Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» завершило свою работу

Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений завершило свою работу

Фото

29 января 2019 года участники XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности»ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность», продолжили работу в формате секции «Монашеские обеты и свобода личности: "дилемма" или "ключ" для молодых?» под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, председателя Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества. 

В президиуме в этот день присутствовали: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Святогорский Арсений; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; митрополит Феодосийский и Керченский Платон; епископ Домодедовский Иоанн, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы; игумения София (Силина), секретарь Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга, куратор секции.   

Открывая заседание, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий напомнил собравшимся игуменам и игумениям, что возрождение монашеской жизни во многом зависит от руководителей монастырей. Ради укрепления духа монашествующих очень важно внимательно относиться к приходящим из мира людям, их мотивации остаться в обители, намерению вести аскетическую жизнь в братстве или сестричестве.

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в докладе «Содержание монашеских обетов в отношении понятий "свобода и ответственность"» напомнил, что в соответствии с учением Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека свободный выбор невозможен без ограничений и для монаха он начинается с обетов отречения. Но отречение это диалектично: с одной стороны, человек отказывается от своих страстей, а с другой, отречение обновляет его для будущей жизни. Что же касается ответственности монашествующих, то она связана с осознанием необратимости даваемых ими при постриге обетов, а ее формирование начинается со свободного желания посвятить свою жизнь Богу. Далее митрополит Исидор перечислил критерии, в соответствии с которыми можно судить о степени ответственности человека, желающего принять монашеский постриг. Мерилом способности исполнять монашеские обеты докладчик назвал ревностное исполнение человеком возложенных на него послушаний, его активное участие в делах монастыря и успешное вхождение послушника в духовный ритм обители. Проблемы свободного выбора монашеской жизни и формирования ответственного отношения к принятым обетам являются важнейшими условиями духовного возрастания человека и подлинного освобождения от рабства греха.  

Игумен Иосиф (Крюков), начальник Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря,  раскрывая тему своего выступления «“Мне мир распялся и аз миру”: от чего отрекается молодой послушник и что приобретает» рассмотрел вопрос, в какой мере конфликт между «современным образом мышления» и «традиционными монашескими ценностями» влияет на выбор монашеского жития сегодня. Изменившиеся духовная и культурная картины мира оказывают существенное влияние на приходящих в монастырь послушников. Не каждый человек имеет должное представление о семейных ценностях, авторитете старших и ответственном отношении к равным и младшим. Не все получили опыт безграничной родительской любви и обладают способностью любить в ответ. Отсутствие готовности любить кого-то, кроме себя, порождает стремление любить только себя. Но «оставить мир» означает перестать жить для себя и начать жить для других, а первоочередной задачей монастыря является восполнение недостатка любви, ставшего причиной принятия ложных ценностей. Готовность служить другим свидетельствует о полноте личности, которая парадоксальным образом формируется как результат уединенного пребывания с Богом, и одна из причин личностного кризиса для многих, по мысли игумена Иосифа, это неумение пребывать в одиночестве. И если в миру человек был окружен впечатлениями и звуками, то монастырь должен предоставить послушнику соразмерное его духовным возможностям пространство, внутри которого он должен учиться быть один. Также докладчик рассмотрел в своем выступлении значение духовного руководства, образования и физического труда для современных послушников. В завершение игумен Иосиф сказал, насколько важно для игумена или игумении, встречая новых послушников, самим быть подлинными людьми и тем вдохновлять приходящих в монастыри.  

В докладе «“Всё мне позволительно, но не всё полезно”: свобода выбора для молодых послушников» епископ Домодедовский Иоанн, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, напомнил, что послушание является одной из важнейших задач молодых послушников, решение которой требует смирения и усердия, ведь результат должен быть достоин того, чтобы представить свой труд Богу. Послушание молодых людей, конечно же, отличается от того послушания, которое несут игумены или епископы, однако при видимых различиях смысл его всегда остается неизменным. Епископ Иоанн уделил особое внимание послушанию, которое человек несет в молодые годы, ведь именно молодость, по слову архимандрита Эмилиана (Вафидиса), это период, который Бог дает человеку для того, чтобы он смог создать свое духовное будущее, вечность. Докладчик также описал некоторые причины проблем, возникающих у молодых послушников, и призвал видеть подлинную цель послушания. 

Затем митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий представил вниманию собравшихся документ «Духовное руководство монашествующими в монастырях», подготовленный Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих.

Митрополит Феодосийский и Керченский Платон в своем выступлении поделился озабоченностью состоянием современного общества и в том числе молодежи, рассказал о пережитой недавно трагедии, связанной с массовым убийством в Керченском политехническом колледже. Рассуждая о границах свободы, понимаемой молодыми людьми как вседозволенность, и ориентирах подлинной свободы, выразил беспокойство по поводу того, что многие из них начинают задумываться об этом, только лишившись свободы по приговору суда. И, не чувствуя ответственности за свое будущее как в земной, так и в вечной жизни, обрекают себя на страдания, которые могут и не закончиться после смерти. Христианский взгляд на свободу и ответственность существенно отличается от взгляда светского человека, но именно христианское понимание вечности помогает нам обретать подлинную свободу и осознавать ответственность за происходящее.

В завершение работы секции председатель президиума попросил митрополита Святогорского Арсения осветить ситуацию на Украине, сложившуюся после предоставления Константинопольским Патриархатом томоса об автокефалии раскольничьей структуре ПЦУ.  

На начавшемся после перерыва заседании круглого стола «Трудности современных молодых послушников и пути их преодоления» под председательством митрополита Святогорского Арсения слово для кратких выступлений было предоставлено десяти участникам. Докладчики − наместники, игумены и игумении − представляли самые разные монастыри,  находящиеся в центральной России, на Урале, в дальнем зарубежье от ставропигиальных, крупных и широко известных до совсем небольших; от тех, где контакты с миром стараются по возможности ограничивать, до декларирующих свою сугубо миссионерскую направленность.

Всех выступавших объединяла искренняя забота о судьбе новоначальных, которые приходят в настоящее время в монастыри из мира, претерпевшего в короткий срок столь заметные изменения. Несмотря на то, что многие проблемы послушничества имеют вневременной характер и были детально изучены еще святыми отцами, что тоже отмечалось в докладах, большинство игуменов и игумений, следуя предложенной теме, заострили внимание именно на сегодняшних характерных трудностях.

Игумения Мария (Сидиропулу), настоятельница  женского монастыря во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы в Бухендорфе (РПЦЗ), предложила, прежде всего, предоставить человеку, задумавшемуся о монашеском пути, свободу выбора. Не смотреть на просящегося в монастырь как на рабочую силу, а помочь ему узнать атмосферу обители, познакомиться с ее внутренней жизнью.

Яркое впечатление оставило выступление игумена Даниила (Гулько), наместника Городецкого Феодоровского монастыря Городецкой епархии. Отец Даниил представлял обитель уже упомянутой миссионерской направленности, насельники которой активно занимаются катехизацией, просвещением, служением и работой на приходах; при монастыре действует Центр православной культуры и т.д. Большинство из 26 человек братии сами не так давно находились в статусе новоначальных, встреча с опытным наставником привела их в монашество и позволила применить на практике полученные в миру образование и профессии. 

Настоятель Свято-Введенского Никоновского монастыря г. Юрьев-Польского Александровской епархии игумен Филофей (Машнин) в своем выступлении сделал акцент на том, что истинное, дающее плоды послушание совершается с внутренней свободой; это всегда делание не ради кого-то, а только ради Бога и собственной души. Здесь не должно быть никакой другой цели, кроме приобретения добродетели послушания, обожения души человеческой, соединения ее с Богом. Поэтому небезразлично, с каким настроем слушается монах. Исполнение послушания с ропотом, огорчением – один из самых опасных сорняков в духовной жизни. 

