Литургия в день памяти сщмчч. Александра и Иакова пресвитеров

26 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА

в среду 31-ой седмицы по Пятидесятнице,

в день памяти священномучеников Александра (Поспелова) и Иакова (Гусева) пресвитеров

в Благовещенском соборе совершилась Божественная Литургия. Богослужение возглавил игумен Мстислав (Меньшиков) в сослужении братии монастыря.

Проповедь перед Причастием произнёс иеромонах Антоний (Перов).

Фото

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ПОСПЕЛОВ (1883 – 1937)

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 21 мар­та 1883 го­да в го­ро­де Вла­ди­ми­ре в се­мье чи­нов­ни­ка го­судар­ствен­но­го каз­на­чей­ства, кол­леж­ско­го асес­со­ра Ва­си­лия Вла­ди­ми­ро­ви­ча По­спе­ло­ва. Ва­си­лий Вла­ди­ми­ро­вич ра­но ов­до­вел и же­нил­ся во вто­рой раз. В пер­вом бра­ке у него бы­ло трое де­тей — Алек­сандр, Ни­ко­лай и Ма­рия, а во вто­ром — пя­те­ро. Алек­сандр окон­чил Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­прав­лен в се­ло Ва­га­но­во Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, где, по-ви­ди­мо­му, стал ра­бо­тать учи­те­лем в шко­ле. Здесь он по­зна­ко­мил­ся с до­че­рью диа­ко­на Ли­ди­ей Кон­стан­ти­нов­ной Ти­мо­фе­ев­ской, ко­то­рая бы­ла учи­тель­ни­цей в шко­ле. Они по­же­ни­лись, и впо­след­ствии у них ро­ди­лось шесть де­тей — пять сы­но­вей и дочь, два сы­на умер­ли в мла­ден­че­стве.
В 1904 го­ду Алек­сандр Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а впо­след­ствии во свя­щен­ни­ка и слу­жил неко­то­рое вре­мя в се­ле Ва­га­но­во Вла­ди­мир­ско­го уез­да, а за­тем в хра­ме в се­ле Те­те­ри­но Тор­чин­ской во­ло­сти Суз­даль­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, где и при­шлось ему встре­тить од­но из са­мых бес­по­щад­ней­ших го­не­ний в ис­то­рии Церк­ви. Усло­вия жиз­ни ста­ли на­столь­ко су­ро­вы, что ра­ди про­корм­ле­ния се­мьи отец Алек­сандр стал под­ра­ба­ты­вать сче­то­во­дом в по­треб­ко­опе­ра­ции.
В мар­те 1929 го­да скон­чал­ся свя­щен­ник в се­ле Ки­бер­ги­но. На по­хо­ро­нах при­сут­ство­ва­ло несколь­ко свя­щен­ни­ков из со­сед­них при­хо­дов и сре­ди них отец Алек­сандр По­спе­лов; по­сле па­ни­хи­ды он был при­гла­шен при­хо­жа­на­ми и ста­ро­стой по­слу­жить в их хра­ме в бли­жай­шее вос­кре­се­нье. Отец Алек­сандр со­гла­сил­ся и от­слу­жил в вос­кре­се­нье ли­тур­гию. Его слу­же­ние и про­по­ведь по­нра­ви­лись при­хо­жа­нам, и они ста­ли про­сить его остать­ся у них на по­сто­ян­но и, в свою оче­редь, ста­ли про­сить ар­хи­ерея Ива­но­во-Воз­не­сен­ско­го, чтобы тот бла­го­сло­вил от­ца Алек­сандра слу­жить в их се­ле. По­сле то­го как ар­хи­ерей на­пра­вил свя­щен­ни­ка слу­жить в хра­ме се­ла Ки­бер­ги­но, отец Алек­сандр пе­ре­ехал сю­да.
