Доклад игумена Благовещенского монастыря архимандрита Александра (Лукина) ХVI Рождественских чтениях Нижегородской митрополии

Доклад игумена Благовещенского мужского монастыря архимандрита Александра (Лукина) на ХVI Рождественских чтениях Нижегородской митрополии в секции «Древние монашеские традиции в современных условиях» 

23 декабря 2021г.

Древняя обитель.

 К 800-летию основания Нижегородского Благовещенского мужского монастыря

          Нижегородский Благовещенский мужской монастырь расположенный на крутом берегу реки Оки, уже восемь веков провожает ее воды, плавно впадающие в великорусскую матушку-Волгу.  Сия святая обитель относится к числу древнейших монастырей не только Нижегородских, но и вообще монастырей средней России. В 1221 году св. блгв. Великий князь Георгий Всеволодович вместе с отцом своим духовным, Преосвященным Симоном епископом Владимирским   заложил в устье реки Оки город "и нарече его Нижний Нов Град".Земля на которой был основан новый город заселяла мордва в то время пребывавшая в языческом зловерии.  В собрании Русских летописей сообщается, что  обитель во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была заложена в тот же год, что и город. Великий князь Георгий Всеволодович основал обитель как духовный оплот , стена и ограждение для молодого и еще не окрепшего великого русского города Нижнего Новгорода   Место для теплой иноческой молитвы было выбрано тихое и красивое — почти у самых речных вод. Выражаясь словами Боговдохновенного Псалмопевца: «На месте злачне…, на воде покойне». Возведённый на узкой береговой террасе,  этот древний монастырь необычайно красив. Само  название обители говорит о том что  на монастырь возложено послушание быть  светом освящающим седящих во тьме, звездою указующим путь странствующим по житейскому морю. Но, недолго продолжалось молитвенное уединение первых иноков обители. Как сообщает Нижегородский Летописец в 1229 году, монастырь подвергся нападению  мордовского князя Пургаса:   Не сумев завладеть самим городом, охраняемым нижегородцами, Пургас обрушил гнев свой на дом иноков — до основания разорил его, предав огню все монастырские строения самих же  монахов кого убили а кто убежал и так монахи Благовещенского мужского монастыря стали первыми мучениками на Нижегородской земле за веру православную. Более ста лет обитель находилась в запустении пока   Нижний Новгород не посетил Святитель Алексий, митрополит  Московский и всея Руси. В одном из своих путешествий в Орду  в  1357-1359 годах, он пристал в Нижнем Новгороде для отдыха, как сказано в одном летописном памятнике  «у источника»,  вблизи развалин Благовещенского монастыря, вид которых и вызвал в благоговейном сердце Святителя благочестивое намерение возобновить и устроить  этот древний монастырь. Однако Святитель Алексий до 1370 года не смог приступит к исполнению своего благочестивого намерения вследствие  тревожных обстоятельств происходивших в Нижнем Новгороде в связи с борьбой между двумя братьями, местными князьями - Борисом и  Дмитрием Константиновичами. По примирении князей Великий Святитель немедленно начал заботиться об устроении обители и прежде всего построил в ней каменную церковь, которая была окончена постройкою  в 1370 году и была вторым каменным церковным сооружением на Нижегородской земле, а в следующем 1371 году соборный храм был освящен самим митрополитом Алексием. Летопись повествует об этом важном для Нижнего Новгорода событии  так "Святитель Алексий митрополит всея Руси иде в Нижний Новгород и тамо церковь воздвиже  во  имя Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения, и монастырь состави – общежитие и всякими красотами украси ту церковь".

