25 ноября в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А. С. Пушкина состоялось торжественное открытие XVI Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии. Их тема: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». На открытии чтений митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий выступил с докладом.
Тема Рождественских чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» ставит перед нами ряд важнейших вопросов о судьбе нашего Отечества и сущности Русского Мира. Это вопросы богословия русской истории, философии русской истории, ее высших смыслов и целей, ее мирового предназначения. Сегодня уже нет необходимости доказывать, что история государства Российского неотделима от истории Русской Православной Церкви. Но еще не так давно, в советские времена, эти отношения описывали противоположным образом. Роль Церкви в русской истории замалчивалась, даже более того, трактовалась в негативном, искаженном свете. Несколько поколений наших соотечественников были оторваны от объективного взгляда на сущность русской истории и роль Православия в ней. Сейчас, когда Россия волевым усилием восстанавливает разорванную ткань собственной истории, нашей общей задачей является формирование у подрастающего поколения правильного представления о прошлом нашего Отечества. Оно может быть выработано исключительно на основе тех духовных ценностей, которыми наш народ жил на протяжении столетий. Только так возможно евангельское прочтение русской истории.
Со времени Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром история российского государства навсегда соединилась с историей Русской Церкви. В эпоху Киевской Руси и феодальной раздробленности Церковь оказалась единственной объединяющей силой, сдерживающей междоусобицы и споры князей. Наиболее дальновидные правители осознавали это и свое государственное служение строили вокруг защиты и сохранения православной веры в русском народе. Один из них – святой благоверный великий князь Александр Невский. В этом году мы отмечаем 800-летие со дня его рождения. Празднование памятной даты проходит и на общероссийском уровне, и в нашем регионе. Так, в юбилейный год на площади перед нижегородским кафедральным собором во имя святого благоверного князя Александра Невского воздвигнут величественный памятник в его честь, а в начале ноября на Нижегородской земле пребывал ковчег с частицей мощей святого князя в рамках общероссийского крестного хода в память о святом. Образ этого великого мужа Земли Русской – то, что нужно сейчас нашему народу, особенно молодому поколению россиян, нуждающемуся в ярких примерах героического служения Отечеству.
Государствообразующая роль Православной Церкви особенно очевидна в истории становления Московского царства. Наиболее яркий пример являет нам миротворческая миссия преподобного Сергия Радонежского, который зачастую выступал примирителем враждующих князей и стал подлинным собирателем русских земель вокруг Москвы. Его знаменитые слова «Взирая на единство Святой Троицы, будем побеждать ненавистную рознь мира сего. Да любовью и единением спасемся» – своего рода программа объединения враждовавших друг с другом княжеств в Московское царство. Спустя два столетия в недрах Церкви возникла знаменитая концепция «Москва – третий Рим», созданная псковским старцем Филофеем, в которой была осознана мировая, вселенская роль русского государства. Тогда же, в эпоху митрополита Макария и Стоглавого собора 1551 года, было положено начало прославлению правителей Древней Руси в чине благоверных князей: Александра Невского, Михаила Тверского, Михаила Черниговского, Петра и Февронии Муромских и многих иных. Все это свидетельствовало о том, что наше Отечество стало зрелым, независимым и самодостаточным государством, самостоятельно выстраивающим свою историческую судьбу.
Перелом в русской истории случился в эпоху Петра I. Его правлению невозможно дать однозначную оценку – положительную или отрицательную. С одной стороны, очевидна прогрессивная политика великого императора, его просветительская миссия, интеграция России в мировое геополитическое пространство, с другой – разрушение самобытного строя русской жизни и грубое попрание канонических норм Православной Церкви через упразднение патриаршества. В правление Петра берет начало процесс секуляризации, обмирщения, то есть постепенного отказа от духовных ценностей в пользу материальных предпочтений и светского образа жизни. Политику агрессивного секуляризма Петра I продолжила Екатерина II, что привело к массовому закрытию монастырей и угасанию монашеской жизни. Не случайно, что XVIII век почти не дал Русской Церкви прославленных святых, – так велики были разрушительные последствия этой политики. Результатом европеизации стало появление в стране правящего класса, почти оторванного от собственных исторических корней и связанного с Православной Церковью лишь гражданской обязанностью. Так, языком элиты в это время был французский, и только Александр Сергеевич Пушкин открыл для нас безграничные возможности и красоту русского языка. Это касается и русской иконы как произведения искусства, напрочь забытой в Синодальный период и заново открытой лишь в начале XX века.
