"О некоторых актуальных проблемах монашеской жизни" Игумения София (Силина)
Доклад игумении Софии (Силиной), настоятельницы Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга на круглом столе «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига» с участием монашествующих из епархий СЗФО (15 декабря 2021 года, Санкт-Петербург, видеоконференция)
Последние годы были ознаменованы огромной и кропотливой работой Синодального Отдела по монастырям и монашеству и профильной Комиссии Межсоборного Присутствия по сбору, систематизации и анализу данных о жизни и проблемах современных монашеских общин. Со своей стороны позвольте поделиться с вами наблюдениями и выводами, сделанными на основе рабочих встреч с игуменами и игумениями, в том числе – во время инспекционных поездок, монашеских конференций, и сделать предложения в отношении путей решений некоторых актуальных проблем.
Возраст как условие выполнения обетов и способности к стяжанию добродетелей
В «Концепции разработки и принятия внутренних уставов в монастырях Русской Православной Церкви», которую Святейший Патриарх Кирилл благословил к руководству поставляемым игуменам, справедливо приводится цитата из творений святителя Игнатия (Брянчанинова) о преимуществе вступления в монашество в юном возрасте и о трудностях, с которыми сталкиваются люди, выбирающие этот путь в зрелых или преклонных летах. В противоположность сказанному в настоящее время мы часто имеем дело не только с естественным старением насельников монастырей при сокращении количества приходящих им на смену, но и с тенденцией компенсировать недостаток насельников посредством принятия в обители людей пожилых, часто уже не способных не только к монашескому деланию, но и нуждающихся в постороннем уходе. Таким образом, некоторые монастыри становятся более похожи на богадельни для престарелых, нежели чем на место духовного подвига. Это вносит дополнительные проблемы в богослужебный ритм, а также и в организацию минимальной хозяйственной жизни и быта монастыря. Полагаю, что решение вопроса о принятии пожилых насельников должно приниматься исключительно взвешенно, и положительный ответ должен иметь веские основания.
О назначении игумений монастырей
Согласно п. 5.1, п. 5.2 «Положения о монастырях и монашестве» игумения – духовная мать сестричества вверенной ее руководству обители, на нее по древней традиции возлагается духовное руководство в монастырях. Следует признать ненормальной ситуацию, когда десятками лет в монастыре не назначается игумения (а фактическое руководство сестричеством осуществляет духовник). Следует также считать целесообразным ограничить разумными пределами возможность осуществления руководства обителью монахиней в статусе исполняющей обязанности, поскольку это создает предпосылки для нестабильности жизни монастыря как внутренней, так и внешней.
Условия открытия новых монастырей
Общие условия открытия монастырей, в том числе препятствия к этому, сформулированы в п. 4.4 «Положения». Для членов коллегии СОММ составлена памятка при посещении общин, которые могут быть преобразованы в монастыри. Хотелось бы сделать акцент на том, что если при открытии монастыря на основе сохранившихся монастырских комплексов следовало бы исходить из принципов икономии (ради сохранения святыни и исполнения канонических норм относительно монастырских зданий и имуществ, посвященных Богу), то при открытии монастырей на основе приходских храмов следовало бы руководствоваться в большей степени принципами акривии (особенно с учетом нынешнего печального времени сокращения поступления молодежи в монастыри и увеличения среднего возраста насельниц монастырей). Возможно, следует шире применять статус скитов, подворий, а также возможность придания таким общинам статуса приписных (для этого потребуется внесение поправок в п. 3.3.3 «Положения», так как в настоящее время предполагается, что приписные монастыри могут быть только у ставропигий).