Заботами  Святителя Алексия, возрожденная им обитель стала не только благоукрашаться внешне но и процветала духовно.   Святитель Алексий даровал братии возрожденного монастыря образ Корсунской  Божией Матери, привезенный им из Москвы . По преданию, эта икона была списком, написанным в 993 году греческим иеромонахом Симеоном с древнего Корсунского образа Божией Матери, сотворенного самим святым апостолом и евангелистом Лукой. Именно эта икона почиталось главной святыней Благовещенского монастыря как символом возрождения обители, и до 1920-х годов находилась в Алексеевском храме монастыря. Свои вклады в обитель делал и великий князь Нижегородский Борис Константинович, который ещё при самом устроении монастыря снабжал построенную каменную церковь и братию многими дарами и дал  монастырю многие вещи "двигомыя и недвигомыя" . Не оставались безучастными к Благовещенскому монастырю и другие Нижегородские князья, а позже и  цари Московские. Многие, из них разными грамотами и актами утвердили за монастырем разные льготы, права и преимущества, а так же  делали свои вклады и пожертвования состоящие из церковной утвари, зданий, земель,  деревень с крестьянами, разных угодий с рыбными ловлями, сенными покосами, мельницами и пчелиными бортами и прочее. Свои вклады делали и Святители Московские  - деньгами, книгами, церковными облачениями и вещами на помин души.   Постепенно увеличиваясь в своем нравственном значении для Нижегородского края, монастырь первоначально принадлежал к Московской митрополии, а со времени учреждения на Руси Патриаршества в 1589 году перешел к Патриаршей области и назывался "домовым Патриаршего  дома монастырем". По упразднении   Патриаршества и учреждения Святейшего Правительствующего  Синода в 1721 году он перешел в ведение, последнего и  стал называться  "Синодальным домовым монастырем".

                  Число живущих в Благовещенском монастыре монашествующих лиц было в описываемое время и  до учреждения штатов  в 1764 году около 50 – 60 человек братии.  В 1722 и 1724 годах в монастыре числились  следующие лица: архимандрит, казначей, ризничий, уставщик, четыре простых иеромонаха, шесть иеродиаконов, шесть псаломщиков, два пономаря и 23 служебных монаха. Кроме этого числилось ещё 13 человек престарелых  монашествующих, называвшихся «больничными» по церкви, при которой они находились, и 29 человек служителей бельцов, и исправлявших разные черные  работы в количестве  53 человек.   Кроме монахов и монастырских прислужников, в Благовещенском монастыре жили, по именным указам, и отставные служилые люди.

Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX -го столетия монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI-XIX  веков. Среди уникальных сочинений в этом собрании современники отмечали следующие:  напрестольное Евангелие - 1575 года и Церковный Устав, писанный в 1607 года, Апостол, печатаный в 1696 году, а так же уникальную нотную книгу писанную на пергаменте «Кондарь» конца XI- века, с песнопениями, положенными на азбучно-крюковые ноты. В монастырской ризнице хранились различные святыни, некоторые из которых были подлинными произведениями искусства. Наряду с древним образом Корсунской Божией Матери, приходя на богомолье в  обитель нижегородцы издревле почитали так же и другие святыни: образ Богоматери «Скоропослушницы», которая считалась единственной из сохранившихся в России списком, так же написанный евангелистом Лукой;   образ Св. Митрополита Алексия с частью его мощей, датируемый началомXVI - века, икону Св. Иоанна Лествичника, а так же древний местночтимый образ Смоленской иконы Божьей Матери.

