Воскресная Литургия в праздник иконы Божией Матери "Спорительница хлебов"

28 ОКТЯБРЯ 2018 года

в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в праздник иконы Божией Матери, именуемой "Спорительница хлебов",

в Благовещенском соборе была совершена Божественная литургия св. Иоанна Златоуста. Её совершил игумен монастыря - архимандрит Александр (Лукин).

Проповедь перед Причастием произнёс иеродиакон Иосиф (Чупров).

По отпусте Литургии было совершено освящение хлебов.

Фото

История создания образа Божией Матери «Спорительница хлебов» связана с последними годами жизни старца Амвросия. Свой земной путь старец закончил 10(23) октября 1891 года в Казанской Шамординской женской обители, им основанной и находящейся недалеко от Оптиной Пустыни.

Безграничная любовь и доверие к старцу Амвросию, вера в его теплую молитву, имеющую большое дерзновение пред Богом, влекли к нему людей разных сословий, и очень часто, обездоленных и бедных. О них, о вдовах и сиротах, о больных и престарелых женщинах, желающих вести благочестивую жизнь, но не имеющих средств поступить в монастырь, было его особое попечение.

Многие женские общины были устроены по благословению, совету и указанию старца Амвросия. Среди них – Предтеченская женская община в г. Кромах Орловской губернии, Ахтырская  Гусевская в Саратовской губернии, Пятницкая в Воронежской губернии, Козельщанская на Полтавщине, Леснинская на Холмщине и другие. Оставаясь в дальнейшем под духовным руководством оптинских старцев, о чем свидетельствует их эпистолярное наследие, жизнь в этих обителях устраивалась мирной и спасительной. Но непосредственного участия в становлении этих обителей старец Амвросий не принимал. И только в конце своего земного пути, «по особым путям Промысла Божия, ему самому пришлось принять на себя близкое его сердцу дело попечения о бесприютных в материальном и духовном смысле лицах женского пола, желавших проводить благочестивую жизнь и искавших его помощи и поддержки».

Создание в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, женской общины для таких женщин и явилось делом последних лет жизни любвеобильного старца Амвросия, которое протоиерей Сергий Четвериков назвал «последним подвигом любви старца о.Амвросия».

В это же время, в конце его земного пути, прозрением великого старца была написана икона Божией Матери «Спорительница хлебов», под покровом Которой была им оставлена любимая обитель. На вопрос духовника своего, о. Феодора, на кого он оставляет свою Шамординскую обитель, старец Амвросий без колебания ответил: «Обитель оставляю Царице Небесной». Обитель, оставленная старцем Амвросием под покровом Божией Матери, к началу XX века стала процветающим монастырем, где под духовным руководством оптинских старцев подвизалось более 800 сестер.

История создания иконы кратко описана практически во всех жизнеописаниях преподобного Амвросия. Тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы.

В архивных материалах Оптиной Пустыни, хранящихся в Российской Государственной Библиотеке, существует несколько документов, связанных с историей иконы «Спорительница хлебов».

Согласно одному из них, в начале лета 1889 года старец заказывает особый список с иконы «Всех святых» Болховского Богородично-Всесвятского женского монастыря. Список был готов к февралю 1890 года и доставлен старцу в скит Оптиной пустыни. Так, настоятельница этого монастыря игумения Илария в январе 1894 года сообщала в Оптину Пустынь: «...в начале июня 1889 г. казначея нашего монастыря монахиня Сергия была у старца отца Амвросия, при прощании с ним он ей приказал сказать мне, чтобы я приказала сделать список с Божией Матери, которая на иконе Всех святых, у нас местная, и подписать «Спорительница хлебов», прислать ему, такую же оставить себе в монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба. Мною исполнено все, как он приказал. В феврале 1890 г. я сама отвезла икону, подавая ему, вопросила, хорошо ли написана. Он ответил: «Хорошо, а я думал, что ты не исполнишь моего желания». И вспросил: «А у себя оставила такую же?». Я ответила: «Да». Но ни мне, ни казначеи нашей (я ее вспрашивала) не сказал, с каким намерением и куда назначил эту икону. В это время старец жил в Оптине в скиту».