Отец Алек­сандр был пре­крас­ным про­по­вед­ни­ком и от­зыв­чи­вым пас­ты­рем для сво­их при­хо­жан, ко­то­рые по­сто­ян­но при­хо­ди­ли за ре­ше­ни­ем тех или иных во­про­сов к нему до­мой, и глав­ным об­ра­зом — по­де­лить­ся сво­и­ми бе­да­ми и го­ре­стя­ми. Отец Алек­сандр с боль­шой от­вет­ствен­но­стью от­но­сил­ся к сло­ву, осо­бен­но к про­из­но­си­мо­му в церк­ви за бо­го­слу­же­ни­ем, и все­гда тща­тель­но го­то­вил­ся к про­по­ве­дям, про­чи­ты­вая на­ка­нуне мас­су книг. Текст про­по­ве­ди он пи­сал за­ра­нее, но ко­гда вы­хо­дил на ам­вон, ни­ко­гда не поль­зо­вал­ся за­пи­ся­ми, пред­по­чи­тая жи­вое сло­во чи­та­е­мо­му. Сла­ва о его про­по­ве­дях быст­ро разо­шлась по окру­ге, и к нему в храм ста­ли хо­дить да­же те, для ко­го тро­пин­ка к церк­ви дав­но ка­за­лась за­рос­шей. Го­во­рил свя­щен­ник про­по­ве­ди не от­вле­чен­но, но об­ра­ща­ясь к каж­до­му, так что при­хо­жане чув­ство­ва­ли, что свя­щен­ник со­участ­ник и со­пе­ре­жи­ва­тель всех их про­блем и не ста­ра­ет­ся сгла­дить про­ис­хо­дя­щее в дей­стви­тель­но­сти, но смот­рит на ве­щи пря­мо, да­вая им те име­на, ка­кие они за­слу­жи­ва­ют, и ес­ли го­во­рит о по­ло­же­нии Церк­ви и ве­ру­ю­щих, то и совре­мен­ное по­ло­же­ние на­зы­ва­ет пря­мо — го­не­ни­ем. Ста­ро­ста хра­ма не раз де­лал по это­му по­во­ду за­ме­ча­ния свя­щен­ни­ку, го­во­ря: «Брось, отец Алек­сандр, про­по­ве­ди, они те­бя до добра не до­ве­дут». Но свя­щен­ник не слу­шал его, и по­ка бы­ло вре­мя для про­по­ве­ди — про­по­ве­до­вал и все­гда был го­тов всем во­про­шав­шим его о ве­ре дать от­вет о сво­ем упо­ва­нии.
Свя­щен­ни­че­ский дом в се­ле за­ни­ма­ла се­мья по­чив­ше­го свя­щен­ни­ка, и при­хо­жане по­обе­ща­ли ку­пить дом для се­мьи от­ца Алек­сандра и пе­ре­вез­ти его в се­ло, а так­же вы­де­лить на­дел зем­ли для стро­и­тель­ства; же­ла­ни­ем при­хо­жан бы­ло по­се­лить свя­щен­ни­ка неда­ле­ко от церк­ви, а это зна­чит в цен­тре се­ла, че­му, узнав об этом, ста­ли про­ти­вить­ся мест­ные ком­му­ни­сты. В на­ча­ле ап­ре­ля 1929 го­да был со­зван сель­ский сход, по­ста­вив­ший во­прос о предо­став­ле­нии свя­щен­ни­ку участ­ка зем­ли, и, хо­тя сход был все­це­ло на сто­роне свя­щен­ни­ка, ком­му­ни­сты, быв­шие во гла­ве схо­да, от­ка­за­ли в вы­де­ле­нии зем­ли свя­щен­ни­ку. 21 ап­ре­ля со­сто­ял­ся но­вый сход, на ко­то­ром уже не бы­ло ком­му­ни­стов, и он при­нял ре­ше­ние на­де­лить свя­щен­ни­ка участ­ком зем­ли. Ре­ше­ние сель­ско­го схо­да бы­ло по­сла­но на утвер­жде­ние Ки­бер­гин­ско­го сель­со­ве­та, ко­то­рый от­ме­нил ре­ше­ние кре­стьян. Кре­стьяне от­пра­ви­ли по это­му по­во­ду жа­ло­бу в вы­ше­сто­я­щую ин­стан­цию, но она вме­сте со все­ми до­ку­мен­та­ми бы­ла пе­ре­сла­на в Ки­бер­гин­ский сель­со­вет.