Первоначально, возведенная Благовещенская церковь, простояв довольно длительное время с XIII - века по  XVI - век .  В середине XVII  -го столетия старое здание  разобрали и построили новый соборный храм,  тем самым, положив начало формированию доныне существующего комплекса строений монастырского архитектурного ансамбля Нижнего Новгорода. Новый собор, в отличие от прежнего одноглавого, стал пятиглавым, с центральной главой луковичной формы и шлемовидными куполами малых глав и узкими окнами.  Просторный подклет   собора, высотой около трех метров, до революции использовался в качестве складских помещений и сдавался богатым купцам, приезжавшим на нижегородскую ярмарку в аренду для содержания монастыря.  На протяжении XVIII -го века трижды Благовещенская обитель пережила опустошительные пожары — в 1715, 1722 и 1767 году.   Главный монастырский храм прежде отличался  богатым убранством. В нем находился резной  «тябловый» позолоченный иконостас. Фрески украшали стены собора не только внутри, но и на галерее. Здесь же в Благовещенском соборе размещалась монастырская ризница и библиотека, содержавшая ценные рукописи и книги. Храм не отапливался, и служба велась в нем только летом. После очередного пожара произошедшего в 1767 году  облик храма значительно изменился.  Пожар был настолько силен, что в огне перегорели внутренние металлические связи, а часть галереи с северной стороны обрушилась. Это было время «екатерининской секуляризации» и у лишенного всех своих владений Благовещенского монастыря не было средств на восстановление сгоревшего собора. Целое десятилетие собор  стоял пустым и богослужение в нем не совершалось.  Лишь с начала семидесятых годов XVIII -го века в храме начался ремонт. Богослужение возобновилось здесь только в 1782 году.

Вправо от Благовещенского храма к южной монастырской стене находится  одноглавая каменная церковь, построенная в конце XVII столетия Патриаршим ризничим иеродиаконом Иосифом (Булгаковым), в честь Святителя Алексия, митрополита Московского, которая в 1854 году, по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Иеремии (Соловьева), была переосвящена во имя св. прп. Сергия Радонежского чудотворца.  Иконостас в этом храме был одноярусным, выкрашенный краской и по местам вызолочен.  Под храмом находится небольшая пещера рядом с которой покоятся останки строителя иеродиакона Иосифа. В 1867 году церковь была полностью  исправлена усердием Соликамскаго дворянина Дубровина.

Третья трапезная церковь Благовещенского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы по своей архитектуре  представляет замечательный памятник древнего зодчества. Построение этого храма по преданию относится к XVI -му столетию. В 1826 году, при епископе Нижегородском и Арзамасском Мефодии (Орлове) в ней был устроен придел во имя Толгской иконы Божией Матери.  Иконостас в трапезном храме был четырёх ярусный,  выкрашенный пунцовой краской и  по местам вызолочен.

Четвертая монастырская церковь, находящаяся рядом с Успенским храмом была освящена в честь св. апостола Андрея Первозванного. В этом храме особо почиталась   икона Божией Матери "Владимирская"   в богатом серебряном окладе, сгоревшая во время пожара в 1822 году. Андреевская церковь в 1836 - 1837 годах была перестроена и расширена иждивением и усердием Шуйского купца Посылина в память своего умершего брата похороненного на монастырском кладбище. Эта церковь была освящена епископом Нижегородским и Арзамасским Иоанном (Доброзраковым) 20 августа 1840 года при настоятеле монастыря архимандрите Иннокентии. Иконостас храма был одноярусный,  белого цвета с позолотой. С правой стороны к Андреевской церкви примыкают братские и настоятельские келии, занимающие северо-западный угол монастыря.  В смежной с Андреевской церковью келье, соединенной с храмом внутренним переходом с 1875  по 1884 год   проживал живший на покое, бывший Нижегородский святитель Преосвященный епископ  Иеремия (соловьев), который часто совершал в сем  храме богослужение.

В восточной части  монастыря, обращенной к городу, в древности  находились главные Святые врата с надвратной больничной церковью во имя св. апостола и евангелиста — Иоанна Богослова. Сама больница размещалась в корпусах, расположенных вдоль бровки речного откоса, на северной стороне обители.  Вся эта группа каменных строений с монастырской больницей и жилыми кельями была сильно повреждена пожаром 1722 года. Остатки восточной части корпуса сохранились в перестроенном виде до наших дней и были отреставрированы в 1984 году с восстановлением сводов и узорных наличников окон в настоящее время этот корпус  используется как дом настоятеля монастыря.

