Воскресная литургия
24 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА
в Благовещенском мужском монастыре совершилось Воскресное Богослужение. Литургию возглавил наместник обители - архимандрит Александр (Лукин).
Проповедь перед Причастиес произнёс иеродиакон Иосиф (Чупров).
После Божественной Литургии была совершена Заупокойная лития по усопшему архиепископу Макарию (Миролюбову), которую возглавил архимандрит Александр. Ему сослужил игумен Вознесенского Печерского монастыря - архимандрит Тихон (Затёкин)
Епископ Макарий (Миролюбов)
Епископ Нижегородский и Арзамасский Макарий (впоследствии архиепископ Донской и Новочеркасский) родился 24 марта 1817 года в селе Ухолово Ряжского уезда Рязанской губернии, в семье священника Кирилла Прокопьевича Подлесенского. При крещении был наречен Николаем. Поступив в Сапожковское духовное училище, Николай, по тогдашнему обычаю и желанию родителей, получил новую фамилию Миролюбов. В пятнадцатилетнем возрасте юноша продолжил обучение в Рязанской духовной семинарии (1832-1838). С 1838 по 1842 год обучался в Московской духовной академии, окончив ее по 1-му разряду, со степенью магистра богословия. В сентябре 1842 года определен в Нижегородскую духовную семинарию преподавателем логики, психологии и латинского языка. Через год возведен на степень магистра. Спустя еще год занимает должность помощника инспектора семинарии. В 1845 году — профессор патристики.
2 июня 1846 года Миролюбов принял постриг под именем Макарий в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода. 9 июня был рукоположен в иеромонаха. В том же году, 11 сентября, определен профессором еврейского языка. Трижды исполнял он должность помощника инспектора семинарии и дважды — инспектора. 23 марта 1847 года награжден набедренником. 1 июля 1851 года за усердное и полезное служение в должности инспектора изъявлена ему архипастырская признательность.
В 1848 году Макарий был определен членом Нижегородского попечительства о бедных духовного звания. С 10 декабря 1849 года состоял членом и сотрудником Императорского русского географического общества. С 1850 года — действительным членом Императорского русского археологического общества. В эти же годы началось его становление как краеведа, историка, исследователя древних церковных памятников и рукописей. Макарий обратился к Иоанну (Доброзракову) — епископу весьма просвещенному, ценителю отечественной истории — за дозволением обследовать библиотеки, архивы губернских и уездных духовных учреждений, монастырей и церквей. Преосвященный Иоанн одобрил просьбу молодого профессора, деятельность которого впоследствии внесла заметный вклад в нижегородское краеведение, в изучение славного прошлого древней Низовской земли.
Изучая старинные книги и рукописи, надписи на зданиях церквей, иконах, колоколах, древних могильных плитах, расспрашивая старожилов о местной истории церковных построек, Миролюбов вместе с тем устанавливал связи с научными обществами и учеными России, публиковал материалы по церковной истории и археологии Нижегородского края. Начиная с 1848 года, на страницах «Нижегородских губернских ведомостей» регулярно появлялись исторические статьи и сообщения профессора иеромонаха Макария (все эти материалы впоследствии легли в основу известных книг архимандрита Макария). В 1850 году Миролюбов удостоен звания члена-корреспондента Императорского общества истории и древностей Российских. Публикации в научных сборниках общества принесли ему известность и знакомство с такими ведущими российскими учеными, как И. И. Срезневский, И. П. Сахаров, М. П. Погодин и другие.
Деятельное участие принял Макарий в учреждении и работе Нижегородской временной комиссии по разбору древних актов, открытой по распоряжению императора Николая I в мае 1849 года. Члены комиссии занимались тщательным обследованием архивов присутственных мест Нижегородской губернии: тогда были обнаружены многочисленные великокняжеские, царские и патриаршие грамоты, начиная с удельного периода и до середины XVIII столетия.
В 1851 году Миролюбовым была подготовлена книга — знаменитая в будущем «История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о нижегородских иерархах с 1672 до 1850 года». В нее вошли главы о митрополитах, архиепископах и епископах Нижегородской епархии (от жизнеописания первого митрополита Филарета до биографии архиепископа Иакова (Вечеркова), который, кстати, много способствовал Макарию в его исторических изысканиях). Жизнеописание Преосвященного Иакова, более подробное, профессор издал отдельно в Москве (1853) и С.-Петербурге (1857).
