Митрополит Георгий возглавил Божественную литургию в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода

Текст Марии Курицыной. Фото Александра Чурбанова

27 сентября, в день отмечаемого Русской Православной Церковью двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе одноименного женского монастыря Нижнего Новгорода.

Главе Нижегородской митрополии сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Нагорного округа иерей Иоанн Ревягин, старший священник Крестовоздвиженского монастыря протоиерей Сергий Закунов, настоятель Благовещенского мужского монастыря архимандрит Александр (Лукин), руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики Нижегородской епархии.

На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу) и сестры этой обители.

По окончании литургии игумения Филарета (Гажу) поблагодарила архиереев за совершенное богослужение, и особо управляющего Нижегородской епархией — за архипастырское попечение. Настоятельница обители преподнесла митрополиту Георгию и епископу Иннокентию заздравные просфоры и иконы Спасителя.

Обратившись к собравшимся со святительским словом, глава Нижегородской митрополии поздравил всех с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Апостол Павел сказал: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор 1:22–24). Эллины говорят: у нас символ божества – это красота, власть, богатство, что намного выше христианского учения. И продолжают: христиане, вы неразумные люди, веруете в того, кого распяли, в образ унижения и поражения и даже если Он воскрес, что нам до того. Так говорили они 2000 лет назад, так говорят и сейчас. Отвечая им, христиане говорили – смерти не избежит никто и, если Христос живет в сердце человека, тогда Он упраздняет смерть. Во все времена люди задавались вопросом: неужели земная кончина – это конец всему? Мучительно искали ответ до кровавого пота, но не знали двери и дороги ведущих к бессмертию. Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16-16). То есть тот станет причастником жизни вечной. Надо знать, что без испытаний верности Богу – это трудности на жизненном пути, мы не наследуем Царство Небесное. Кто-то пытается сбросить с себя крест и остается со всеми перипетиями жизни один на один и ничего у него не получается. Другой же в кротости и смирении несет свой крест и благодарит Бога за все – и за скорбь, и за радость. Ему то и помогает Господь в жизни на пути ко спасению. Для иудеев весть о воскресшем Христе — соблазн, потому что во время земной жизни Спасителя, народ Израиля имел много притеснений и помнил, что придет Миссия и освободит их и возвысит над другими народами. До сих пор они ждут Миссию, мы этого посланника называем Антихристом. Христос же говорил им о царстве Небесном, а не земном: «Царство Мое не от мира сего» (Ин 18:36). А они не хотели думать о царстве вечном, потому что духовное представляли, как материальное, вечное, как временное. Они не просто отвергли Христа, а предали на распятие. Это так похоже на историю столетней давности в России. Слава Богу, что эти времена прошли и канули в лету и мы идем по пути духовного возрождения. Поздравляем всех с праздником и восклицаем: «Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим!», – сказал митрополит Георгий.

Справка:

27 сентября Русская Православная Церковь вспоминает сразу два события: чудесное обретение в 326 году в Иерусалиме Животворящего Креста Господня и возвращение его из персидского плена. В обоих случаях после обретения Креста его поднимали (то есть воздвигали), чтобы все верующие могли поклониться святыне.

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня — праздник из числа двунадесятых, но стоит особняком среди них: он посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви.

В 326 году правитель Римской империи Константин Великий пожелал найти Крест, на котором три века назад был распят Христос. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Поиски оказались успешными: в земле под Голгофой обнаружили три креста, несколько гвоздей и доску с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Правда, доска лежала отдельно и понять, какой именно из трех крестов — Господень, было нельзя. Тогда решили прикладывать кресты к больному, и он исцелился после прикосновения ко Кресту Христову. Когда же мимо Голгофы прошла похоронная процессия, кресты приложили и к покойнику, и от прикосновения одного из крестов он воскрес. Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста вверх, чтобы все могли увидеть святыню. Так было положено начало празднику Воздвижения Креста Господня.

Константин, воодушевленный находками, велел построить в Иерусалиме храм Воскресения Христова (известный также как Храм Гроба Господня). Строительство было окончено только в 335 году. Царица Елена до этого события не дожила. 13 сентября 335 года храм освятили, а на 14 сентября (27 — по новому стилю) было решено установить празднование Воздвижения Креста Господня. На освящении храма съехалось множество епископов со всех концов Римской империи. Благодаря им традиция праздновать Крестовоздвижение распространилась по всему христианскому миру.

В день Крестовоздвижения вспоминают еще одно историческое событие. В 614 году Крест был похищен захватившими Иерусалим персами. Вернуть его удалось лишь 14 лет спустя, в 628 году, когда император Ираклий одержал победу над персами.

Дальнейшая судьба Креста малоизвестна. Почти сразу он был разделен: одну частицу царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. Чтобы сохранить святыню от расхищения, ввели специальные меры: во время поклонения народа Кресту епископ Иерусалима крепко держал святыню руками, а стоявшие рядом диаконы следили за порядком. Иерусалимская и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время крестовых походов XII–XIII веков.

По Церковному уставу празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста полагается особый чин — то есть служба. Это выглядит как небольшая историческая реконструкция событий IV века, которая происходит на вечернем богослужении накануне праздника (26 сентября): священник или епископ выносит крест на амвон и пять раз осеняет им стороны света (восток, запад, юг, север и снова восток). После крест выносят на середину храма с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

В Крестовоздвижение у православных строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

Крестом традиционно отмечались путевые вехи и населенные пункты. В 2015 году в центре Нижнего Новгорода, на площади Лядова, в точке оживленной транспортной развязки, появился интересный и красивый памятник. Он представляет собой мужскую и женскую фигуры в длинных одеяниях рядом с крестом. По мнению некоторых нижегородцев, они изображают князя Владимира и княгиню Ольгу. Кто-то усматривает здесь равноапостольных Константина и Елену. Действительно, памятник символизирует поднятие обретенного святой царицей Еленой Животворящего Креста, но вместо ее сына, императора Константина, на постаменте мы видим патриарха Макария, непосредственного участника событий. Памятник осеняет крестом городскую площадь, которая 200 лет назад была территориальной границей Нижнего Новгорода и местом расположения Крестовоздвиженской женской обители.

Монастырь, бывший до 1917 года был крупной обителью, объединивший три древних городских монастыря (Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский), и сейчас можно увидеть неподалеку от памятника Воздвижению Креста Господня, в глубине застройки. В советское время в его зданиях располагались производственные помещения, склады, конторы, жилые квартиры. А возрождение началось в 1995 году с Крестовоздвиженского собора. В 2004 году приход собора был преобразован в женский монастырь. С тех пор обитель наполнялась новыми храмами и обрела множество святынь: крест с частицей древа Животворящего Креста Господня, крест-распятие, пронесенный по Крестному пути Спасителя в Иерусалиме, ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых, икону Божией Матери «Страстная».

31 января 2023 года в Нижегородском женском Крестовоздвиженском монастыре в ходе-ремонтно-реставрационных работ здания бывшего монастырского больничного корпуса была найдена старинная икона «Крест с предстоящими». Ее обнаружили завернутой в ветхую ткань и газету от 3 сентября 1917 года. В здании, где был обретен образ, в дореволюционное время располагалась домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В советское время здесь был жилой дом по адресу Западный городок, 1. Год назад здание было передано Нижегородской епархии. После обретения иконы по благословению митрополита Георгия началось возрождение Всескорбященской церкви.

12 сентября 2023 года состоялось освящение купола и креста храма. Чин освящения совершил викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий. Ему сослужили старший священник обители протоиерей Сергий Закунов и другие клирики Нижегородской епархии.

По материалам сайта Нижегородской митрополии