Доклад иеромонаха Антония (Перова) на XIII Рождественских чтениях
XIII Рождественские общеобразовательные чтения Нижегородской митрополии
Секция «Древние монашеские традиции в условиях современности».
Доклад насельника Нижегородского Благовещенского мужского монастыря иеромонаха Антония (Перова)
Тема: «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении».
Совсем недавно, в июле 2018 года, на круглом столе в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга обсуждалась тема: «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты». В приветственном слове к участникам круглого стола Глава Петербургской митрополии Владыка Варсонофий подчеркнул, что предстоящая дискуссия призвана выяснить суть монашеского обета послушания применительно к жизни в современном монастыре. Митрополит Варсонофий напомнил, что принцип послушания воспринимается современным человеком, приходящим из мира в монастырь с багажом собственных представлений, через призму светского понимания внешней свободы, и поэтому важно, чтобы окормление в монастырях было больше отеческим, чем начальственным. «Монаху трудно вверять свою свободу игумену или игумении, когда он не видит в них любящих отца или матери», – сказал Владыка Варсонофий[1].
Этот «багаж собственных представлений» является важной особенностью современного человека, которую необходимо учитывать в духовной жизни. Об этом архимандрит Иоанн Крестьянкин в одном из своих писем предупреждал: «Сейчас жить сломя голову нельзя, ибо до прихода к вере человек запасся таким тяжким багажом, что забраться на небо он сможет только по лестнице прелести с помощью вражией, но и падение затем следует великое. А ведь именно это часто и делает человек, войдя в церковь теперь. Опомнившись от угара жизни, надо осмотреться, в себя заглянуть и в тех, кто рядом, и, поняв свою немощь, найти ту Силу, что восполнит нашу немощь. А эта сила – в Церкви, а эта сила – в Боге. Да, священник не всякий может сейчас стать надежным духовным руководителем, и на это наше внимание есть, наше понимание происходящего, и все это с Божией помощью, Который искреннему искателю Истины не даст ошибиться. А помощником Вам, если захотите, сейчас мог бы быть святой святитель Феофан Затворник. Для начала почитайте его книгу «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться». Да почаще причащайтесь Святых Христовых Тайн. Так и будем проходить курс обучения жизни в Боге, начиная с первого класса, а не с институтской скамьи. Главное – вооружитесь терпением, а наипаче вниманием к своему внутреннему состоянию. Сообразуйтесь с Евангельскими истинами. От падений, если они и случатся, не унывайте. Господь попускает их для научения, для познания нашей немощи, чтобы живее обращались к Могущему восполнить нашу немощь Своей силой.»[2]
Еще в середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов в своей книге «Приношение современному монашеству» отмечал душевную и телесную слабость современного человека и сделал следующие предупреждения о послушании: «Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными... И то — великая милость Божия к нам, великое счастие для нас, что предоставлено нам питаться крупицами, падающими с духовной трапезы Отцов... Крупицами названо... духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями Святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братии. В собственном смысле, это - послушание древних иноков в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной.
Древним послушникам их Духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям...
Наше современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братий освящено примером главы монашества, преподобного Антония Великого. Он не был в послушании у старца, но в новоначалии своем жил отдельно и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братии: у одного научался он воздержанию, у другого кротости, терпению, смирению, у иного строгой бдительности над собою, безмолвию, стараясь усвоить себе добродетель каждого добродетельного инока, всем оказывая по возможности послушание, смиряясь пред всеми и молясь Богу непрестанно...» [3]
Опасности падения и совершения многих ошибок подвергается монах, руководствующийся собственным мудрованием, не основывающимся на Священном Писании и на советах святых отцов, пренебрегающий послушанием игумену и братии. Премудрый Соломон говорит в притчах: «Путие безумных прави пред ними: послушает советов мудрый» (Притч. 12, 15). По этому поводу один из участников круглого стола Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий из своих наблюдений сообщил, что быстро продвигаются в духовной жизни те, кто имеет послушание и доверие к духовнику, и бури и крушения претерпевают те, кто полагает в основание всего доверие к себе.
Кроме доверия своему мнению, еще одной причиной непослушания является непонимание или забвение важности подвига послушания. О важности послушания можно найти у святых отцов. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что послушание необходимо для спасения: «Послушания должно проходить со всею тщательностию, со строгим хранением совести, веруя, что такое прохождение послушаний необходимо для нашего спасения»[4] и далее святитель Игнатий призывает монашествующих оказывать игумену и прочему монастырскому начальству «нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкательства, послушание ради Бога»[5]. Преподобный Феодор Студит при перечислении «оружий» монаха напоминает, что послушанием мы уподобляемся Христу: «Великое оружие для монаха – воздержание, ибо оно является введением во всякую добродетель, а кто обладает послушанием, тот подражатель Христу; кто смиренномудр, тот равен Ангелам; кто открывает помыслы, тот чист, как солнце. Итак, пусть никто да не остается без исповеди, чтобы ему не оказаться неуврачеванным.»6 Таким образом, при прохождении послушания также необходимо применять и другие духовные средства, такие как откровение помыслов и исповедь.
