Литургия в день памяти свт. Илариона, митр. Суздальского

27 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА

в четверг 31-ой седмицы по Пятидесятнице,

в день памяти святителя Илариона, митрополита Суздальского, основателя Флорищевой пустыни

в Благовещенском соборе совершилась Божественная Литургия. Богослужение возглавил игумен обители - архимандрит Александр (Лукин) в сослужении братии монастыря.

Проповедь перед Причастием произнёс игумен Мстислав (Меньшиков).

Фото

Свя­ти­тель Ила­ри­он, мит­ро­по­лит Суз­даль­ский и Юрьев­ский (в ми­ру Иоанн), ро­дил­ся 13 но­яб­ря 1631 г. в се­мье ни­же­го­род­ско­го свя­щен­ни­ка Ана­нии. Отец его, сла­вив­ший­ся бла­го­че­сти­ем и боль­шой на­чи­тан­но­стью, был од­ним из трех кан­ди­да­тов на пат­ри­ар­ший пре­стол, из­би­рав­ших­ся вме­сте с бу­ду­щим пат­ри­ар­хом Ни­ко­ном (1652–1658). Иоанн был по­стри­жен в мо­на­ше­ство в 1653 г. В 1655 г. он стал ос­но­ва­те­лем и стро­и­те­лем Фло­ри­ще­вой пу­сты­ни неда­ле­ко от г. Го­ро­хов­ца. В по­дви­гах ино­че­ства свя­той ис­пы­тал тя­же­лую борь­бу с плот­ски­ми стра­стя­ми. Ко­гда он в из­не­мо­же­нии упал пе­ред Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри и со сле­за­ми умо­лял Ее о по­мо­щи, Бо­жия Ма­терь осе­ни­ла его бла­го­дат­ной си­лой и уми­ро­тво­ри­ла его дух. Од­на­жды, ко­гда свя­той Ила­ри­он со­вер­шал вме­сте с иеро­ди­а­ко­ном ве­чер­нее пе­ние, в цер­ковь во­шли раз­бой­ни­ки. Они уби­ли иеро­ди­а­ко­на и ста­ли жечь свя­то­го Ила­ри­о­на на огне, вы­пы­ты­вая у него, где мо­на­стыр­ские со­кро­ви­ща. Они не ве­ри­ли, что в оби­те­ли не бы­ло зо­ло­та. Пре­воз­мо­гая боль, свя­той Ила­ри­он об­ра­тил­ся к чу­до­твор­ной иконе и ска­зал: «О Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия, Ма­терь Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста! Ес­ли они по­вре­дят ме­ня ог­нем, у ме­ня недо­станет уже сил все­гда про­слав­лять Сы­на Тво­е­го и Те­бя». Вдруг раз­бой­ни­кам по­слы­ша­лись кри­ки лю­дей, ис­кав­ших их, и они в стра­хе раз­бе­жа­лись.