Конечно, население Российской империи в массе своей продолжало сохранять верность Церкви, но к исходу Синодального периода дух формализма проник и сюда. Во многом, это было связано с возложением на духовенство не свойственных ему обязанностей, в том числе административно-государственного характера, подрывавших доверие народа к священникам как пастырям. Подобные государственные инициативы исказили церковную жизнь в стране и предопределили то, что случилось в XX веке.
Торжество секуляризма, а правильнее сказать, откровенное богоборчество было развернуто большевиками. Октябрьский переворот 1917 года стал моментом глубинного цивилизационного сбоя, вследствие которого Россия пошла по пути отрицания собственной истории. Множество священнослужителей и мирян были уничтожены, подверглись репрессиям, были ограничены в правах. Разрушение монастырей и храмов, осквернение святынь, которые на протяжении столетий почитались народом и вдохновляли на подвиги, – печальный результат построения атеистического общества. Духовно ослабленным, без опоры на многовековую традицию наше Отечество встретило новое бедствие – немецко-фашистскую чуму. Только через обращение к героическому прошлому, к подвигам святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, наших земляков Козьмы Минина и князя Пожарского, знаменитых полководцев Суворова и Кутузова, стал возможен тот духовный подъем, который явили русские люди в эти страшные годы.
Великая Отечественная война на короткое время изменила политику советского государства по отношению к Церкви, но в конце 50-х годов гонения вспыхнули вновь. ХХ век обернулся для Русской Православной Церкви подвигом исповедничества. В настоящее время прославлено в лике святых более 1700 новомучеников и исповедников, но сколько еще имен нам не известно? Скольких верных служителей Христа нам еще предстоит извлечь из забвения? Это задача не на одно поколение.
История советского государства показывает, что общество, построенное на отрицании собственной истории, само неизбежно приходит к самоотрицанию. В 90-е годы наша страна вновь пережила цивилизационный сбой, вновь испытала опыт отвержения прошлого – уже советского. Поток западных псевдоценностей захлестнул нашу страну, – на фоне обнищания и вымирания народа. Так, население Нижегородской области за 30 последних лет сократилось более чем на 500 тысяч человек, и этот процесс, к сожалению, продолжается.
Смута 90-х годов XX века была преодолена, сейчас мы строим новую Россию, которая сумела связать разорванную ткань своей истории и культуры и вновь подняла на знамена духовные ценности, которыми жила на протяжении столетий. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл очень точно выразил принцип, которым необходимо руководствоваться в оценке прошлого нашей страны: «Единство народа неразрывно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий. <…> Народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство. Единство и традиция как сила, передающая, в том числе, ценности и культурный код нации, являются непременным условием того, чтобы общество в любой исторический период сохраняло свою целостность и единство».
Мы, сегодняшние граждане России – наследники и Рюриковичей, и Романовых и советского периода. Все это – история нашей страны, и она едина.
Попытка построения общества агрессивного секуляризма провалилась. Опора только на технический прогресс, при отрицании духовных ценностей, обернулась для нашей страны духовным регрессом. Печальные последствия этого социально-исторического эксперимента нам еще предстоит осмыслить и преодолеть. Особое беспокойство в этом отношении вызывает подрастающее поколение. Мы не должны его потерять. Именно поэтому соработничество государства, Церкви, педагогического сообщества, деятелей культуры и всех здоровых сил общества так необходимо на современном историческом этапе.
Нижегородская митрополия, развиваясь в едином русле жизни Русской Православной Церкви, уже на протяжении многих лет являет конкретные результативные формы такого взаимодействия. Можно выделить ряд направлений, в которых работа Нижегородской митрополии имеет значение для всех людей, для государства, для общества в целом: возрождение и сохранение святынь (монастырей, храмов, древних икон), имеющих общенациональное значение, являющихся памятниками культуры и общественным достоянием; воспитание подрастающего поколения в духе национальных традиций; социальная работа и помощь нуждающимся; деятельность в сфере просвещения и культуры.
Митрополия продолжает переживать время активного возрождения. К 1991 году на территории Нижегородской области было чуть более 40 священников, 40 храмов и ни одного монастыря. Сейчас – более 700 священнослужителей, более 700 храмов, 17 монастырей. Теперь в них совершается молитва, развивается приходская жизнь, углубляются и расширяются церковно-общественные инициативы. Возрождение старинного храма или возведение нового – колоссальный труд, требующий усилий многих и многих людей: это местные жители, которые выразили желание и готовность иметь храм, светские власти, попечители, благодетели, архитекторы, строители, иконописцы, духовенство. В добром соработничестве с правительством Нижегородской области, при личном участии губернатора Глеба Сергеевича Никитина, ведется большая и кропотливая работа.