Макарий стал также одним из первых историков Нижегородской духовной семинарии, опубликовав исторический очерк о ней. Отдельными изданиями выходили в Москве творения Макария, написанные прекрасным языком и основанные на его собственных исследованиях древних рукописей: «Описание Оранской Богородицкой пустыни» (1848), «Сказание о жизни и чудесах Преподобного Макария, Желтоводского и Унженского Чудотворца» в двух частях (1851), «Архиепископ Питирим» (1851).
Долгие и лучшие годы Макария (Миролюбова) были связаны именно с Нижним Новгородом. Здесь же он начал один из главных своих трудов. По инициативе архиепископа Иеремии, поддержанной Русским археологическим обществом, профессор объединил свои изыскания по местным церковным памятникам, дополнил их и издал в 1857 году под названием «Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния». Всего было опубликовано более 30 книг, брошюр и статей по церковной истории Нижегородского края, написанных Макарием.
В Нижнем Новгороде он был известен не только как историк, ученый и один из выдающихся преподавателей семинарии, но и как попечитель: получил благодарность от Нижегородского попечительского общества и архипастырскую признательность и благословение «за отличную деятельность и усердие к пользе сирот духовного звания».
31 мая 1853 года Святейшим Синодом Макарий определен в Пермскую духовную семинарию на должность инспектора, а также профессора богословского класса. В том же году был присутствующим в Пермской духовной консистории.
20 июня 1853 года Макарий возведен в сан игумена указом Святейшего Синода. На его труды обратила внимание высшая духовная власть: по личному распоряжению митрополита Филарета Макарий был назначен членом Синодального комитета, образованного для составления охранных описей церковных древностей. С этой целью (для обозрения важнейших хранилищ церковных древностей в епархиях) он был командирован в Вологду, Ярославль, Кострому и Владимир.
16 июля 1854 года за усердную и полезную службу Макарий возведен в сан архимандрита с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. 18 сентября того же года указом Святейшего Синода архимандрит был направлен в Новгород, в учрежденную там временную Комиссию для разбора и исследования открытого в Новгородском Софийском соборе древнего архива. Макарий трудился со свойственной ему самоотверженностью и увлеченностью: за короткий срок им были обследованы и описаны наиболее древние новгородские монастыри и храмы, историко-художественные и духовные ценности в них. Результатом работы явился двухтомный труд «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» (издан в 1860 году). В этом капитальном труде архимандрит Макарий впервые познакомил российскую общественность с фресками Софийского собора и Никольского собора на дворище, храмов Спаса Нередицы и Николы Липенского, Спасо-Преображения и Федора Стратилата и др.
26 августа 1856 года архимандрит Макарий сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени. 22 августа 1857 года объявлена ему Высочайшая благодарность Его Императорского Величества за поднесение составленной им книги «Сказание о жизни и трудах Преосвященнейшего Гавриила, Митрополита Новгородского и С.-Петербургского».
10 января 1858 года архимандрит Макарий (Миролюбов) назначен ректором и профессором богословских наук в Рязанскую духовную семинарию и настоятелем Рязанского Спасского второклассного монастыря. В том же году он определен благочинным Солотчинского, Троицкого и Богословского монастырей, по поручению начальства обозревал Зарайское, Касимовское и Сапожковское духовные училища. В 1860 году состоял членом временного строительного комитета, учрежденного при Рязанской семинарии, для поправления ветхостей и построения некоторых зданий вновь. И здесь, в Рязани, профессор и ректор Макарий не оставляет своих ученых занятий, издав «Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии и духовных училищ».
21 августа 1860 года архимандрит Макарий получил Высочайшую благодарность Его Императорского Величества за поднесение написанной им книги «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях». 23 августа объявлена ему Высочайшая благодарность Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Александровны за поднесение той же книги. (Десятки экземпляров этой своей книги он также жертвует для библиотек духовных академий и семинарий, за что изъявлена ему признательность Святейшего Синода).