Другим духовным средством, нужным в подвиге послушания, является молитва. Об этом святитель Тихон Задонский предупреждает так: «Послушание наше Богу не можем без Божией благодати показывать... нужна нам необходимо помощь Божия, нужна противу врага диавола, нужна противу свирепеющия плоти и безчинных ея страстей, нужна противу соблазнов злаго мира. А чтоб помощь Божия в нужном случае к нам приспела и укрепила нас, или паче всегда с нами пребывала, яко всегда ея требуем, нужна есть усердная и частая молитва, которою благодать Божия помогающая испрашивается. Откуду повелено нам бдети и молитися: «бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (Мф. 26, 41)...»[7].
Следует отметить, что проходящим подвиг послушания святитель Феофан Затворник советует учиться пребывать в молитве даже во время послушания: «Прежде были в теплой молитве без дел послушания, теперь учитесь пребывать в такой же молитве при делах. Сего желает от вас Господь. Ухитряйтесь. И прежде был труд, а теперь побольше. Надо и дело делать, и умом от Бога не отступать, т.е. быть так, как бы стояли на молитве. Это закон: руками дело делать, а умом и сердцем с Богом быть...»[8]
Часто случается, что исполнение послушания сопровождается внешними или внутренними трудностями и при этом в душе могут возникать опасения, скорбь и недовольство. В этом случае может помочь следующий совет преподобного Амвросия Оптинского: «Если же еще по немощи нашей не можем... побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота. Когда же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу и да смирим себя пред Богом и людьми и покаемся. Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели.»[9]
И в другом письме преподобный Амвросий пишет: «Когда найдет хандра, не забудь укорять себя, вспомни, сколько ты виновата перед Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: Много скорбей у праведных (Пс. 33, 20) и много наказаний грешному (Пс. 31, 10). Такова жизнь наша здесь – все скорби и скорби, а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: Ищи мира и стремись к нему (Пс. 33, 15).»[10]
Полный стих псалма, который преподобный Амвросий рекомендует повторять чаще, на церковнославянском языке такой: «Уклони́ся от зла́ и сотвори́ бла́го: взыщи́ ми́ра и пожени́ и́.». Важно для человека научиться уклоняться от зла и направлять свою свободную волю к добру, чтобы не попасть в рабство своему эгоизму. На это обратила внимание участница вышеупомянутого круглого стола игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга. В своем докладе «Как научиться оказывать послушание с радостью и желанием сердца» игумения Домника сказала о необходимости учиться не только внешнему послушанию, удерживаясь от греха на деле, не обнаруживая свои страсти, но и – главное – одновременно с этим приступать к внутреннему подвигу, изгоняя противление, печаль и огорчение из сердца и ума. И содействие в этом монаху может оказать только молитва, с которой он будет обращаться непосредственно к Богу, прося у Него помощи и укрепления. Если монах «творит послушание с терпением, жертвенным духом, молитвой, то он не только сам освящается, но и создает вокруг себя подлинно монашескую, духовную атмосферу…» – сказала настоятельница, особо подчеркнув, что самая важная миссия игумена, игумении – научить братий и сестер послушанию, не только внешнему, но и внутреннему. Благодаря послушанию монастырь превосходит этот мир, вся жизнь монахов наполняется духом беспопечительности, – этот вывод в конце доклада игумении Домники подвел итог выступлений, прозвучавших на круглом столе.
Таким образом, святые отцы и современные учителя Православной Церкви советуют при несении подвига послушания стараться применять следующие духовные средства:
1. частая, по-возможности, молитва;
2. частое участие в Таинствах Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин;
3. руководство в деле спасения Священным Писанием и творениями святых отцов при совете и назидании современных отцов и братии;
4. при встречающихся скорбях и трудностях при обнаружении в душе противления, печали и огорчения стараться молитвой, самоукорением и познанием своей немощи привлечь благодать Божию, которая бы изгнала из души смущение и водворила бы мир Христов.
Cписок использованной литературы:
[1] Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ. «Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» подвели итоги работы» Источник: http://monasterium.ru/novosti/novosti-sinodalnogo-otdela-po-monastyryam-i-monashestvu/uchastniki-kruglogo-stola-dobrodetel-poslushaniya-v-sovremennykh-monastyryakh-prakticheskie-aspekty-podveli-itogi-raboty/
[2] Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Письма. Вып.1.
[3] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание творений. Том 5. Приношение современному монашеству. Глава 12: О жительстве в послушании у старца.
[4] Там же. Правила наружного поведения для новоначальных иноков.
[5] Там же. Глава 12: О жительстве в послушании у старца.
[6] прп. Феодор Студит, Великое оглашение, Часть III, Оглашение 35.
[7] Творения святителя Тихона Задонского. 6-е изд. СПб., 1899. Т3. С.66
[8] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Издание СвятоУспенского ПсковоПечерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 4. М., 1994. С. 229–230
[9] Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирянам. В 3 ч. Сергиев Посад, 1908. Ч. 2. С.159–160
[10] Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900. Ч. 1. С.103