизни в послушании Своему Отцу , Господа Нашего Иисуса Христа. в частности, важнейшего из обетов – послушания.

Сущность греха Адама – преслушание, приведшее к рассогласованию воли человеческой с волей Божией. Последствия грехопадения стали катастрофическими для человека и вселенной. Искупление представляет собой возвращение человека в первозданное и даже вышеестественное состояние. Это возвращение возможно только путем полнейшего послушания Богу. Сущность подвига Господа Иисуса Христа – послушание Богу Отцу. Две воли во Христе всегда оставались согласованными: человеческая воля свободно подчинялась Божественной.

Для личного усвоения плодов искупительного подвига Христова христиане должны идти путем послушания, согласованности своей воли с волей Божией. Послушанием Господь освободил человечество от греха, проклятия и смерти. Добродетель послушания освобождает монаха от греховных страстей и делает свободным к исполнению воли Божией. Сущность монашества – послушание.

Исполнение монастырского устава как проявление веры в делах – характерная особенность монашества. Поэтому первый шаг к добродетели послушания при поступлении в монастырь – согласие новоначального с уставом монастыря. Дух Евангелия – дух послушания, соединенного с добродетелями веры, смирения и целомудрия.

Монастырский устав -вид, образец, модель, норма, а также – символический, прообразовательный):

* формулирует принципы и способы подвижничества в конкретных правилах;

* имеет догматические основания;

* регулирует как богослужение, так и дисциплину подвижничества;

* относится как к отдельному человеку, так и к обществу;

* является идеалом церковной жизни.

Трудность нашего времени состоит в том, что мало живых носителей полноты этого предания. Большинство приходящих ныне в монастырь «желающих жития постническаго» (Чинопоследование монашеского пострига) имеют смутные познания о вероучении и слабые навыки церковной жизни. В этих условиях изучение устава и усвоение его жизнью становится для монашествующих насущной задачей. А для того чтобы избежать бездумного копирования второстепенных элементов монастырской традиции, нас должна интересовать именно глубинная и принципиальная основа монастырского устава.

Однако монастырские уставы как письменные документы различных эпох и местностей единичны и неповторимы. Существует единство в главном и разнообразие во второстепенном. Как Священное Писание живет в потоке Священного Предания, так и письменный Устав каждого монастыря кристаллизуется в потоке единой неписанной монашеской традиции.

Монастырский устав имеет следующие разделы:

* о цели монашеской жизни;

* иерархическое устройство монастыря;

* внутренняя жизнь монастыря;

* отношения монастыря с миром.

* Послушание новоначального проявляется в признании необходимости осваивать все виды подвижничества, а также и в том, что каждому насельнику игуменом назначается для этого свои место, время и мера. При монашеском постриге это подтверждается словами «приемлю и с любовию лобызаю» «вся иноческаго общежительнаго жития уставы и правила, от святых отец составленная и от настоятеля… подаемая».

 

* Это так же касается взаимоотношения монастыря с государственными структурами, обслуживающими организациями, подрядчиками, а также различные виды приходской, социальной, просветительской и миссионерской деятельности.

* Участие насельников в этой сфере деятельности также совершается как послушание. Уставные нормы помогают охранять внутреннюю жизнь монастыря от обмирщения.

* В наше время исполнение внешних послушаний становится делом свидетельства веры, а во многих случаях и исповедничеством. Служение Богу и Церкви в современном мире можно назвать послушанием-верностью. Хранение святоотеческого предания, содержащегося в монастырском уставе, требует духовной рассудительности и сопряжено с подвигом.

Обобщить сказанное можно следующим образом.

1)Добродетель послушания догматически обоснована учением Церкви об искупительном подвиге Господа Иисуса Христа. Последование Подвигоположнику требует от монаха послушания как жизни по вере так и дел на практике.

2)Послушание-доверие есть сердечное принятие уставности как принципа монашеской жизни.

3)Послушание-верность требуется при исполнении служения, выводящего монаха за стены монастыря, а также и в самом монастыре при столкновении с разрушительными тенденциями.

4)Добродетель послушания выводит монаха из мира страстей и вводит его в жизнь по закону свободы и любви.

5)Тщательное изучение и исполнение монастырского устава есть наше послушание Церкви, верность Богооткровенному Священному Преданию. Аминь