21 мая 1929 го­да в Ки­бер­ги­но при­е­ха­ли ра­бо­чие из го­ро­да, на­ме­ре­ва­ясь снять и уни­что­жить цер­ков­ные ко­ло­ко­ла. Во вре­мя их ра­бо­ты во­круг ко­ло­коль­ни со­бра­лась тол­па кре­стьян, для ко­то­рых сня­тие ко­ло­ко­лов бы­ло со­бы­ти­ем нема­ло скорб­ным, рож­дав­шим са­мые горь­кие пе­ре­жи­ва­ния. Ко­гда ра­бо­чие ста­ли сни­мать с ко­ло­коль­ни ко­ло­ко­ла, кре­стьяне сна­ча­ла сто­я­ли мол­ча, а за­тем ма­ло-по­ма­лу на­ча­ли воз­ра­жать про­тив тво­ри­мо­го вар­вар­ства. Ра­бо­чие, од­на­ко, не слу­ша­ли, и в тол­пе кре­стьян ста­ло рас­ти все боль­шее раз­дра­же­ние, и в том чис­ле к наг­лым, бес­по­щад­ным пред­ста­ви­те­лям ан­ти­хри­сти­ан­ской вла­сти, ко­то­рая слов­но для то­го и бы­ла со­зда­на, чтобы вы­зы­вать в че­ло­ве­ке, ее под­дер­жи­ва­ю­щем, все са­мое под­лое и низ­кое. Кре­стьяне все боль­ше сме­ле­ли и в кон­це кон­цов со все боль­шим раз­дра­же­ни­ем и гне­вом ста­ли вы­кри­ки­вать: «Ка­кая же это власть! Это ко­тье, под­ле­цы, кро­во­пий­цы». Они бы­ли на­столь­ко оскорб­ле­ны и раз­дра­же­ны, что ед­ва не из­би­ли упол­но­мо­чен­ных, ко­то­рых они са­ми по­сы­ла­ли к вла­стям хо­да­тай­ство­вать об остав­ле­нии ко­ло­ко­лов, об­ви­ни­ли их в пре­да­тель­стве, что они за день­ги от вла­стей пре­кра­ти­ли хло­по­ты.
В вос­кре­се­нье 9 июня отец Алек­сандр, по обык­но­ве­нию, про­из­нес за бо­го­слу­же­ни­ем про­по­ведь, в ко­то­рой упо­мя­нул, что в на­сто­я­щее вре­мя па­да­ет бла­го­че­стие, а про­тив ду­хо­вен­ства и ве­ру­ю­щих раз­вер­ну­лось го­не­ние. Про­по­ведь бы­ла на­столь­ко силь­ной, на­столь­ко яр­ко ри­со­ва­ла на­сто­я­щее тя­же­лое по­ло­же­ние Церк­ви, нрав­ствен­ное па­де­ние на­ро­да, от­сут­ствие пра­во­слав­ных усто­ев в совре­мен­ном ми­ре, что мно­гие из слу­ша­те­лей горь­ко за­пла­ка­ли.
В этот день по­сле бо­го­слу­же­ния со­сто­я­лось со­бра­ние при­хо­жан, на ко­то­ром был по­став­лен во­прос о смене цер­ков­но­го ста­ро­сты, ко­то­рый во мно­гом, с точ­ки зре­ния при­хо­жан, под­дер­жи­вал вла­сти в их дей­стви­ях про­тив хра­ма, в част­но­сти — дав пись­мен­ное со­гла­сие на сня­тие ко­ло­ко­лов. Впро­чем, ста­ро­ста и сам по­про­сил уво­лить его с этой долж­но­сти, со­об­щив, что вла­сти при­сла­ли уве­дом­ле­ние о том, что хра­му нуж­но вы­пла­чи­вать зна­чи­тель­но уве­ли­чен­ную сум­му на­ло­гов. Нуж­ной сум­мы на вы­пла­ты этих на­ло­гов в цер­ков­ной кас­се нет, день­ги на­до со­би­рать с при­хо­жан, а он это­го де­лать не бу­дет, так как та­кие сбо­ры чре­ва­ты пре­сле­до­ва­ни­я­ми от вла­стей, и по­то­му оста­вать­ся ста­ро­стой он не же­ла­ет.