Совершение суточного круга богослужений
В п. 7.1. «Положения» прямо указано: «В обителях должен совершаться полный суточный круг богослужений, что является одним из главных признаков благоустроения монастыря». Согласно гл. 37 женских иноческих уставов иеромонаха Серафима (Кузнецова), «в дни же, когда священник не служит, служба правится одними сестрами по положенному правилу». Опыт вынужденной самоизоляции в период пандемии показал, что в непривычных условиях даже благочестивые миряне, лишенные возможности посещения храма, не только способны, но и желали совершать в своих домах элементы суточного круга богослужений. Тем более можно и ожидать, и требовать, чтобы в обителях, в которых в силу тех или иных причин отсутствует возможность регулярного совершения священником богослужений, в полноте совершали службы суточного круга монашеским чином. Практику полной замены суточного круга богослужений Иисусовой молитвой, акафистами или келейным правилом следует признать нецелесообразной. Одновременно следует отметить, что условия открытия монастыря должны подразумевать наличие духовенства, которое хотя бы с какой-то разумной периодичностью могло бы совершать в обители Таинство Евхаристии (например, согласно женским иноческим уставам иеромонаха Серафима (Кузнецова), даже в одноклирной обители служба должна совершаться по субботним, воскресным и нарочитым дням).
Помощь новооткрытым монастырям
При открытии монастырей существует практика направления кандидата в игумены в наиболее благоустроенные монастыри для прохождения подготовки (п. 5.1 «Положения»). Следовало бы признать положительным опытом дореволюционную практику временного направления из благоустроенных монастырей сестер в общины для помощи в организации монастырской жизни, в том числе для налаживания суточного уставного богослужебного круга и монастырских послушаний.
О требованиях к кандидату в игумении
В п. 5.1 «Положения» перечисляются требования к кандидату в игумены. Необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о возможности назначения на должность игумении насельницы монастыря, ранее самовольно покинувшей свою обитель (без благословения архиерея и игумении, даже если она впоследствии и получила такое благословение по факту ухода, так сказать, по принципу “икономии”), решение следует принимать исключительно взвешенно, и положительный ответ опять-таки должен иметь весьма веские основания.
Духовный облик общин открываемых монастырей
При открытии монастырей членам коллегии СОММ следует изучать и следующие вопросы:
– о количестве насельниц общин, которые также ранее самовольно покинули свои обители;
– о том, надлежащим ли образом совершился их переход в данную общину, надлежащим ли образом совершен их постриг до прихода в общину (имеют место случаи самовольных постригов без и даже вопреки благословения правящих архиереев).
Если община в большинстве состоит из лиц, уже зарекомендовавших себя самочинниками, самовольниками, нарушителями обетов, то ее дальнейшее существование на святоотеческих основах становится весьма сомнительным.
Монашеские постриги в общинах
В Синодальный период истории Русской Церкви, до утверждения статуса монастыря Святейшим Синодом монашеские постриги в общинах не совершались. В настоящее время постриги фактически совершаются до открытия монастыря. Однако, при неясных перспективах некоторых общин (малочисленность, престарелый возраст насельниц), если обитель так и не будет открыта, то судьба таких пострижениц на приходах совершенно не ясна и с канонической, и с духовно-аскетической точки зрения. Полагаю обоснованным вернуться в этой части к дореволюционной практике.
Добродетель нестяжания в современных условиях
Раздел 8.7 «Положения» содержит указания об отношении монашествующих к имуществу, раскрывая понятие обета нестяжания. К сожалению, в некоторых женских монастырях пожилые сестры не готовы исполнить этот обет в полноте. Получая полное содержание и обеспечение от обители, таковые сестры удерживают пенсии, используемые ими не только для личных потребностей, но и для передачи вполне здоровым и работоспособным родственникам в миру. Это разрушает принципы устроения общежительных монастырей. То же самое может быть сказано о примерах получения зарплаты насельниками и насельницами монастырей. Полагаю, что монашеские общины должны всемерно стремиться к исполнению требований «Положения» о монастырях в данной части.