Од­на­жды свя­той Ила­ри­он, про­хо­дя ми­мо церк­ви, услы­шал го­лос: «Я про­слав­лю те­бя по всей зем­ле». Он за­тре­пе­тал и, прой­дя в пред­две­рие, не на­шел там ни­ко­го из лю­дей; в при­тво­ре бы­ла толь­ко Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. По­движ­ник со сле­за­ми пал пе­ред об­ра­зом на ко­ле­ни и ис­по­ве­дал свое недо­сто­ин­ство. Ко­гда свя­той на­чал воз­дви­гать в оби­те­ли ка­мен­ную цер­ковь, он силь­но скор­бел, что за­бо­ты о по­строй­ке и непри­ят­но­сти меж­ду ра­бо­чи­ми от­вле­ка­ют его от мо­лит­вы. Со­вер­шая с бра­ти­ей пра­ви­ло в церк­ви, он пре­дал­ся этим мыс­лям и стал рас­ка­и­вать­ся в на­ча­том де­ле. Он со сле­за­ми про­сил Бо­жию Ма­терь не оста­вить его и из­ба­вить от хло­пот. По окон­ча­нии мо­лит­вы свя­той Ила­ри­он остал­ся один в церк­ви и стал опять раз­мыш­лять о стро­и­тель­стве. Так он за­снул. Во сне ему яви­лась Бо­жия Ма­терь и ска­за­ла: «Пе­ре­не­си Мой об­раз, на­зы­ва­е­мый Вла­ди­мир­ским, из теп­лой церк­ви и по­ставь его в но­во­со­зи­да­е­мой ка­мен­ной, и Я бу­ду те­бе там По­мощ­ни­цей». Свя­той Ила­ри­он проснул­ся и при­ка­зал зво­нить в боль­шой ко­ло­кол. Тот­час со­бра­лись ино­ки. Все от­пра­ви­лись в теп­лую цер­ковь и, по­мо­лив­шись пе­ред ико­ной, тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли ее из при­тво­ра в храм. По­сле со­вер­ше­ния все­нощ­ной, Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии и мо­леб­на свя­той рас­ска­зал бра­тии о сво­ем ви­де­нии. То­гда с крест­ным хо­дом ико­ну пе­ре­нес­ли в стро­ив­шу­ю­ся цер­ковь, где по­ста­ви­ли сре­ди ле­сов. С тех пор стро­и­тель­ство пошло успеш­но и вско­ре окон­чи­лось. Свя­той хо­тел сде­лать ико­ну мест­ной и освя­тить в ее честь храм. Но ему бы­ло ви­де­ние, по ко­то­ро­му он по­нял, что храм дол­жен быть освя­щен в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

В пу­сты­ни он утвер­ждал стро­жай­ший об­ще­жи­тель­ный устав. В 1694 го­ду свя­ти­тель от­пра­вил во Фло­ри­ще­ву пу­стынь на­каз­ную гра­мо­ту о мо­на­стыр­ском управ­ле­нии, в ко­то­рой вспо­ми­нал о сво­ем управ­ле­нии этой пу­сты­нью: «При мне, греш­ном, ни­кто сво­е­го не имел, но всё по­ла­га­ли об­щим. И сей­час у вас мно­гое оста­лось на па­мять о том преж­нем об­ще­жи­тель­стве. Пом­нят же и то, что я пре­да­вал ог­ню иму­ще­ство тех, ко­то­рые при мне, греш­ном, хо­те­ли то об­ще­жи­тель­ство раз­ру­шать». 11 де­каб­ря 1681 г. свя­той был по­свя­щен в сан ар­хи­епи­ско­па Суз­даль­ско­го и Юрьев­ско­го, а в 1682 воз­ве­ден в сан мит­ро­по­ли­та и пра­вил на Суз­даль­ской ка­фед­ре до фев­ра­ля 1705 го­да. Скон­чал­ся свя­ти­тель на по­кое 14 де­каб­ря 1707 г. и был по­гре­бен в Суз­даль­ском со­бо­ре в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­ти­тель про­сла­вил­ся неусып­ны­ми за­бо­та­ми о бед­ных. По­сле смер­ти у него на­шли все­го три по­луш­ки де­нег.

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Вла­ди­мир­ская-Фло­ри­щев­ская (празд­но­ва­ние 26 ав­гу­ста) бы­ла на­пи­са­на зна­ме­ни­тым изо­гра­фом Ива­ном Ан­дре­еви­чем Чи­ро­вым в 1464 г. в Ниж­нем Нов­го­ро­де по обе­ту Ива­на Яко­вле­ви­ча Ве­тош­ни­ко­ва.

Тропарь святителю Илариону, митрополиту Суздальскому
глас 5

Воспо́йте у́бо, вси лю́дие,/ в Трие́х Ипоста́сех Еди́наго Бо́га,/ на Небесе́х непости́жно пребыва́ющаго,/ манове́нием же вся́ческая управля́ющаго,/ на зе́млю же щедро́тно призира́ющаго,/ в пусты́нном же пребыва́ющаго проти́ву неви́димых враго́в,/ уго́дника Своего́ преподо́бнаго Иларио́на укре́пльшаго,// того́ моли́твами, Бо́же, поми́луй и спаси́ нас.