Пятая церковь Благовещенской обители   на месте восточных Святых врат в 1821 - 1834 годах была построена церковь в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Ее постройка осуществлялась по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея (Близнецова-Платонова), на вновь приобретенном небольшом участке городской земли, присоединенном  к обители  при настоятеле архимандрите Макарии в 1821 году. Первоначальный проект нового храма, значительного по своим размерам, был разработан архитектором И.И. Межецким, а впоследствии доработан  А.Л.Леером. Весь облик Алексеевского храма, с четырьмя фронтонными портиками по сторонам света, высокой центральной главой со сферическим куполом  и малыми боковыми главами по углам, был выдержан в стиле  классицизма.  Храм строился на средства вкладчиков и благотворителей монастыря. К августу 1834 года в нем был установлен иконостас, а  стены и своды были расписаны живописными изображениями. Осенью того же года храм был торжественно освящен  Преосвященным епископом  Амвросием (Моревым), при настоятеле архимандрите Иннокентии во имя Воскресения Христова. Однако   в 1854 году епископ Иеремия (Соловьев) переосвятил храм в честь  св. Алексия Митрополита Московского.  В  1882-1883 годах,  на средства известных нижегородских купцов и благотворителей братьев  Ивана и Митрофана Рукавишниковых были устроены и освящены дополнительные приделы: на правой стороне во имя иконы Божьей Материи "Скоропослущница", а на левой - во имя св. Великомученика Пантелеимона. На средства  тех же братьев Рукавишниковых в Алексеевском храме было устроено паровое отопление, а придельные иконостасы были украшены золоченной резьбой. Центральный же иконостас был небольшой одноярусный, белый, с вызолоченной резьбой и колоннами, царские резные двери были выполнены в виде семисвечника, а иконы в нем «писаны на золоте». Стены и центральный купол украшали масляные росписи. Во второй половине XIX - того столетия Алексеевский храм стал усыпальницей для двух Нижегородских святителей, известных подвижников и просветителей.  В правом его пределе в 1884 году был погребен Преосвященный епископ Иеремия (Соловьев), в схиме Иоанн, а с левой стороны, известный историк церкви,  архиепископ Донской и Новочеркасский (бывший Нижегородский) Макарий (Миролюбов).

Колокольня при всех пяти храмах в обители одна.  Она была построена рядом с Успенской церковью. В начале XIX  столетия на этой колокольне имелись   железные боевые часы и шесть колоколов, весом  194 пуда 28 фунтов.  В страшный  пожар 1722 года,  часы перегорели, а колокола расплавились. В 1895 году на средства Нижегородского купца Обрядчикова был приобретен  большой колокол весом в  344 пуда.

Непосредственно рядом с обителью, за Алексеевским храмом,  под горой с древних времён бил источник, возле которого в XIV веке по преданию имел отдых Святитель Алексий митрополит Московский. По благословению сего Святителя над  источником была поставлена деревянная часовенка, а в  1725 году была возведена каменная шатровая часовня. В 1847 году по личному повелению Императора  Николая I посещавшего  Нижний Новгород часовня была переустроена  на средства  купца  Ивана  Веренинова.              

       18 апреля 1918 года  в массовом по­рядке началась национализация церковного и монастыр­ского имущества. . В том же  1918 году Благовещенский монастырь  был официально закрыт и постепенно в его стенах стали обосновываться различные гражданские организации и учреждения. Жилые помещения были заняты 125 учащи­мися школы им. Лермонтова, а также квартирами для ра­бочих и служащих. Склады и другие хозяйственные пос­тройки заняло военное ведомство, разместив в них обоз­ный транспорт. В стенах бывшей обители производились постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей и т. д.