10 октября 1860 года указом Святейшего Синода Макарий перемещен на должность ректора и профессора богословских наук в Новгородскую духовную семинарию с назначением его настоятелем Новгородского второклассного Антониева монастыря. 8 ноября того же года он вступил в должность председателя Комитета, учрежденного при Новгородской семинарии для церковно-исторического описания Новгородской епархии. 14 ноября, по предложению Его Высокопреосвященства митрополита Новгородского и С.-Петербургского, выбран присутствующим членом Новгородской духовной консистории. 15 декабря определен благочинным Антониева, Кириллова, Деревеницкого, Отенского и Саввовишерского монастырей. 22 апреля 1861 года Макарий сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени с Императорской короной.
К 1000-летию Новгорода архимандрит Макарий составил и издал «Путеводитель по Новгороду с указанием на его церковные древности и святыни» и «Описание Новгородского Архиерейского дома». За поднесение этих книг объявлена ему в 1862 году Высочайшая благодарность Его Императорского Величества и Ее Императорского Величества Государыни Императрицы. 25 апреля 1864 года Макарий (Миролюбов) Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Владимира 3-й степени.
17 июня 1866 года, по Высочайше утвержденному докладу Святейшего Синода, архимандрит Макарий назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Однако пробыл на этом посту всего лишь год: 29 августа 1867 года по именному Его Императорского Величества указу, данному Святейшему Синоду, повелено ему быть епископом Орловским и Севским.
В 1870 году Преосвященный Макарий удостоен звания действительного члена Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе и получил от этого общества орден св. Нины 2-й степени. 28 марта 1871 года Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 1-й степени. В 1872 году избран Почетным членом Московской духовной академии и Московского братства св. Петра Митрополита. Пастырские речи епископа, произнесенные за время пребывания его на архиерейской кафедре в Орле, впоследствии были изданы неоднократно, в том числе и в Москве.
С 1876 по 1879 год Преосвященный Макарий занимал Архангельскую и Холмогорскую кафедру. 9 февраля 1878 года за пожертвование на теплую одежду русским воинам (2000 рублей) объявлена ему Высочайшая Ее Императорского Величества Государыни Императрицы благодарность за теплое участие к страждущим русским воинам. 21 июня того же года объявлена благодарность Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича за пожертвование на устройство добровольного флота в России.
1 апреля 1879 года епископ Макарий Всемилостивейше сопричислен к Императорскому ордену св. Владимира 2-й степени — «за неутомимые труды по управлению вверенной епархии, в соединении с усердными трудами по описанию замечательнейших памятников христианских древностей отечества, духовному назиданию паствы поучительственным словом и личным примером, за отличное усердие к делам христианского человеколюбия и благотворения».
В 1879 году Преосвященный вновь прибывает в любимый им Нижний Новгород, куда 23 мая Высочайше утвержден епископом Нижегородским и Арзамасским.
Памятником его деятельности на Нижегородской земле в этом сане остались многочисленные пастырские слова и поучения. Эти творения, публиковавшиеся в местной прессе, в учебных семинарских хрестоматиях еще при жизни автора, и по сей день являют собой лучшие образцы православной церковной проповеди.
Преосвященный Макарий остался в памяти нижегородцев как благотворитель: пожертвовал 6000 рублей Нижегородской епархиальной женской богадельне; 4500 рублей на устройство в Нижнем Новгороде второго Епархиального приюта для 25 сирот девочек духовного звания, 3000 рублей на учреждение в Нижнем во втором Епархиальном приюте двух стипендий в память исполнившегося совершеннолетия Его Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича (за благотворительные деяния неоднократно была объявлена Макарию Высочайшая Его Императорского Величества благодарность). При нем в 1882 году возобновляется женская община в упраздненном (ранее) Макарьевском монастыре. По почину Преосвященного Макария в феврале 1884 года, в день памяти основателя Нижнего Новгорода — великого князя Георгия Всеволодовича, решено образовать Православное епархиальное братство во имя святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. Епископ неизменно покровительствовал также Нижегородскому братству во имя святых Кирилла и Мефодия, созданному для помощи беднейшим воспитанникам губернской гимназии.