Жен­щи­ны, об­су­див, как со­брать сред­ства, часть их тут же со­бра­ли, боль­шин­ство сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми про­дук­та­ми. Все ве­ру­ю­щие в тот мо­мент хо­ро­шо по­ни­ма­ли, что ес­ли не со­брать для без­бож­ни­ков-жи­во­де­ров на­ло­ги, то они храм сра­зу за­кро­ют, а это­го ни­кто из при­хо­жан не хо­тел. Все ес­ли не по­ни­ма­ли, то чув­ство­ва­ли, что с за­кры­ти­ем хра­ма к каж­до­му че­ло­ве­ку при­бли­зит­ся ду­хов­ная смерть, ко­то­рая страш­нее физи­че­ской: остав­шись без та­инств, че­ло­век мо­жет по­гиб­нуть. На со­бра­нии ста­ли об­суж­дать во­прос о том, чтобы сно­ва про­сить вла­сти вы­де­лить свя­щен­ни­ку зем­лю для по­строй­ки до­ма.
По­сле цер­ков­но­го со­бра­ния все при­хо­жане разо­шлись, но в тот же день со­брал­ся сель­ский сход, на ко­то­рый при­шли кре­стьяне не толь­ко из Ки­бер­ги­на, но и из со­сед­них де­ре­вень, вхо­див­ших в ту же во­лость и в тот же при­ход, так что сход ока­зал­ся весь­ма мно­го­чис­лен­ным и при­сут­ству­ю­щим тут мест­ным ком­му­ни­стам не уда­лось на этот раз взять ини­ци­а­ти­ву в свои ру­ки, воз­гла­вить со­бра­ние и про­стым ре­ше­ни­ем пре­зи­ди­у­ма про­ве­сти свое ре­ше­ние. Со­брав­ши­е­ся кре­стьяне, а это в ос­нов­ном бы­ли жен­щи­ны, бы­ли на­стро­е­ны крайне враж­деб­но к мест­ным ком­му­ни­стам. Ста­ли раз­да­вать­ся гром­кие го­ло­са: «Пра­во­слав­ные, да что же мы не мо­жем за­щи­тить сво­е­го свя­щен­ни­ка, ко­то­рый нам необ­хо­дим. Гнать на­до этих ком­му­ни­стов, раз власть на­род­ная, то что хо­тим, то и де­ла­ем, при ца­ре и то бы­ло луч­ше, чем те­перь. При ца­ре и то боль­ше раз­ре­ша­ли на­ро­ду де­лать, как на­род хо­тел, чем те­перь. Власть на­ша, и ком­му­ни­стов слу­шать мы не бу­дем, они про­тив свя­щен­ни­ка. Пра­во­слав­ные, что вы смот­ри­те на ка­ких-то двух че­ло­век. Ком­му­ни­сты про­тив свя­щен­ни­ка, их на­до са­мих из пар­тии вы­чи­стить, это ведь не власть, а на­си­лие». «Вер­но, пра­виль­но», — под­дер­жа­ли со­брав­ши­е­ся. Неко­то­рые ста­ли кри­чать: «Хоть умрем, а свя­щен­ни­ку зем­лю да­дим!» Од­на из жен­щин, по­дой­дя к мест­но­му ком­му­ни­сту, ска­за­ла: «Сам-то ты хо­рош ли, что свя­щен­ни­ку зем­лю не да­ешь». Дру­гая, по­кло­нив­шись ком­му­ни­сту в но­ги, ска­за­ла: «Уж ты, ба­тюш­ка, сми­ло­сти­вись, дай свя­щен­ни­ку зем­лю!» Тре­тья ее ста­ла оста­нав­ли­вать и го­во­рить: «Что ты ему кла­ня­ешь­ся, по­ду­ма­ешь ка­кая шиш­ка! Я у Ка­ли­ни­на бы­ла и то не кла­ня­лась. И без по­кло­нов свя­щен­ни­ку зем­лю да­дим». В кон­це кон­цов, кре­стьян­ский сход при­нял ре­ше­ние вы­де­лить свя­щен­ни­ку уча­сток зем­ли, и тут же в со­от­вет­ствии с по­ста­нов­ле­ни­ем схо­да был пу­щен под­пис­ной лист, под ко­то­рым кре­стьяне ста­ли быст­ро под­пи­сы­вать­ся, вы­ра­жая свое же­ла­ние вы­де­лить для по­строй­ки до­ма свя­щен­ни­ку зем­лю.
