Подведены итоги педагогического конкурса «Серафимовский учитель – 2021/2022», проводимого Фондом преподобного Серафима Саровског

Текст Надежды Муравьевой

В Благотворительном фонде преподобного Серафима Саровского подвели итоги педагогического конкурса «Серафимовский учитель – 2021/2022».

По итогам конкурса почетное звание «Серафимовский учитель» присвоено четверым номинантам: преподавателю воскресной школы прихода Воскресенского кафедрального собора города Арзамаса, старшему научному сотруднику Музея Русского Патриаршества – Арзамасского филиала Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Алексею Андронову, преподавателю истории, обществознания и основ православной веры Саровской православной гимназии Людмиле Куликовой, учителю начальных классов средней общеобразовательной школа №4 города Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области Елене Назаренко и учителю начальных классов гимназии №1 города Мурманска Татьяне Полковниковой.

Лауреатами педагогической премии стали 30 конкурсантов, специальную премию получили 15 человек, поощрительную – 86. 9 участников конкурса отмечены Благодарностью Фонда преподобного Серафима Саровского.

В этом году на конкурс подал заявки 861 человек — почти на треть больше, чем в предыдущем году.

География конкурса — Российская Федерация и Республика Беларусь (Гомельская, Гродненская, Могилевская области).

На этот раз свои методические разработки представили участники из 60 субъектов РФ, в том числе из всех 14 регионов Приволжского федерального округа, Центрального федерального округа (17 регионов), Северо-Западного (7 регионов), Южного (4 региона), Северо-Кавказского (2 региона), Уральского (4 региона), Сибирского (6 регионов), Дальневосточного (6 регионов).

К участникам конкурса в этом году присоединились представители Тульской области и Кабардино-Балкарской республики.

Традиционно наибольшую заинтересованность показали представители Приволжского федерального округа. Наибольшее количество заявок поступило из Нижегородской (40), Саратовской (33) и Самарской (26) областей, Чувашской (17) и Удмуртской республик (51).

Год от года наблюдается увеличение числа желающих принять участие в конкурсе в регионах, не входящих в ПФО. В 2018 году их заявки составили пятую часть от общего числа, в 2019 — более четверти, в 2021 — почти половину, в этом году – более 60%.

Высокую активность проявили педагоги Красноярского края, Мурманской и Воронежской областей (соответственно 14, 13 и 11 заявок); Челябинской области (9) и Хабаровского края (6). По 5 заявок поступили из Амурской, Брянской, Ярославской областей, Еврейской автономной области, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

Почти треть всех работ направлена из населенных пунктов и поселений муниципальных районов субъектов РФ.

В конкурсе приняли участие представители разных возрастов: старше 60 лет – 7%, от 50 до 60 лет – 30%; от 40 до 50 лет — 36%; от 30 до 40 лет – 18%; от 20 до 30 лет – 9%. Конкурсанты стали «моложе» — третья часть их моложе 40 лет.

Педагогический стаж участников – преимущественно более 18 лет. Больше половины имеют высшую квалификационную категорию. 3 конкурсанта – кандидаты педагогических наук, 2 – кандидаты философских наук, 2 – кандидаты психологических наук, 1 – кандидат искусствоведения.

В основном участники – женщины, среди конкурсантов лишь 23 мужчины.

В большинстве своем в конкурсе принимают участие педагогические работники общеобразовательных учреждений – школ, гимназий, лицеев, начальных военно-учебных заведений, в том числе с круглосуточным пребыванием, ориентированные на отдельные социальные категории – (55% от общего числа всех заявок), среди них городских – 36%, сельских – 19%.

Самой многочисленной группой конкурсантов стали учителя начальных классов — 20% от общего количества участников, истории и обществознания — 8%, русского языка и литературы — 6%, учителя иностранных языков и ИЗО – по 2,1%.

Свои работы представили и учителя математики, физики, химии, биологии, географии, иностранных языков, ОРКСЭ, музыки, технологии, изобразительных искусств, МХК, а также психологи, дефектологи, логопеды.

В этом году почти каждая четвертая заявка — от представителя учреждения дошкольного образования. Старшие воспитатели, воспитатели, музыкальные работники, логопеды ДОУ составляют 27% от общего количества участников конкурса.

На него были присланы и работы педагогов учреждений дополнительного образования (11% от общего числа заявок). По сравнению с прошлым годом их количество увеличилось более чем в два раза.

5 заявок поступили от преподавателей вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Барнаула и Арзамаса.

В конкурсе участвуют работы представителей учреждений дополнительного профессионального образования (3 заявки), начального и среднего профессионального образования (8). Кроме того, к рассмотрению приняты конкурсные материалы работников сферы социального обслуживания населения (1) и культуры, в том числе: библиотечных систем (1), музеев (2).

Среди конкурсантов в этом году сотрудники некоммерческих организаций: фонд, общественное движение, общественная организация, просветительский центр.

Традиционно высокую активность проявляют представители структурных подразделений епархий Русской Православной Церкви. Поступили работы из отделов религиозного образования и катехизации Норильской, Рыбинской, Волжской епархий, миссионерского отдела Йошкар-Олинской епархии. В конкурсную комиссию заявлены материалы преподавателей образовательных учреждений Русской Православной Церкви: православных гимназий, дошкольных образовательных учреждений, воскресных школ.

Кроме того, в конкурсе принимают участие представители образовательных учреждений ОАО «Российские железные дороги». От общеобразовательных учреждений этой компании поступили — 14 заявок, дошкольных — 45.

Работы участников конкурса представлены следующими направлениями: авторские программы, курсы, учебно-методические комплексы дисциплин и пособия для детей и молодежи – 33,5%; разработки патриотической направленности — 19%; разработки на основе краеведческого материала – 13,5%; духовно-просветительская работа с родителями, разработки природосберегающей (экологической) направленности, а также в сфере музыкального развития детей — по 5,5%; исторической направленности и в преподавании гуманитарных предметов — по 5%; разработки для кадетских школ и суворовских училищ – 3,5%; в преподавании русского языка и литературы – 2,5%; реализация медийных, информационных проектов и педагогические разработки в сфере культуры — по 1,5%.

Почетное звание «Серафимовский учитель»

Лауреаты педагогической премии Фонда преподобного Серафима Саровского

Лауреаты специальной премии

Участники, получившие поощрительную премию

Конкурсанты, отмеченные Благодарностью Фонда преподобного Серафима Саровского

По материалам сайта Нижегородской митрополии