Литургия в Великий Четверток - Воспоминание Тайной Вечери
25 АПРЕЛЯ 2019 ГОДА
в Великий Четверг Страстной седмицы - Воспоминание Тайной Вечери
в Благовещенской обители совершились Часы 3-й, 6-й, 9-й, Изобразительны и вечерня с Литургией святителя Василия Великого. Богослужение возглавил наместник - архимандрит Александр (Лукин) в сослужении братии.
Слово в Великий Четверг
Священномученик Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской
«Странствия (гостеприимства) Владычня, и бессмертныя трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии приидите, насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся (т. е. пришедшего сюда Слова, Христа, познав от Самого Слова), егоже величаем (канон Великого Четверга, ирмос 9-й песни).
Ныне любвеобильный Владыка уготовляет нам таинственную вечерю, Тот, «в егоже руце дыхание всех сущих», приглашает к Своей Божественной трапезе. «С высоким проповедованием» создавшая веки Премудрость Божия, по вечным глаголам Слова Божия, ныне «созывает... на чашу, глаголющи: ...приидите, ядите Мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам» (Притч. 9, 2–5). Да не будет же, чтобы кто-либо приступил к этой Божественной трапезе с умом пустым и обращающимся долу, с сердцем, занятым лишь земными помышлениями и попечениями! Взойдем мысленно в Сионскую горницу, где устрояет ныне Христос вечерю для учеников Своих и возвысим умы свои видением и слышанием того, что происходит там!
Там видим мы училище любви, «связуемые которою» апостолы, предавши себя «владычествующему всеми Христу» внимают Его последней тайноводственной беседе. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк. 22, 15), говорит Христос Своим ученикам, – желал потому, что хочу ныне заменить эту сыновнюю ветхозаветную пасху иною, значения которой вы пока не разумеете. Даже в сей час вы заняты еще мыслями о земном царстве, чтобы сесть одному из вас по правую, другому по левую сторону Меня в сем царстве (Мф. 20, 21). Но «не тако бо будет вам, Моим учеником, яко нищий хотя (добровольно) есмь; первый убо вас, да будет всем слуга; начальствуяй же яко начальствуемый, предызящный же яко последнейший». Доселе вы преданы спорам, кто между вами «мнится быти болий», но вот Я Сам «посреди вас, как служащий» (Лк. 22:24–27) и умывающий вам ноги, таковым должен быть желающий иметь часть со Мною (Ин. 13, 4–17). Доселе вы были безопасны в мире, и даже, хотя Я «без мешка, и без сумы, и без обуви посылал вас» на проповедь, вы не имели ни в чем недостатка, потому что Я соблюдал и охранял вас (Лк. 22, 35; Ин. 17, 12), теперь наступает иное время, когда исполнится на Мне Самом написанное: «И к злодеям причтен». Вы готовы поднять мечи на Мою защиту (Лк. 22, 37–38; Ин. 18, 10–11), душу свою положить за Меня и идти ради Меня в темницу и на смерть (Мф. 26, 35; Ин. 13, 37), но вот скоро настанет время, когда вы вместо того «рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного... ибо написано: поражу Пастыря, и рассеются овцы стада» (Ин. 16, 32; Мф. 26, 31).
Не эти внешние подвиги защиты Моей земной жизни от врагов нужны теперь, ибо настало время Мне «испить чашу, которую дал Мне Отец» (Ин. 18, 11), и исполнить волю Его, возвещенную в предвечном Его совете: «В главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже... Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил (уготовал) Ми еси" (Пс. 39, 7–9). "И сие (зримое вами) есть тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов: сие творите в Мое воспоминание. Сия чаша Новый Завет есть в Моей крови: сие творите, елижды Аще пиете, в Мое воспоминание» (1Кор. 11, 24–25; Мф. 26, 26 и др.).
Сия есть чаша Моя, которую хотели некоторые из вас пить, не разумея, какова она будет (Мф. 20, 22)! Вот один из вас самих вскоре предаст Меня, по слову Писания: «Человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличит на мя запинание» (Ин. 13, 18–21; Пс. 40, 10). Вы увидите, как «путь нечестивых спеется» (Иер. 12, 1) и как вы сами, обещающиеся со Мною в темницу и на смерть идти, будете «спать и почивать» в тот час, в который предастся Сын Человеческий в руки грешников, как в тот час, когда душа Моя будет «скорбеть смертельно» о грехах мира, даже среди вас не найду Я утешителя, но явится Ангел для подкрепления изнемогающей от скорби души Моей, чтобы исполнилось слово Писания: «Я ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу» (Пс. 68, 21; Мф. 26, 35–45; Лк. 22, 43–44). На сии дела любви, «ныне тайно совершаемые», предызображаемые сею трапезой, Отец рождает Меня, творческую Премудрость, и вы не разумеете еще их ныне, уразумеете же после, когда, очищенные словом Моим и любовью, восприимите Духа Святого, «Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26, 15:3, 16:12).
И подлинно, только апостолы, имея очищенные чрез умовение Христово «красны ноги», могли «благовествовать миру», исполненному себялюбия и страстей. Мы же, обложенные немощною плотью и волею своею преклоняемые более к земным страстям, нежели к истине Христовой, как вместим возвышенное учение пришедшего к нам ныне Слова в свои умы, не очищенные Им и не утвержденные общением с Ним! Но вспомним немощь апостолов! Ибо и они не тотчас утвердились верою и приобрели очищенные и возвышенные умы, а после того, как «пребыли со Христом в напастях» Его», и после того, как «сатана... сеял их, как пшеницу», подвергая соблазнам и напастям мира (Лк. 22:28, 31).
И как они, насладившись любви Христовой, освободились потом от обычных недостатков и немощей естества и восприяли «ум Христов» (1Кор. 2, 16), так и мы, приступая к «уготовляемой Христом душепитательной трапезе», услаждая ею наши умы и «научаемые чрез Само Слово» образу жития, в Нем виденному, узрим, как это невидимое общение с Ним укрепляет нас на борьбу со страстями своими, дает силу нам не словом только, но и жизнию величать сие Слово, нас ради обнищавшее и «славно прославившееся». Аминь.