В тот же день мест­ные ком­му­ни­сты от­пра­ви­ли за­яв­ле­ние рай­он­но­му упол­но­мо­чен­но­му ОГПУ, ко­то­рое за­клю­чи­ли та­ки­ми сло­ва­ми: «Про­сим упол­но­мо­чен­но­го ОГПУ при­нять са­мые ре­ши­тель­ные ме­ры и ис­ко­ре­нить эту чер­ную сво­ру, во гла­ве ко­то­рой сто­ят поп По­спе­лов... и дру­гие здесь пе­ре­име­но­ван­ные».
25 июня 1929 го­да отец Алек­сандр был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Шуе. На сле­ду­ю­щий день стар­ший упол­но­мо­чен­ный сек­рет­но­го от­де­ле­ния Шуй­ско­го окруж­но­го от­де­ла ОГПУ Ма­хо­вер вы­пи­сал по­ста­нов­ле­ние о на­ча­ле след­ствия по де­лу свя­щен­ни­ка и аре­сто­ван­ных вме­сте с ним кре­стьян.
4 июля сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка, ко­то­рый рас­ска­зал, ка­ким об­ра­зом он стал слу­жить в хра­ме в се­ле Ки­бер­ги­но, что кре­стья­на­ми ему дей­стви­тель­но бы­ла обе­ща­на квар­ти­ра, но ко­гда он при­е­хал и квар­ти­ры не ока­за­лось, кре­стьяне ста­ли хло­по­тать о вы­де­ле­нии участ­ка зем­ли, чтобы по­ста­вить на нем дом, ко­то­рый они ку­пи­ли и пе­ре­вез­ли из де­рев­ни Шу­ми­ло­во. Хо­да­тай­ство кре­стьян пе­ред вла­стя­ми о вы­де­ле­нии зем­ли под по­строй­ку до­ма не увен­ча­лось успе­хом, ста­ро­ста пе­ре­го­во­ров с вла­стя­ми о вы­де­ле­нии зем­ли не вел, и он по­про­сил ве­ру­ю­щих, чтобы они са­ми по­хло­по­та­ли. На во­прос сле­до­ва­те­ля, про­из­но­сит ли свя­щен­ник про­по­ве­ди, отец Алек­сандр от­ве­тил, что про­из­но­сит на те­му празд­ни­ка.
25 июля след­ствие бы­ло за­кон­че­но. В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии сле­до­ва­тель на­пи­сал, что отец Алек­сандр «с це­лью идео­ло­ги­че­ской об­ра­бот­ки на­се­ле­ния и на­прав­ле­ния его про­тив со­вет­ской вла­сти и ее мест­ных ор­га­нов, для бо­лее лег­ко­го в даль­ней­шем из­вле­че­ния поль­зы для се­бя и церк­ви, неод­но­крат­но поль­зу­ясь по­ло­же­ни­ем свя­щен­ни­ка, об­ла­дая хо­ро­шим го­ло­сом, ис­поль­зо­вал ре­ли­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки на­се­ле­ния и го­во­рил в церк­ви про­по­ве­ди ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра, по­до­гре­вая сво­им фа­на­тиз­мом на­се­ле­ние, пре­иму­ще­ствен­но жен­щин, до­ве­дя их до со­сто­я­ния от­кры­той де­мон­стра­ции с тре­бо­ва­ни­ем, во­пре­ки всем за­кон­ным нор­мам и по­ло­же­ни­ям и об­ще­ствен­ным ин­те­ре­сам са­мо­го на­се­ле­ния, на­де­лить По­спе­ло­ва зем­лей и усадь­бой в цен­тре се­ла».
3 но­яб­ря 1929 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло свя­щен­ни­ка к трем го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь, и отец Алек­сандр был от­прав­лен на Со­лов­ки.