Игумен Флавиан (Матвеев) является наместником Крестовоздвиженского мужского монастыря − маленькой городской обители, стоящей на оживленном перекрестке в центре Екатеринбурга. В своем выступлении отец Флавиан представил свод основных проблем, с которыми может столкнуться молодой послушник независимо от расположения и статуса монастыря, где он будет подвизаться. Разделив эти проблемы на внешние и внутренние, докладчик отнес к первым «либерализацию» многих человеческих страстей в постсоветском обществе; а среди внутренних особо выделил те, что искажают доверие и любовь в духовной атмосфере монастыря. 

Настоятельница Серпуховского Введенского Владычнего монастыря игумения Алексия (Петрова), посетовав на то, что насельников, равнодушно относящихся к послушанию, становится всё больше, обратила внимание на необходимость воспитания в новоначальных чувства ответственности, которое является «вернейшим признаком духовности». «Откуда может взяться этот духовный подход? Из опыта жизни в семье, из опыта приходской жизни, а если такого опыта нет, то только из личного примера игумена и старшей братии и из духовных бесед игумена с новоначальными», − считает матушка Алексия. 

Наместник Ново-Иерусалимского Воскресенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников)  в своем выступлении сосредоточился на теме возрастания молодых послушников посредством приобщения их к уставной службе, раскрытия для них всей красоты и глубины монастырского богослужения. Необходимым условием для этого должна быть любовь к службе самого священноначалия, подчеркнул отец Феофилакт. 

Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, обладающая огромным опытом воспитания уже не одного поколения монашествующих, рассказала о богослужебной и молитвенной практике Дивеевской обители, отметив, что неукоснительное следование уставным правилам, постоянное упражнение в этом прививает и правильное отношение к послушанию. 

Выступление настоятельницы Вознесенского Оршина монастыря игумении Евпраксии (Инбер) было проникнуто искренней тревогой по поводу пленения душ новыми технологиями и виртуальным общением. У молодых сестер война «между интернетом и Богом» идет порой не на жизнь, а на смерть, сказала матушка. В то же время настоятельница обители отметила, что Бог может и зло обратить в добро и такая острая ситуация выявляет «самые мужественные, редкие, решительно настроенные  души, в которых действие Божественной благодати выжигает мирские пристрастия»

Опытом восстановления внутренней жизни обители из состояния духовного запустения поделился архимандрит Александр (Лукин), наместник Благовещенского мужского монастыря, благочинный монастырей Нижегородской епархии. Большое значение здесь имело установление строгого уставного распорядка, регламентация дневного круга богослужений, послушаний, личного времени насельников. 

Завершил работу круглого стола доклад игумении Домники (Коробейниковой), настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга, являвшейся куратором этого заседания. С большой убедительностью, на живых примерах матушка Домника показала, что только дух любви, терпения и вдохновляющей молитвы, царящий в обители, только искреннее стремление братства ко Христу раскрывают новоначальному сокровенный смысл монашества и помогают преодолеть все трудности вступления на этот путь. 

В завершение участниками форума был принят итоговый документ, в котором монашествующие выразили благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность в рамках Международных Рождественских образовательных чтений обсудить вопросы монастырской жизни и передали сердечные поздравления Предстоятелю Церкви с 10-летием Первосвятительского служения.  

В документе участники также выразили единодушную молитвенную поддержку Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию в связи с тяжелыми испытаниями для Церкви на Украине и нарушением единства вселенского православия.  

За два дня работы направления было зарегистрировано 323 участника, в том числе 21 архиерей, 72 наместника и игумена, 67 настоятельниц и игумений монастырей, 56 иеромонахов, 70 насельников и насельниц обителей, 37 благочестивых мирян. На встрече побывали представители 120 епархий Русской Православной Церкви, в том числе представители Украинской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Православной Церкви Молдовы, Казахстанского и Среднеазиатского митрополичьих округов. Среди участников и докладчиков были также гости из Германии и Израиля, представляющие Русскую Православную Церковь Заграницей, и братских Поместных Церквей: Элладской, Грузинской, Церкви Чешских земель и Словакии. 

По материалам сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству РПЦ