Другое документальное свидетельство касается повода написания иконы и принадлежит о. Ерасту (Вытропскому), письмоводителю старца Амвросия, впоследствии составившему «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита» (1902 год). Он указывает следующий повод написания иконы: «Житель северной губернии, в первый раз в жизни увидев черноземные хлебные поля, поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба. В уме зрителя явился вопрос: чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой Деве Богоматери. Есть икона Покрова, но ее происхождение византийское и идея ее – избавление от всякого зла. Между тем, каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе. С этими мыслями в октябре 1889 г. прибыл он к старцу и по окончании рассказа только что хотел было добавить старцу о своих дорожных впечатлениях, старец предупредил его вопросом: «У меня многие просят икону Божией Матери на благословение. Как ты думаешь, какую бы написать, Покров что ли? Пересказав старцу свои впечатления, этот северянин напомнил, что в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов. «Да, – такой нет, – сказал старец». Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать «Спорительница хлебов». Кто был тот «житель северной губернии», который фактически, по словам о. Ераста, предложил идею иконы, остается неизвестным.

Позже, в феврале 1890 г., как следует из предыдущего документа, икона была доставлена из Болховского монастыря и находилась со старцем в скиту Оптиной Пустыни до 2 июля 1890 года. В этот день старец Амвросий последний раз выехал из скита в Шамордино и уже не возвращался в Оптину Пустынь до самой своей кончины 10(23) октября 1891 года. Предчувствуя конец своего земного пути, благодатный слабеющий старец все силы свои отдал созданной им обители, претерпевая большие труды и скорби. И до последних дней старца эта скорбь не ослабевала, увеличивая тяжесть несомого им креста. Но такова была его любовь к созданной им обители, последняя и сильнейшая, по словам Апостола: « … не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18).

Кто же мог быть тем иконописцем, который создал новый образ Царицы Небесной?

В статье Л.А. Щенниковой, посвященной иконе «Спорительница хлебов», назван художник, который мог бы выполнить замысел старца. Это иеромонах Даниил (Болотов), родной брат настоятельницы Шамординской обители м.Софии. Начиная именно с этой работы Л.А. Щенниковой, авторство иконы ошибочно приписывают о. Даниилу. Отец Даниил как автор образа упоминается во втором томе «Православной энциклопедии», а также во многих авторитетных каталогах.

Однако это предположение не подтверждается архивными данными. Более того, тот факт, что об авторстве о. Даниила не упоминает ни один из его современников, фактически опровергает мнение автора статьи. Версию Л.А. Щенниковой не поддерживает и известный исследователь жизни и творчества о. Даниила А.Л. Толмачев: «ни по технике, ни по стилю исполнения икона не может быть приписана кисти Болотова, тем более что никаких связей с Болховским монастырем у него не было. Если бы старец Амвросий хотел привлечь Дмитрия Михайловича <Болотова>, он поручил бы исполнение этого образа шамординской иконной мастерской, основанной о. Даниилом».

Икона «Спорительница хлебов» за непродолжительное время стала почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, которые описывались еще в жизнеописании старца: «...первым чудом милости Божией и заступления Царицы Небесной, по молитвам благодатнаго старца пред этою святою иконою, можно считать то, что хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии, и в частности около Шамординской общины, хлеб родился. Затем, хотя рожь в это время была дорога, однако старец, еще при жизни своей, успел столько ею запастись, что во весь этот год, и даже следующий за ним, в обители, не смотря на многочисленность её насельниц, недостатка в хлебе не было. «Спорительница хлебов» помогла. В следующее затем лето, уже по кончине Старца Амвросия, послушником Оптиной пустыни, Иваном Феодоровичем Ч–м, из дворян, написанная им самим икона Божией Матери «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошёл дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода. По той же причине много нашлось почитателей старца Амвросия, желавших иметь у себя эту икону».