Ко вре­ме­ни аре­ста от­ца Алек­сандра его стар­шие сы­но­вья жи­ли от­дель­но, дочь учи­лась в шко­ле в Суз­да­ле. По­сле аре­ста его су­пру­га с млад­шим сы­ном уеха­ла в Ива­но­во, где устро­и­лась ра­бо­тать, но за­ра­ба­ты­ва­ла столь ма­ло, что, от­ча­яв­шись про­кор­мить де­тей, ве­ле­ла до­че­ри за­ра­ба­ты­вать са­мой и вско­ре при­сла­ла к ней и ее млад­ше­го бра­та. Де­тей при­ня­ла се­мья сто­ро­жа Суз­даль­ско­го со­бо­ра, в ко­то­ром то­гда еще со­вер­ша­лись бо­го­слу­же­ния. Од­на­ко им при­шлось раз­де­лить­ся, со­бор был за­крыт, и маль­чи­ка взял к се­бе уже дру­гой че­ло­век, жив­ший в ко­ло­кольне. Жить ему при­шлось в су­ро­вых усло­ви­ях, в по­чти неотап­ли­вав­шей­ся ком­на­те, от­че­го маль­чик вско­ре за­бо­лел рев­ма­тиз­мом, ко­то­рый дал ослож­не­ние, и он скон­чал­ся в Ива­нов­ской боль­ни­це. Ему бы­ло в это вре­мя че­тыр­на­дцать лет, а сест­ре пят­на­дцать.
По­сле воз­вра­ще­ния из за­клю­че­ния отец Алек­сандр был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и 3 сен­тяб­ря 1932 го­да на­зна­чен свя­щен­ни­ком в храм в се­ло Боль­шое Пе­соч­ное Вык­сун­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти. Все это вре­мя мать пи­са­ла до­че­ри, что ее отец скон­чал­ся, — та­ким об­ра­зом она хо­те­ла из­ба­вить ее от непри­ят­но­стей и пре­пят­ствий в по­лу­че­нии об­ра­зо­ва­ния, ес­ли бы ста­ло из­вест­но, что она дочь свя­щен­ни­ка, на­хо­дя­ще­го­ся в тюрь­ме. Серд­це до­че­ри под­ска­зы­ва­ло, од­на­ко, что это не так и ее отец жив. И на­ко­нец осе­нью 1935 го­да она по­лу­чи­ла от ма­те­ри пись­мо, что отец же­ла­ет ви­деть ее. Она тут же со­бра­лась и при­е­ха­ла в се­ло, где он жил. Они про­го­во­ри­ли всю ночь. Отец Алек­сандр рас­спра­ши­вал, как ей уда­лось по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние, на­хо­дясь в столь су­ро­вых усло­ви­ях, и горь­ко со­кру­шал­ся, что ей не уда­лось сбе­речь млад­ше­го бра­та. Они рас­ста­лись до на­ступ­ле­ния дня, так по­про­сил отец Алек­сандр, опа­са­ясь, что вла­сти мо­гут аре­сто­вать дочь. На про­ща­ние отец-свя­щен­ник бла­го­сло­вил дочь, по­це­ло­вал ее, и они рас­ста­лись — на­все­гда. Отец Алек­сандр вер­нул­ся к слу­же­нию Бо­гу и лю­дям. 14 ап­ре­ля 1937 го­да за без­упреч­ное и рев­ност­ное слу­же­ние он был на­граж­ден па­ли­цей.
21 но­яб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Алек­сандр был аре­сто­ван и по­ме­щен в ка­ме­ру пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния при Вык­сун­ском от­де­ле­нии ми­ли­ции. В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил его.
23 но­яб­ря бы­ло со­став­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние и от­да­но рас­по­ря­же­ние при пер­вом же кон­вое от­пра­вить аре­сто­ван­но­го в об­ласт­ную тюрь­му, где про­из­во­ди­лись рас­стре­лы.
14 де­каб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Алек­сандр По­спе­лов был рас­стре­лян 26 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на Буг­ров­ском клад­би­ще в Ниж­нем Нов­го­ро­де.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИАКОВ ГУСЕВ (1887 – 1937)

Яков Ива­но­вич Гу­сев ро­дил­ся 19 ок­тяб­ря 1887 го­да в се­ле Ди­ве­е­во Ар­да­тов­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ско­го мо­на­сты­ря про­то­и­е­рея Иоан­на Фе­о­фа­но­ви­ча Гу­се­ва. Жизнь се­мьи Гу­се­вых бы­ла дав­но и проч­но свя­за­на с Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ским мо­на­сты­рем, ведь Гу­се­вы бы­ли по­том­ка­ми пер­во­го свя­щен­ни­ка оби­те­ли — про­то­и­е­рея Ва­си­лия Са­дов­ско­го, ко­то­ро­му пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский пре­по­ру­чил «ди­ве­ев­ских си­рот».