Положение священнослужителей в женских монастырях
Статусу священнослужителей в женских монастырях отчасти посвящены п. 7.3 «Положения», раздел «О священнослужителях обители» в «Концепции разработки и принятия внутренних уставов», а также документ «Духовное руководство монашествующими в монастырях», подготовленный профильной комиссией Межсоборного присутствия. Однако, ввиду объемности перечисленных документов, было бы целесообразно на их основе подготовить памятку для священнослужителей, направляемых для служения в женские монастыри, которая вручалась бы им правящим архиереем со словами напутствия. В данной памятке необходимо было бы отразить вопросы уставных взаимоотношений, особенности богослужебной практики, духовного окормления и административно-хозяйственной проблематики.
О служении монастырей миру
В соответствии с главой IX «Положения о монастырях и монашествующих» (с. 59: «Основное служение монашества миру – это молитва… Все остальные виды внешней деятельности – миссионерская, социальная, духовно-просветительская и иные – осуществляются монастырями и монашествующими в той форме, которая не противоречит монашескому образу жизни»), представляется целесообразным не уравнивать монастыри с приходами и не вменять в обязанность монастырям вести все виды социальной деятельности с обязательной отчетностью по единой с приходами форме. Более того, принятые документы в части миссионерской работы, духовно-просветительской деятельности, носят совершенно адресный характер, и их адресатом являются приходы, а вовсе не монастыри. Учитывая вышеизложенное, епархиальные отделы не вправе предъявлять к монастырям соответствующие требования, так как некоторые виды такой деятельности (например, духовное окормление военных частей, тюрем и т. п., молодежно-развлекательное направление) представляют прямой соблазн для насельниц монастыря. Особенно это касается молодых и новоначальных сестер, не имеющих опыта борьбы со страстями и духовного рассуждения, происходящего из опыта отсечения своей воли и пребывания в послушании.
«Приписные» монахини
В соответствии с п. 6.6. «Положения о монастырях и монашествующих» «Постригаемый вне обители должен быть причислен к братии какого-либо монастыря и вручен восприемнику… игумену обители следует заботиться о том, чтобы такой постриженник сохранял духовную связь с братией своего монастыря. Такая связь должна выражаться в литургическом общении, исповеди у братского духовника, а также стремлении проводить в монастыре свободное от внемонастырского послушания время».
В пп. 6.2., 6.3., 6.4 «Положения» говорится, что «причисление трудника к послушникам осуществляется в ответ на его письменное прошение и на основании решения духовного собора <…> Духовный собор во главе с игуменом рассматривает вопрос о представлении послушника в рясофор <…> вопрос о пострижении послушника или рясофорного инока в мантию рассматривает духовный собор во главе с игуменом».
Из вышеизложенного видно, что и причисление постриженного вне монастыря монаха к конкретной обители должно производиться решением духовного собора во главе с игуменом. Для сохранения внутренней устойчивости обители число «приписных монахов» должно быть минимальным, тогда как на практике в некоторых местах оно составляет более 70-80 % общего числа насельников. Также духовный собор во главе с игуменом может иметь суждение о внутреннем устроении приписных монахов и их соответствии монашеским обязанностям и обетам.
Совершенно необоснованной представляется практика направления монахинь на послушание в действующие мужские монастыри при отсутствии какой-либо реальной духовной связи с женской обителью, где совершался их постриг.
О создании отдельных монастырских благочиний
В соответствии с традицией Русской Православной Церкви, в епархиях формируются благочиния монастырей и монастырских подворий, отдельные от окружных благочиний. Однако на практике в некоторых случаях мужские и женские монастыри оказываются в ведении епархиальных должностных лиц, чей опыт далек от реалий монашеской жизни и традиций монашества. Кроме того, такое положение дел нельзя признать соответствующим разделу 3.5 «Положения» – «Иерархическое руководство монастырем». В связи с этим представляется важным, чтобы в епархиях, в которых присутствуют два и более монастыря, создавались отдельные монастырские благочиния.
По материалам сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству