В Арзамасе завершились торжества, посвященные чтимой иконе Божией Матери «Достойно есть» Новодевичьего Алексеевского монастыря

Текст Надежды Муравьевой. Фото Сергея Лотырева

24 июня в городе Арзамасе Нижегородской области завершились двухдневные торжества, посвященные дню особого почитания иконы Божией Матери «Достойно есть». Один из чтимых списков чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» является главной святыней архиерейского подворья возрождающегося арзамасского Новодевичьего во имя Алексия, человека Божия, женского монастыря. Постоянное место пребывания этого образа – арзамасская церковь в честь Святого Духа — приписной храм обители.

Чудотворный образ Царицы Небесной «Достойно есть» в августе 1853 года был подарен сестрам Алексеевской обители братией Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Сразу же по прибытии святыни в Арзамас по молитвам перед ней начали происходить чудесные исцеления, и в обитель во множестве стали притекать страждущие. Трудами елабужского купца Кирилла Стахеева образ Богородицы был украшен дорогой сребропозлащенной ризой. До революции в арзамасском Новодевичьем Алексеевском монастыре хранились несколько списков с чудотворной иконы. В годы богоборчества святыня исчезла и была обретена вновь стараниями попечителей.

В день особого почитания иконы Божией Матери «Достойно есть» на площади перед Знаменским храмом и церковью в честь Святого Духа были совершены параклис Божией Матери и Божественная литургия. Богослужение возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Ему сослужили викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет, а также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Арзамаса иерей Андрей Рузанов, благочинный Арзамасского районного округа иерей Николай Сорокин, настоятель Оранского мужского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери архимандрит Нектарий (Марченко), настоятель Свято-Успенского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), исполняющий обязанности наместника арзамасского Спасо-Преображенского монастыря игумен Феодосий (Какуркин), старший священник Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря иерей Владимир Каргин и другие клирики епархии.

На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница архиерейского подворья возрождающегося арзамасского Новодевичьего во имя Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова),  настоятельница арзамасского Свято-Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу),  настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого Скорбященского монастыря инокиня Филарета (Андрейко).

На богослужении присутствовали глава местного самоуправления Арзамасского района Владимир Ершов, председатель Земского собрания района Виктор Миенков и глава городской думы Арзамаса Игорь Плотичкин.

После литургии монахиня Феогноста поблагодарила архипастырей за визит и совершенное богослужение и преподнесла каждому из них заздравную просфору. Кроме того, митрополиту Георгию она подарила Казанскую икону Пресвятой Богородицы.

Обратившись к собравшимся со святительским словом, глава Нижегородской митрополии поздравил всех с днем особого почитания иконы Божией Матери «Достойно есть». Затем митрополит Георгий напомнил историю Алексеевской обители города Арзамаса, где несла когда-то монашеский подвиг игумения Олимпиада, ныне прославленная Церковью. Эта обитель связана с именем Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), родная тетя которого была игуменией Алексеевского монастыря. Она похоронена на территории обители, как и другие родственники Святейшего. Сейчас на месте их успокоения стоит памятный крест. В год 150-летия со дня рождения Патриарха Сергия там совершил заупокойную молитву Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Когда после десятилетий богоборчества в нашей стране началось возрождение духовной жизни, восстановление Арзамасской Алексеевской обители казалось невозможным, — сказал владыка Георгий. — Но пять лет назад нам вернули один из монастырских корпусов, и здесь началось монашеской делание. А вскоре заботами одного из попечителей в обитель вернулась икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть». Она подходила под описание главной святыни монастыря, не совсем совпадал лишь размер. Но мы возрадовались и увидели в этом возвращении особый Промысл Божий и Покров Царицы Небесной. Действительно, затем Церкви было передано здание Алексеевского храма обители, там идет восстановление. И вскоре была явлена еще одна милость Божия. Благочестивая женщина из Москвы передала нам образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть», надпись на котором гласит, что икона написана на Афоне для Арзамасского Алексеевского монастыря. Оказывается, после закрытия обители святыню тайно вынесли сестры. Икона проделала долгий путь, пока не оказалась в Москве в антикварной лавке, где ее приобрела благочестивая женщина. Узнав из СМИ, что Алексеевский монастырь возрождается, она передала святой образ обители. Обе иконы пока пребывают в храме в честь Святого Духа».

Присутствующим на богослужении прихожанам раздали иконки Божией Матери «Достойно есть».

Справка:

Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Феодоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь».

Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, — небесных покровителей царской семьи.

В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю.

Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из Санкт-Петербурга его духовные дочери. Преподобный Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер 2-3 раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями.

В 1813 году указом нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным монастырям. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством. Золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из многих районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий. К 1917 году обитель владела 1186 десятинами земли.

5 февраля 1898 года настоятельница Алексеевского монастыря монахиня Евгения (Страгородская), тетка будущего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), была возведена в сан игумении. К 1917 году в обители было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К началу XX века в монастыре было три храма: пятиглавый холодный Вознесенский, построенный и освященный в 1787 году игуменом Санаксарского монастыря Венедиктом, с приделами во имя Киево-Печерских святых, святителя Николая Чудотворца, святителя Димитрия Ростовского, в честь Cошествия Святого Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери; трехэтажная Успенская церковь с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской церкви в 1798-1805 годах; церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 годах.

Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах. В Нижнем Новгороде с 1873 года Алексеевский монастырь имел подворье. До революции по количеству владений это была крупнейшая женская обитель в России.

По материалам сайта Нижегородской митрополии