На тре­тий день по рож­де­нии мла­ден­ца при­ход­ской свя­щен­ник Иоанн Смир­нов со­вер­шил над ним та­ин­ство Кре­ще­ния. Мла­ден­ца на­рек­ли Иа­ко­вом, в честь бра­та Гос­под­ня по пло­ти — свя­то­го апо­сто­ла Иа­ко­ва.
На­чаль­ное обу­че­ние де­ти Гу­се­вых про­хо­ди­ли под ру­ко­вод­ством сво­е­го от­ца, ко­то­рый, как за­пи­са­но в кли­ро­вой ве­до­мо­сти за 1908 год, «про­хо­дил долж­ность за­ко­но­учи­те­ля и учи­те­ля по всем пред­ме­там в мо­на­стыр­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле». По окон­ча­нии шко­лы бра­тья Яков и Михаил по­сту­пили в Ни­же­го­род­скую се­ми­на­рию.
Око­ло 1910 го­да Яков Ива­но­вич же­нил­ся на Елене Ни­ко­ла­евне Ви­но­гра­до­вой, род­ствен­ни­це свя­щен­ни­ка Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ско­го мо­на­сты­ря от­ца Иоан­на Смир­но­ва. Ма­туш­ка Еле­на бы­ла в род­стве и с Н. А. Доб­ро­лю­бо­вым.
10 июня 1910 го­да Яков Ива­но­вич окон­чил Ни­же­го­род­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и 30 ян­ва­ря 1911 го­да Прео­свя­щен­ным Иоаки­мом был ру­ко­по­ло­жен в сан иерея и опре­де­лен в свя­щен­ни­ки се­ла Ху­до­ши­на Ар­да­тов­ско­го уез­да. В Ху­до­шин­ской и Ка­ды­шев­ской зем­ских шко­лах отец Иа­ков пре­по­да­вал За­кон Бо­жий. 30 мая 1914 го­да ба­тюш­ка был на­зна­чен свя­щен­ни­ком Свя­то-Ни­коль­ско­го хра­ма се­ла Ели­за­рье­ва Ар­да­тов­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.
Отец Иа­ков Гу­сев по­се­лил­ся в Ели­за­рье­ве в до­ме на­про­тив хра­ма. В се­ле се­мью свя­щен­ни­ка сра­зу же по­лю­би­ли: су­пру­же­ская че­та и их ча­да от­ли­ча­лись осо­бен­ной доб­ро­той и скром­но­стью, необык­но­вен­ным ра­ду­ши­ем и го­сте­при­им­ством. 
Служ­бу отец Иа­ков вел бла­го­го­вей­но, мо­лит­вен­но, на ис­по­ве­дях был вни­ма­те­лен. Лю­би­ли ели­за­рьев­цы и ба­тюш­ки­ны про­по­ве­ди. Они бы­ли немно­го­слов­ны, но до­хо­ди­ли до серд­ца каж­до­го, сто­я­ще­го в хра­ме.
Со­вет­ская власть бы­ла уста­нов­ле­на в Ели­за­рье­ве в фев­ра­ле 1918 го­да, а вес­ной 1919 го­да про­ве­ли пе­ре­дел зем­ли. Зем­ля де­ли­лась по едо­кам и толь­ко на тех, кто ее об­ра­ба­ты­вал. То­гда же ба­тюш­ка, как слу­жи­тель ре­ли­ги­оз­но­го куль­та, был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав. 