И в последний год своей жизни старец раздавал и рассылал многим из своих духовных чад этот образ, с которого делались как живописные списки, так и литографии.

Интересное свидетельство о распространении иконы в эти годы находим и в письме известного одесского издателя Е.И. Фесенко от 14 февраля 1912 г.: «Слишком 20 лет тому назад, в бытность мою в вашей св. обители заведовавший в то время иконной и книжной лавкой обители иеродиакон о. Трефилий сделал мне заказ на печатании листков, книг и мелких образков, водил меня в скит к старцу Амвросию и с его благословения тогдашний игумен, имени его уже не помню, вручил мне икону Божией Матери Спорительницы хлебов, писанную на холсте, и просил отпечатать с него несколько тысяч экземпляров образков на бумаге, форматом 5x6 вершков. Икона эта была мною отпечатана своевременно с другими заказами, и деньги за заказ получены. Оставшиеся у нас образки разошлись, а камни, на которых был сделан рисунок иконы, уничтожены; но требования на этот образок не прекращаются, что и заставляет меня повторить печатание этого образка...».

Сразу после кончины старца Амвросия в православной периодической печати появились многочисленные публикации о нем; читатели присылали письма, воспоминания, изречения старца и стихи, ему посвященные. Все эти материалы вызывали живейший интерес у читателей. Именно в это время, через несколько месяцев после кончины старца Амвросия, в журнале «Душеполезное чтение» появилась статья и об иконе «Спорительница хлебов», которая стала единственной известной нам публикацией об образе в дореволюционной печати.

Как пишет о. Ераст (Вытропский), сведения об иконе, «напечатанные в журналах и газетах, обратили на себя внимание консистории, и она нашла, что иконе придано, по-видимому, значение явленной, или чудотворной, а потому она предписала: представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице, что и было исполнено в 1892 году. Об этой иконе распространялись сведения, будто она неизвестно как появилась в келлии о. Амвросия. Но в Оптиной Пустыни это было известно». Известно и нам, из архивных документов. Но икону, перед которой старец Амвросий возносил свои святые и благодатные молитвы, по указу Святейшего Синода все-таки унесли из Шамординской обители. 

Святейшей Синод определением от 20 мая – 3 июня 1892 года за № 1217 отклонил также и просьбу московского купца С.В. Перлова о разрешении печатания хромолитографированного изображения иконы, «признав небезосновательным выраженное Московским духовно-цензурным комитетом опасения, что распространение такового изображения с необычным в Православной Церкви наименованием Божией Матери может возбудить в народе неправильные и нежелательные толки».

Несмотря на это определение, народ продолжал почитать икону, благословленную старцем Амвросием. Отвечая на многочисленные запросы верующих, в Оптиной Пустыни были собраны сведения по истории иконы, подготовлена статья и в 1894 году направлена в редакцию «Церковных ведомостей». Однако статья была отклонена редакцией в виду того же принятого решения Синода 1892 года.

В начале 1896 г. епископ Вятский и Слободский Серафим (Серафимов)  вновь обратился в Святейший Синод с просьбой дать указания по поводу почитания иконы «Спорительница хлебов». В определении Святейшего Синода от 29 февраля/22 марта 1896 г. за № 671 было подтверждено ранее принятое решение 1892 года; сделано указание цензору, разрешившему печатать изображения иконы в Одесской хромолитографии Фесенко, на неправильность его решения, а также сообщено об этих решениях министру внутренних дел И.Л.Горемыкину. На основании этого министр внутренних дел 22 июня 1896 г. издал распоряжение № 3990 «о недопущении на будущее время печатания в типографиях, хромолитографиях и т.п. заведениях изображений Божией Матери с наименованием «Спорительницы хлебов».

Запрещение Святейшего Синода почитать икону, прославленную старцем Амвросием, было связано с необычной иконографией и наименованием образа Божией Матери, а также с неоднозначным отношением духовных властей к личности старца Амвросия.