7 июня 1885 года Преосвященный Макарий назначен епископом Вятским и Слободским. В прощальном слове к нижегородцам 23 июня он, убеленный сединами старец, восклицал, что никогда не забудет Нижний Новгород, «сорок три года знакомый мною, с его живыми и почившими гражданами. Скорее забуду все другие города, в которых воспитывался и жил, нежели тебя, славный торговый град и соединенный со многими для меня воспоминаниями». Будучи архипастырем иной епархии, Преосвященный никогда не прерывал связь с дорогим ему Нижним. В 1887 году на личные средства епископа Макария в Нижнем Новгороде был открыт приют для девочек-сирот, названный в его честь «Макарьевским». Был он избран также Почетным членом Нижегородского братства Святого Креста.
5 декабря 1887 года Высочайше повелено ему быть архиепископом Донским и Новочеркасским. 15 мая 1891 года за многолетнюю ревностную деятельность по управлению епархиями и особенные труды по описанию памятников христианских древностей архиепископ Макарий Всемилостивейше сопричислен к Императорскому ордену св. блг. князя Александра Невского.
Преосвященный Макарий мыслил окончить последние дни в Нижегородском Благовещенском монастыре — в родной обители, где он принял постриг. Еще в 1879 году, направляясь в Нижний Новгород в качестве епископа Нижегородского и Арзамасского, он писал, что едет в Нижний «в третий раз для того, чтобы возобновить здесь прежнюю любовь и под кровом любви сей лечь в могилу».
30 апреля 1894 года Преосвященный Макарий, архиепископ Донской и Новочеркасский, испрашивал увольнения на покой — «по своим телесным немощам». Святейший Синод, согласно поданному прошению, уволил его на покой, с правом проживания в Нижегородском Благовещенском монастыре. Сохранились воспоминания об этих (как оказалось, последних) месяцах пребывания Владыки Макария не только в родной обители, но и в земной его жизни.
Получив разрешение Синода к великому утешению своему, Владыка Макарий стал немедленно собираться в путь и 17 июля 1894 года прибыл в Нижний Новгород. Подъезжая к монастырю и завидя его храмы, Высокопреосвященнейший старец со слезами умиления произнес: «Слава Богу, теперь я дома!»
Но, к сожалению, недолго пришлось пожить в Благовещенской обители Владыке Макарию. Здоровье его ослабло, и он с трудом мог держаться на ногах. Значительно ухудшилось и зрение. Из тесной кельи, где прежде жил на покое и епископ Иеремия (Соловьев), Макарий вскоре переселился в более просторную, но ничего уже не могло помочь надорванному здоровью Владыки. День ото дня ему становилось все хуже. Последние приступы болезни в виде жестокой лихорадки отняли у него остатки сил. В среду, на Рождественской неделе, он приобщился Святых Таин, а в субботу 24 декабря 1894 года, рано утром святитель Божий в полном сознании отошел ко Господу, держа в руках святой крест. Настоятель монастыря архимандрит Макарий с братией перенесли покойного из спальни в зал и по церковному чину облачили почившего святителя. В 6 часов вечера в обитель прибыл Преосвященный Алексий, епископ Балахнинский, после чего тело усопшего было перенесено в Алексеевскую церковь, где была сразу совершена заупокойная всенощная. На следующий день Алексеевский храм был полон людьми разного звания, пришедшими проститься с архипастырем. После Божественной литургии совершено было отпевание — Преосвященным Алексием, епископом Балахнинским, ввиду болезни Преосвященного Владимира, епископа Нижегородского и Арзамасского. По совершении отпевания и отдания последнего целования усопшему архипастырю гроб его поднят был на руки старейшим духовенством и при пении ирмосов «Помощник и покровитель…», в предшествии Преосвященного епископа Алексия, отнесен был в придел св. вмч. Пантелеимона, где и опущен в могильный склеп.
С советских времен и по настоящие дни в дивном Алексеевском храме Благовещенского монастыря размещается городской Планетарий, а сам храм находится в плачевном состоянии: снесены его купола, протекает кровля. И, к сожалению, нет возможности с точностью сказать, сохранился ли склеп с останками великого человека — духовного писателя, беззаветно любившего свое Отечество, проповедника, святителя Христова Преосвященного архиепископа Макария.
