Отдание Пасхи. Равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Фото.

24 мая 2017 года, в праздник отдания Пасхи Христовой и день память святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, игумен Благовещенского мужского монастыря архимандрит Александр (Лукин) совместно с братией обители в священном сане в соборном храме монастыря совершил Божественную литургию. За богослужениями сегодня в последний раз в этом году звучали пасхальные песнопения. Накануне, 23 мая, было совершено всенощное бдение по пасхальному чину.

По завершении Литургии по случаю тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Его Святейшеству было возглашено многолетие.

КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И  МЕФОДИЯ

Святые равноапостольные Мефодий и Константин были родными братьями. Они произошли из города Солуни.

Старший — Мефодий сперва был воином, но, прослужив более десяти лет и познав суету житейскую, ушел в монахи на гору Олимп, где с большим смирением и кротостию старался выполнять монашеские обеты, занимаясь при этом изучением священных книг.

Младший брат — Константин с детских лет возлюбил премудрость, и Бог дал ему большие способности к наукам. Он учился у лучших учителей Византии вместе с императором. Своим умом и прилежанием он приводил в удивление учителей. Но он был премудр не только в науках, а также и в жизни. Он был воздержан и скромен, стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло.

Скоро Константин стал священником и библиотекарем при Церкви святой Софии в Константинополе. Все, и даже царь, уважали его, и не раз он был защитником православия в спорах с еретиками и неверными.

Но Константин тяготился жизнью в столичном городе. Скоро он ушел в одно тихое и глухое место, где стал заботиться только о своем спасении, а потом перебрался на Олимп к старшему брату Мефодию, с которым и стал жить вместе, исполняя в постничестве иноческие подвиги, проводя время в молитве или за книжным чтением.

В это время к греческому царю пришли послы от хазар, чтобы к ним прислали кого-нибудь разъяснить им истинную веру. Тогда царь по совету патриарха решил послать к хазарам блаженного Константина, которого призвали с горы Олимп, и царь сказал ему: “Иди, философ (так прозвали Константина за мудрость и ученость), к этим людям и с помощью Святой Троицы благовести им учение о Пресвятой Троице. Лучше тебя никто не может выполнить этого поручения”.

Константин согласился и уговорил брата своего, блаженного Мефодия, знавшего славянский язык, идти с ним на апостольское служение, просветить неверных светом Христовой веры. И отправились они вместе.

Насадив христианскую веру в хазарском царстве, святые учители Константин и Мефодий оставили там пришедших с ними священников и возвратились в Константинополь.

Но прошло немного времени, и славянские князья прислали к греческому царю послов с просьбою:

“Наш народ… содержит закон Христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке. …Ввиду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя”.

Решено было отправить к славянам Мефодия и Константина.

Прежде всего святые усердно помолились Богу, и им открылась славянская азбука. Первыми словами переведенными великими просветителями были:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Потом они перевели на славянский язык все Священное Писание и богослужебные книги.

 Cвятые Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Святые равноапостольные Константин и Мефодий прожили среди славян сорок месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народ на славянском языке. Устраивая училища для славянских юношей, они приобрели много учеников, готовых быть хорошими учителями и достойными священнослужителями в своем народе. Для этого чтобы посвятить своих учеников в 

священный сан, святые братья отправились с ними в Рим.

Вскоре по прибытии немощный и прежде Константин, изнуренный трудами и долгим путешествием, тяжко заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл (под которым и поминается вселенскою Церковью). Болезнь его продолжалась пятьдесят дней, после чего святой равноапостольный Кирилл преставился ко Господу. Перед смертью Кирилл говорил братy: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Святой же Мефодий послушал совет брата. Он был посвящен в епископы и еще много лет апостольски служил, просвещая славян светом Христианской веры. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры и крещение славянского народа. В апреле 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников — архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян.

Придел (боковой алтарь) Базилики Св. Климента посвящен памяти свв. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.