Текст Татьяны Гариной. Фото Александра Чурбанова
26 сентября, в канун двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском женском монастыре Нижнего Новгорода. Богослужение состоялось в соборе в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Правящему архиерею сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий, благочинный Нагорного округа иерей Иоанн Ревягин, старший священник этой обители протоиерей Сергий Закунов, настоятель Благовещенского монастыря Нижнего Новгорода архимандрит Александр (Лукин), наместник Успенского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.
На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу) и сестры этой обители, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), руководитель епархиальной иконописной мастерской «Ковчег» Алексей Анциферов.
После великого славословия митрополит Георгий совершил чин Воздвижения Креста.
По окончании богослужения управляющий Нижегородской епархией поздравил всех с престольным праздником обители и обратился со святительским словом. Он напомнил историю праздника Воздвижения Креста Господня.
«Чему нас может поучать этот праздник? Мы часто пытаемся предвидеть пути Божии. Нам это с вами не дано. Кто-то пытается подстраховаться, другие впадают в панику, есть те, кто начинает скорбеть на жизнь. Но мы знаем, что без воли Божией и волос с головы человека не падает. Вот этот праздник Обретения Животворящего Креста Господня для нас — образец веры хождения перед Господом. Мы с вами находимся в обители, которая находилась в запустении и поругании. И трудами матушки-настоятельницы, сестер, благотворителей этот монастырь возрождается. В 2021 здесь было явлено чудо: в возрождаемом храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была обретена святыня, спрятанная когда-то от поругания — икона «Крест с предстоящими». И мы сегодня восклицаем со всей обителью: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим!» — добавил глава митрополии.
Митрополит Георгий также отметил, что в этом году исполняется 20 лет с момента возрождения Крестовоздвиженской обители. Он пожелал помощи Божией игумении Филарете и сестрам обители, чтобы благодать Божия всякая немощная уврачевала и оскудевающая восполняла.
14 августа 2015 года на площади возле Крестовоздвиженского монастыря состоялось торжественное открытие памятника, посвященного Воздвижению Креста Господня. Скульптурная композиция включает фигуру равноапостольной царицы Елены, Патриарха Макария и изваяние Креста Господня. Чин освящения памятника совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Отмечаемый 27 сентября праздник Крестовоздвижения – постный день. Традиция требует исключить из рациона питания мясо, рыбу, молочные продукты, яйца, приправлять пищу только растительным маслом.
Справка:
На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иеросалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам.
В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 года к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник.
В старопечатном московском Типиконе 1641 года появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.
Епископ, взяв Крест и стоя на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом на некотором расстоянии становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй».
В начале пения «Господи, помилуй» епископ трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы он медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» епископ выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток.
Второе воздвижение епископ совершает, повернувшись к западу, третье — к югу, четвертое — к северу, пятое — вновь на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй!». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певцы поют обычные стихиры.