Речь, сказанная Святейшему Синоду архимандритом Макарием, ректором Новгородской семинарии,
при наречении его во епископа Балахнинского, викария Нижегородского,
13 июля 1866 года.
Святейшие Архипастыри и Отцы!
При первой вести об избрании меня к новому служению я обратился мыслию к богомудрым мужам и вопрошал их об этом служении. От них я научился благоговейно взирать на сан святительский и понимать высокое достоинство его, обширность соединенных с ним обязанностей и всю трудность исполнения оных. Нет ни одного звания, которое требовало бы столько умственных и нравственных качеств, сколько требует их служение святительское. Облеченный этим саном должен иметь все, что имеют святые мужи, должен быть подобен самим Ангелам и вести не только себя самого, но и других ко спасению. Иначе Господь Бог взыщет с него за всякую погибшую душу из числа вверенных его хранению.
Устрашаемые такой трудностью и ответственностью святые мужи нередко отказывались от епископского служения, указывая на свои недостатки, считали себя неспособными к такому высокому званию и удалялись от избрания, в пустыню. Если же мужи, стоявшие на высокой степени ума и святости, считали себя недостойными к принятию святительского сана; то что могу рещи аз недостойный о себе? Могу ли благоуспешно наставлять других в истинах веры и благочестия, когда сам имею нужду в постоянных наставлениях? Могу ли утверждать других на стезях правды и добродетели, когда сам нуждаюсь в постоянной помощи для своего утверждения в добрых делах? Могу ли искоренять в других пороки и нечестие, когда сам имею нужду в очищении от греховных наклонностей? Могу ли постоянно бодрствовать на страже спасения других, когда сам часто подвергаюсь дреманию? Где найду столько сил и благоразумия, чтобы беспреткновенно проходить предлежащее мне служение святительства?
Обращусь ли к опытам проведенной мною жизни? Но там ничего не вижу, кроме недостатков, ошибок и преткновений. Обращусь ли к прежним своим занятиям? Но они, при всей благовидности, не облегчают трудности епископского служения. И само служение на поприще воспитания детей, хотя также не легкое, далеко не равняется святительскому. Иметь дело с юными людьми одного сословия — не то, что с лицами, различными по званию, полу и возрасту, — с лицами, у которых и нужды и требования весьма различны. А настоящий век, век неодинакового просвещения, век мятущийся и сам собою недовольный, еще более затрудняет и без того трудное служение святительское. Если когда, то ныне в особенности требуется от избранных к святительскому служению быть мудрыми, как змея, и чистыми, как голуби, нужно быть готовыми к ответу всякому вопрошающему, нужно защищать пред чужими и своими не только веру и требования закона, но и самое звание святительства.
Взирая на столь трудное поприще и сознавая свои немощи душевные и телесные, обращаюсь с надеждою к Богу, единому Помощнику и Покровителю. Ты един, Господи, ведаешь все нужды и немощи мои. Но Ты, милосердый, являл и являешь силу Свою в немощах наших. Удиви и на мне милость Твою, да под Твоим всесильным покровом возвещу закон Твой верующим во имя Твое и посреди Церкви воспою Тя. Молю и вас, святые архипастыри и отцы, да низведет ваша чистая молитва на меня, недостойного, благодать Святого Духа, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую, да не оставляет ваше святейшество меня, неопытного, наставлениями, како подобает в дому Божии жити и како правити оным.
С надеждою на таковую помощь дерзаю вступить на поприще высокого служения; а вступивши, потщуся оправдать ваше святое избрание и употребить все силы, дабы не вотще пребывала благодать Божия со мною, а послужила бы спасению моему и послушающих мне.
Надежда сия особенно укрепляется во мне тем, что Божественный Промысл указует мне начало епископского служения в том самом граде, в котором началась моя общественная и иноческая жизнь, указует и самое жилище в той самой обители, в которой жил и принял иночество соименный мне, грешному, великий подвижник и чудотворец, покровитель всей оной страны — преподобный Макарий Желтоводский.
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.