В распоряжении верующих была оставлена лишь  небольшая цер­ковь св. апостола Андрея Первозванного, с незначительным приходом в 100 человек верующих. В период голода 1922 года из храмов монастыря были изъяты все богослужебные предметы из благородных ме­таллов. Средств на поддержку храмов и зданий не было, а но­вые их обитатели о ремонте даже и не помышляли. Храмы представляли собой весьма печальную картину: окна почти все были выбиты, даже железные решетки в них были вырваны злоумышленниками во время ограбле­ния храмов в 1923 году. В связи с таким бедственным положением,  церковный совет прихода св. апостола  Андрея Первозван­ного при бывшей обители в сентябре 1924 года обратился в Губмузей с настоя­тельной просьбой принять монастырь, как историческую древность, "под свою охрану,  и спасти его тем самым от дальнейшего уничтожения. Первую утрату обитель понесла в 1923 году, когда по приказу властей была разобрана надкладезная Алексеевская часовня.  Древний чудотворный образ Божией Матери "Корсунская" в 1927 году

не смотря на просьбы прихожан был"национализировали". В том же году была ликвидирована община верующих а последняя действующая церковь закрыта последним настоятелем обители в то время был архимандрит Иосиф (Каменецкий). Решением президиума городского исполкома от 4 апреля 1929 года в Благовещенском соборе обосновался клуб инвалидов   В Успенской церкви был расположен зрительный зал клуба инвалидов, а в алтаре был устроен туалет. В 1948 году  при приспособлении здания Алексеевской церкви под нижегородский планетарий, центральный световой купол храма был понижен, а малые главы с крестами полностью снесены. Восточная часть монастырской ограды с двумя угловыми башенками и центральными Святыми  воротами напротив этого храма были  также  уничтожены. Несмотря на то, что в 1960 году  монастырский ансамбль, в очередной раз как памятник архитектуры был взят на государственную охрану, со временем все его  здания пришли в плачевное состояние.  В  70-е и 80-е годы XX века началась частичная реставрация некоторых монастырских сооружений. Летом 1974 года над городом пронесся ураган, полоса которого прошла вдоль берега Оки через территорию монастыря. Мощным порывом ветра были срезаны верхушки шатров  Успенской церкви, уничтожена кровля на Благовещенском соборе, которые в последствие пришлось восстанавливать заново.  В 1980-х годах на основе научных исследований была проведена реставрация Благовещенского собора. К 1987 году основные реставрационные работы на соборе за исключением интерьеров  были завершены и в нем предлагалось   устроить музей атеизма, или  концертный зал.

          С 1991 года началось возрождение древней Нижегородской обители, когда монастырь был передан в ведение Нижегородской епархии. Первым настоятелем возрождаемой обители стал постриженник Троице-Сергиевой Лавры, иеромонах Кирилл (Покровский), ныне митрополит Ставропольский и Невинномысский.   В 1993 году, по представлению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) 25 сентября  иеромонах Кирилл был утвержден Священным Синодом в должности настоятеля Благовещенской обители. Это историческое событие было ознаменовано обретением иконы  Божией Матери именуемая «Благодатное Небо». По свидетельству очевидцев сей образ чудесным образом плыл по бурным водам реки Ока плыл тем путем, которым следовал святитель Алексий митрополит Московский, направляясь в Золотую Орду, и остановился на том месте, где остановился святитель Алексий чтоб отдохнуть от дальнего странствия. Икону увидели горожане и, приняв образ из пучины вод морских, принесли в возрождающийся Благовещенский мужской монастырь. Этот святой образ Матери Божией стал вторым символом возрождения обители. За труды по устройству вверенной ему обители и за основание в её стенах Епархиального мужского училища иеромонах Кирилл (Покровский)  7 апреля 1994 года был возведен в сан игумена.  В 1995 году Духовное училище было преобразовано в Духовную  Семинарию, а игумен Кирилл стал ее ректором. В 1996 году отца Кирилла назначили председателем Отдела религиозного образования Нижегородской епархии. В возрождение монастыря активное участие принимали студенты Нижегородской Духовной семинарии, проходившие в нем различные послушания -  звонаря, пономаря, алтарника, певчего на клиросе и др. Так древняя обитель стала не только прибежищем ищущим спасения инокам, но и рассадником духовного просвещения из стен которых вышло немало достойных архипастырей и пастырей. В начале 2000 года при монастыре  стала издаваться  газета «Нижегородские Епархиальные ведомости», действовали иконописная, свечная и переплетная мастерские, а также пекарня.