В 1927 го­ду при лик­ви­да­ции Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ской оби­те­ли был аре­сто­ван млад­ший брат от­ца Иа­ко­ва про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Ива­но­вич Гу­сев. Через две неде­ли его осво­бо­ди­ли, и он сра­зу уехал к вла­ды­ке про­сить при­ход, а се­мья от­ца Ми­ха­и­ла пе­ре­бра­лась в Ели­за­рье­во в дом к от­цу Иа­ко­ву. В тот год, как вспо­ми­на­ет дочь от­ца Ми­ха­и­ла, дом от­ца Иа­ко­ва был бук­валь­но по­лон нуж­да­ю­щи­ми­ся в при­юте род­ствен­ни­ка­ми. Отец Иа­ков и его су­пру­га бы­ли всем как род­ные. «В мо­ей жиз­ни об­ще­ние с Ели­за­рье­вым оста­лось как свет­лое, при­вет­ли­вое, сол­неч­ное и лю­би­мое вос­по­ми­на­ние, ра­дост­ное от то­го, что на зем­ле жи­ли та­кие сер­деч­ные и доб­рые лю­ди», — вспо­ми­на­ла пле­мян­ни­ца от­ца Иа­ко­ва Ма­рия Ми­хай­лов­на Гу­се­ва.
Отец Иа­ков по­сто­ян­но тер­пел при­тес­не­ния со сто­ро­ны вла­стей: его об­ви­ня­ли то в про­ти­во­дей­ствии уста­нов­ке ра­дио в се­ле, то в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции «сре­ди от­ста­лой ча­сти на­се­ле­ния», то в ор­га­ни­за­ции раз­ва­ла кол­хо­за. В 1930 го­ду он был аре­сто­ван и за­клю­чен под стра­жу в Горь­ков­скую тюрь­му. Дом был изъ­ят. В 1931 го­ду от­ца Иа­ко­ва сно­ва аре­сто­ва­ли и «рас­ку­ла­чи­ли».
В 1935 го­ду по­сле­до­вал но­вый арест. Ко­гда ста­ло из­вест­но, что сель­со­вет ре­шил за­крыть ели­за­рьев­ский храм и ис­поль­зо­вать его как зер­но­хра­ни­ли­ще, ста­руш­ки до­го­во­ри­лись по­сле вос­крес­ной служ­бы 7 мар­та 1935 го­да ид­ти по до­мам од­но­сель­чан и со­би­рать под­пи­си про­тив за­кры­тия церк­ви. Ба­тюш­ку об­ви­ни­ли в под­стре­ка­тель­стве. На до­про­сах все ста­руш­ки еди­но­душ­но утвер­жда­ли: «Ни­кто нас не по­сы­лал, мы са­ми».
В 1935 го­ду ба­тюш­ка осуж­ден не был, но два го­да спу­стя по­ка­за­ния сви­де­те­лей и про­то­ко­лы его до­про­сов до­ба­ви­ли к уго­лов­но­му де­лу 1937 го­да. От­ца Иа­ко­ва аре­сто­ва­ли 20 но­яб­ря пря­мо в хра­ме и, не поз­во­лив да­же зай­ти до­мой, увез­ли в ар­за­мас­скую тюрь­му. В этот же день в Горь­ком был рас­стре­лян его млад­ший брат про­то­и­е­рей Ми­ха­ил. Про­то­и­е­рея Иа­ко­ва Ива­но­ви­ча Гу­се­ва до­про­си­ли все­го один раз, предъ­явив об­ви­не­ние в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти. Отец Иа­ков на до­про­сах дер­жал­ся до­стой­но и му­же­ствен­но; как и млад­ший брат, свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил, ви­нов­ным се­бя не при­знал.
24 но­яб­ря 1937 го­да бы­ло под­пи­са­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, а де­ло пе­ре­да­но на рас­смот­ре­ние «трой­ки» при УНКВД по Горь­ков­ской об­ла­сти. Вто­ро­го де­каб­ря по­сле­до­вал при­го­вор — рас­стре­лять, иму­ще­ство кон­фис­ко­вать. На вы­пис­ке из про­то­ко­ла сто­ит за­пись: «Рас­стре­лян в Горь­ком 26 де­каб­ря 1937 го­да».
30 июля 2003 го­да со­сто­я­лось за­се­да­ние Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, на ко­то­ром в Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX ве­ка от Ни­же­го­род­ской епар­хии бы­ло вклю­че­но имя свя­щен­но­му­че­ни­ка Иа­ко­ва Гу­се­ва.