В Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода в канун престольного праздника совершено всенощное бдение

Текст Андрея Рукавишникова. Фото Глеба Пушменкова

26 сентября, в канун двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе женского монастыря Нижнего Новгорода. Богослужение состоялось в соборе в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Архипастырю сослужили благочинный Нагорного округа иерей Иоанн Ревягин, старший священник этой обители протоиерей Сергий Закунов, настоятель Благовещенского монастыря Нижнего Новгорода архимандрит Александр (Лукин) и другие клирики епархии.

На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу) и сестры этой обители.

После великого славословия епископ Иннокентий совершил чин Воздвижения Креста.

14 августа 2015 года на площади возле Крестовоздвиженского монастыря состоялось торжественное открытие памятника, посвященного Воздвижению Креста Господня. Скульптурная композиция включает фигуру равноапостольной царицы Елены, Патриарха Макария и изваяние Креста Господня. Чин освящения памятника совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Отмечаемый 27 сентября праздник Крестовоздвижения – постный день. Традиция требует исключить из рациона питания мясо, рыбу, молочные продукты, яйца, приправлять пищу только растительным маслом.

Справка: 

На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иеросалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам.

В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 года к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник.

В старопечатном московском Типиконе 1641 года появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.

Епископ, взяв Крест и стоя на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом на некотором расстоянии становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй».

В начале пения «Господи, помилуй» епископ трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы он медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» епископ выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток.

Второе воздвижение епископ совершает, повернувшись к западу, третье — к югу, четвертое — к северу, пятое — вновь на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй!». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певцы поют обычные стихиры.

По материалам сайта Нижегородской митрополии