Литургия в отдание праздника Пасхи

27 МАЯ 2020 ГОДА

в отдание праздника Пасхи и предпразднство Вознесения Господня,

в Благовещенском соборе совершилась Божественная Литургия. Богослужение возглавил игумен монастыря - архимандрит Александр (Лукин) в сослужении иеромонаха Антония (Перова).

Фото

Отдание Пасхи

священник Иоанн Павлов

Нет и не может быть радости большей, чем радость пасхальная, чем радость о Воскресении Христа. Когда приходит Пасха, эти слова мы много раз и слышим, и сами говорим. Мы понимаем их умом, но часто при этом наше сердце и душа не ощущают в себе такой радости. Житейские скорби, напасти, проблемы разного рода, болезни собственные или близких людей – все это сокрушает нас, лежит на нас тяжким бременем, повергает в уныние.

Но христиане не должны унывать! Ведь если Христос воскрес, если Он победил грех, проклятие и смерть, то все наши земные скорби, бедствия и напасти – лишь временны, а это значит, что неизбежно наступит день, когда они будут побеждены, когда мы избавимся от их власти, сбросим их с себя. Это обещает нам Сам наш Спаситель. «Вы теперь имеете печаль, – говорит Он, – но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас».

Почему человек на земле страдает, терпит бедствия и скорби? Потому что он несет на себе последствия первородного Адамова греха, а также последствия своих личных грехов. Человек бесконечно виноват перед Богом и по Божественному правосудию достоин бесконечного же наказания. Местом этого наказания является ад, вечная адская мука. Однако человек не сразу отправляется в ад, сначала он живет на земле, в нашем материальном мире. Наш мир – это как бы преддверие ада, а страдания человека в мире – преддверие вечных адских мук. Наказание человека, таким образом, начинается еще здесь, на земле, а заканчиваться оно должно в аду.

Именно так оно и было до пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а правильнее сказать – до Воскресения Его из мертвых. Ибо Своим Воскресением Христос уничтожил власть ада и диавола над человеком, открыл нам путь на небо и дал возможность с земли вместо ада приходить в Рай. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, Христос нашу землю, бывшую до Него преддверием ада, сделал преддверием Рая. Да, мы по-прежнему несем земные скорби, да, мы по-прежнему пьем чашу земной горечи, но после того, как Христос воскрес, эти скорби уже не являются для христиан преддверием адских мук, а являются преддверием Рая. Они уже не вечны, но лишь временны, они непременно пройдут, и если мы понесем их с верой и терпением, то в свое время непременно придем туда, где ничего этого уже не будет – ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь, и радость, и слава бесконечная. Тогда, сказано в Писании, Бог отрет всякую слезу с очей наших, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…

Итак, вот почему нет и не может быть большей радости, чем радость пасхальная, чем радость о Воскресении Христа. Вот почему Пасха является самым великим праздником нашей Церкви. Святитель Григорий Богослов говорит, что Пасха – это праздников праздник и торжество торжеств, она столько превосходит все торжества не только человеческие, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды.

Пусть же поможет нам Господь всегда помнить об этом, пусть укрепит нашу веру и терпение, пусть даст силы переносить находящие на нас волны уныния, малодушия, печалей и скорбей. Пусть всегда живут в нашем сердце слова преподобного Серафима: Радость моя, Христос воскресе! Нет нам дороги унывать! Аминь.