Однако, вопреки этому запрещению Св. Синода, изображения иконы «Спорительница хлебов» продолжали распространяться по России; с образа делались как живописные списки, так и литографии.

Любовь и доверие к старцу, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону в России, стране преимущественно земледельческой, истинно народной.

Известный поэт Вячеслав Иванов посвятил иконе «Спорительница хлебов» одно из своих стихотворений из цикла «Песни смутного времени» 1917 года:

Есть в Оптиной Пустыни
Божия Матерь Спорительница.
По видению старца Амвросия
Написан образ Пречистой:
По краю земли дивное
Богатство нивное;
Владычица с неба
Глядит на простор колосистый;
Спорятся колосья
И множатся в поле снопы золотистого хлеба...
Тайные Церкви глубин святорусских Затворница,
Руси боримой со светлыми духи Поборница,
Щедрая Благотворительница,
Смут и кровей на родимой земли Умирительница,
Дай нам хлеба вскорости
Добрым людям спорости,
Матерь Божия Спорительница!

Нам ничего неизвестно о судьбе той келейной иконы, перед которой старец Амвросий возносил свои святые молитвы. В современных комментариях к работе о. Павла Флоренского «Иконостас»  упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо. В нем он указывает на то, что икона «Спорительница хлебов» находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом. Вероятно, этот комментарий и послужил основанием для устойчивого мнения в православном интернет-пространстве, что это и есть келейная икона старца Амвросия. Так ли это?

Действительно, в храме «Всех скорбящих Радость» в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес, Шальчининкайского р-на), есть образ Божией Матери «Спорительница хлебов». Но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что эта не келейная икона старца Амвросия, как несомненно и другое, – благословение старца преп. Нектария Оптинского милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма.

Значение образа и иконография

Икона написана очень необычно для изображения Пресвятой Богородицы. Она спускается с небес на засеянную землю, благословляя посевы и урожай. В этом образе скрыт глубокий духовный смысл. Так, часть колосьев изображена уже сложенными в снопы, когда остальные только дозревают на поле — это символическое соотношение с Евангельскими строками, что наступит время жатвы.

Взгляд Царицы Небесной одновременно и строгий, и добрый. Раскинутые в сторону руки как бы преподают благословение и снопам на иконе, и каждому молящемуся. Символично и облако, на котором сидит Пречистая — из него исходит влага, нужная для плодородия.

Такое название старец Амвросий дал иконе неспроста. Он свято верил в то, что нет для людей большего небесного заступничества, чем покровительство Божьей Матери. В любом деле, в скорби или болезни, он завещал всегда возносить свои мольбы к Деве Марии.

Молитва перед иконой «Спорительница хлебов» призвана помогать верующим христианам в трудах по снисканию хлеба насущного. Но нужно понимать, что евангельский смысл слова «хлеб» намного шире, чем ежедневная пища.

В Евангелие от Иоанна можно найти слова, где хлебом именуется сам Господь. То есть в евангельском смысле хлеб насущный — это все, что необходимо человеку для жизни, и прежде всего, духовное общение с Богом. Потому что без Бога человек может быть жив телом, но совершенно мертв душой. И впуская в себя Бога, мы как бы питаем хлебом свою душу, и она оживает для вечной жизни.

Поле, которое благословляет Богородица, символично означает человеческую жизнь. Как в пшенице постепенно созревают колоски и зерна, так и в душе каждого человека должна созревать вера в Бога и желание следовать Его заповедям. Об этом и молится Приснодева Мария, благословляя каждого человека.

Сложенные готовые снопы также символично указывают нам на строки Евангелия и будущей жатве. Имеется ввиду, что настанут времена, когда будет окончательно решена судьба каждого человека — будет великая жатва (Страшный Суд). И после этого суда все праведники останутся в вечной радости с Господом, а все грешники отправятся в ад.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Спорительница хлебов»

О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.