Без сомнения, восстановлены и сохранены должны быть все святыни, и в городе, и в глубинке. До 1917 года в Нижегородском кремле находилось пять храмов, и только один из них сохранился до наших дней – Михаило-Архангельский собор. В конце 2020 года милостью Божией был освящен Никольский храм, восстановлен манеж, воссоздана старинная звонница. Самый тяжелый колокол на ней, весом 6200 килограммов, преподнес Президент России Владимир Путин. Это подарок от руководителя государства всем нижегородцам к 800-летию города. Большим духовным утешением стало возрождение храма в честь преподобного Симеона Столпника, который будет освящен в 2021 году. Прежде чем приступить к его строительству, по инициативе Нижегородской епархии проводились археологические раскопки, в ходе которых был обнаружен некрополь древнего Симеоновского монастыря, ранее не упоминавшийся в документах, а также следы жизни нижегородцев начиная с XIII века. Сохранившиеся останки были извлечены из земли, омыты и помещены в костницу под алтарем Симеоновского храма.
К 800-летию Нижнего Новгорода этим летом в Автозаводском районе был освящен первый за многовековую историю города величественный собор в честь основателей города – великого князя Георгия Всеволодовича и его духовника святителя Симона, епископа Владимирского. Он был построен по образу Успенского собора Саровской пустыни, также недавно воссозданного. А мощи святого князя в августе 2021 года были принесены из Владимира для поклонения нижегородцам. Так, спустя 800 лет святой основатель нашего города посетил Нижегородскую землю своими святыми мощами.
Большое внимание уделяется сельским храмам. К их возрождению применяется комплексный подход. Ведется обширная исследовательская работа, чтобы максимально предотвратить разрушение стен, икон и росписи. Для этого сформирован корпус специалистов из Нижнего Новгорода и Москвы. Идет плотное взаимодействие по реставрации стенописи и икон совместно с Союзом реставраторов России. Ежегодно восстанавливаются сотни икон. С 2020 года в нижегородских храмах работают выездные школы реставрации, помогающие молодым специалистам получить бесценный практический опыт в профессии. Нам еще предстоит возродить 300 разрушенных и руинированных храмов в сельской местности.
Социальная работа – другое важнейшее направление. При благочиниях города активно действуют семейные и социальные центры. Центр помощи семье и детям «Быть мамой» оказывает помощь беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Специалисты епархии ведут противоабортную деятельность в женских консультациях, помогая сохранять детские жизни.
Многое делается и в сфере духовного просвещения общества. Просветительский центр «Логос» объединяет епархиальные СМИ и социальные сети: радио- и телекомпанию «Образ», сайт и газету «Ведомости Нижегородской митрополии», детский журнал «Саша и Даша» и женский «Моя надежда», журнал студентов духовной семинарии «Дамаскин», историко-краеведческий журнал «Нижегородская старина». Все они представляют православный взгляд на историю и современность и обращены к широкой аудитории.
Нижегородская духовная семинария отметила в этом году свое 300-летие. С 1993 года это учебное заведение готовит священнослужителей для многих епархий Русской Православной Церкви.
Воспитание подрастающего поколения на основе духовно-нравственных традиций – одно из приоритетных направлений деятельности епархии. Мы строим гимназии, открываем детские сады, при храмах работают воскресные школы, молодежные и волонтерские организации. На территории митрополии открыто 12 православных гимназий, в которых трудятся более 450 специалистов, обучаются и воспитываются 4500 детей.
Клирики Нижегородской митрополии несут свое служение в армейских подразделениях, силовых структурах, исправительных учреждениях, проводя пастырские беседы, оказывая духовную поддержку, совершая богослужения.
Множество мероприятий ежегодно проводится для молодежи: фестивали, велопробеги, круглые столы и слеты, беседы и тренинги, паломничества и труднические поездки, многочисленные волонтерские инициативы, помогающие сделать жизнь молодых нижегородцев осмысленней и ближе к Богу.
Упомянутые формы церковной деятельности являются ответом на современные вызовы, затрагивающие российское общество. Они продиктованы самой жизнью и имеют целью духовное процветание нашего народа. Опыт секуляризма, проект строительства безрелигиозного общества, не опирающегося на систему традиционных ценностей, не увенчался успехом. Последствия секуляризации, начатой Петром I и продолженной в XX веке, все еще ощутимы: распад семей и кризис семейных отношений, сиротство, падение рождаемости, вымирание народа. Не отвергая того прогрессивного и созидательного, что создается в современном мире, мы должны хранить наши традиции и не подчинять себя чужой воле, требующей от нас отказаться от собственного предназначения. Надеюсь, что мы уже сделали выводы из ошибок прошлого. Сегодня наша задача – строить для наших детей новую Россию, которая может стать великой только через восприятие духовных ценностей Святой Руси.