       В 2003 году, Священным Синодом Русской Православной Церкви на Нижегородскую кафедру был назначен епископ Георгий (Данилов), который сразу по своем приезде стал уделять особое значение возрождающейся древней обители. 17 августа 2004 года, на должность наместника монастыря, Священным Синодом был утвержден игумен Александр (Лукин), 

        Осенью 2004 года на очередном рабочем заседании  программы "Ильинская Слобода", Преосвященный епископ Георгий предложил включить восстановление Алексеевского храма Благовещенской обители, в котором на тот момент ещё располагался городской планетарий. 27 декабря 2005 года, в стенах Алексеевского храма архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил первый молебен, по окончании которого Владыке торжественно был вручен мэром города Булавиновым Вадимом Евгеньевичем ключ от храма-страдальца. Основную финансовую помощь в деле возрождения этого храма, по личной инициативе оказала президент группы компаний АСВТ, президент благотворительного Фонда им. св. равноапостольных Константина и Елены - Оситис Анастасия Петровна  и генеральный директор группы компаний АСВТ Федулова Ирина В. 26 февраля 2006 года в храме была совершена первая Божественная литургия.   В январе 2008 года, Алексеевский храм был передан в ведение Нижегородской Духовной семинарии для практического обучения воспитанников семинарии.

            16 января 2017 года, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, за Божественной литургией в Благовещенском соборе обители, возвёл архимандрита Александра (Лукина) в должность игумена с вручением посоха.  В настоящее время  продолжается благоукрашение храмов Божиих и территории обители. Восстановлены и освящены великим освящением все  храмы обители. Собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, св. прп. Сергия Радонежского чудотворца, всятаго апостола Андрея Первозванного храм святителя Алексия. На первом этаже Успенского храма устроен придел во имя основателя Нижнего Новгорода св. блгв. Великого князя Георгия Всеволодовича. Построен новый административный корпус, монастыр­ская лавка  и полностью отремонтированы и благоустроены братские корпуса. Восстановлена северная часть монастырской стены. При монастыре так же действует иконописная, швейная мастерская. Братия трудятся на просфорне, изготовление свечей и других монастырских послушаниях. При монастыре организована группа на 16 человек в Скиту в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Борском районе и на 5 человек в самом монастыре для лиц зависимых от наркомании и пьянства а также для лиц попавших в трудную жизненную ситуацию. Братия монастыря ведут духовную переписку с лицами попавших в заключение. Монастырь оказывает вспоможение продуктами питания, одеждой, финансовая помощь. малоимущим и лицам попавшим в трудную жизненную ситуацию.  В обители ежедневно совершается полунощница, братский молебен, Божественная литургия, вечерние богослужения и вечернее молитвенное правило. В монастыре в дневное время силами прихожан организовано чтение псалтири.  Богомольцы и паломники могут приложиться  к различным святыням, выставленным в храмах монастыря для молитвенного поклонения.

Милостью Божией, ходатайством и заступничеством Пресвятой Богородицы возрождение древней  Благовещенской обители, которая празднует в 2021 году свой 800-летний юбилей,  продолжается.  Продолжает, как и в былые времена, возноситься  иноческая молитва,  а значит и продолжается  история этого монастыря — уникальной жемчужины благословенной Нижегородской Земли.  

Настоящий доклад составлен по материалам статьи архимандрита Тихона (Затекина) «Древняя обитель. К 800-летию основания Нижегородского Благовещенского мужского монастыря».