Литургия в день памяти прп. Иоасафа Печерского

2 ДЕКАБРЯ 2020 ГОДА

в среду 26-ой седмицы по Пятидесятнице,

в день памяти преподобного Иоасафа Печерского

в Благовещенском соборе совершилась Божественная Литургия. Богослужение возглавил игумен монастыря - архимандрит Александр (Лукин) в сослужении игумена Мстислава (Меньшикова) и иеромонаха Антония (Перова).

Проповедь перед Причастием произнёс игумен Мстислав (Меньшиков).

После отпуста Литургии игумен совершил Славление прп. Иоасафу и произнёс проповедь.

Фото

Преподобный схимонах Иоасаф Печерский

Село Старые Печеры свое название получило от Печерского монастыря, поблизости от которого находится. Носит оно еще название Дальних Печер, а так называется, в отличие от Ближних к Нижнему Новгороду Печер, т.е. нынешнего Печерского монастыря, потому, что здешняя приходская церковь стоит на месте прежде бывшего Печерского монастыря, основанного около 1330 года и погибшего в результате оползня в 1597 году. Поскольку существование и особенно разрушение этого монастыря стоит в связи с историей Печерской слободы, и так как разрушение, надо сказать, послужило толчком к новой обстановке в этой приходской Печерской слободе, устроившей тут впоследствии свою приходскую церковь, то мы считаем нелишним для предпринятого описания упомянуть кратко об основании и разрушении прежнего Печерского монастыря.

Нижегородский Печерский мужской монастырь основан святым Дионисием во время владения Нижним Новгородом удельного князя Суздальского, Александра Васильевича. Дионисий, пришедши в Нижний Новгород из Киево-Печерской обители, в трех верстах от города, вместе с другими бывшими с ним иноками выкопал в полугоре на берегу Волги пещеру, и вскоре, по стечении к нему братии, устроил монастырь, в котором и стал настоятелем. Основанный, таким образом, в первой половине XIV века, к концу этого же столетия монастырь начал приходить в цветущее состояние, хотя, надо полагать, он, наряду с другими обителями, пострадал от нападения Арапши с монгольскими татарами в 1377 году. Неизвестно в какой год, но, тем не менее, достоверно, что около того времени вблизи монастыря по ту и другую сторону стали селиться крестьяне, предки нынешних жителей печерских и подновских, закрепленные впоследствии (к началу XVII столетия) за монастырем и составившие его ближайшую прислугу.

Существуя на прежнем месте около 250 лет и пользуясь милостями великих князей, царей и благоволениями других лиц, Печерский монастырь к концу XVI столетия достиг самого цветущего состояния и был одним из славных монастырей того времени по своему богатству и устройству — внешнему и внутреннему. Но настал для него роковой 1597 год: тогда суждено ему было испытать страшный оползень. 18 июня этого года, в третьем часу пополуночи, он был разрушен горой, под которой располагался.

Незадолго до этого несчастного случая несколько выше монастыря образовалась в горе огромная расщелина на протяжении одной версты вверх по Волге до монастырской слободы, а вниз — до пещер, вырытых в горе. В монастыре и около него обнаружились признаки разрушения: ощущались трясения земли, и даже монастырский мост, по правую сторону стены его, начал разрушаться. Ввиду предстоящей опасности и в ожидании от Бога помощи и спасения от угрожающей гибели, бывший в то время архимандрит Трифон вышел из монастыря; в то же время вынесены были чудотворный образ Печерской Божией Матери с прочими иконами, церковная утварь и все, что можно было собрать и взять в такое короткое время; многое и другое было вынесено и сохранено в целости, за исключением некоторых бумаг, крепостей и дарственных записей, утратившихся в это время, выведены были даже монастырские лошади и прочий скот.

Вскоре после этой в пору предпринятой предосторожности, именно через три дня, гора, вершина которой была покрыта спелым хлебом и местами лесом, начала осыпаться в ту глубокую и великую расщелину, отчего произошел сильный шум и ужасный треск. То было ранним утром. Все люди, жившие поблизости, от такого треска проснулись, искали спасения в бегстве из своих жилищ. Богобоязненный же и благочестивый архимандрит Трифон, а вместе с ним и братия невредимо вышли из своего жилища и, ставши вдали, смотрели на покинутый ими монастырь, плакали и молились.

Гора, между тем, оторвавшись от своей вершины над монастырем сажень на пятьдесят, а где и более, со страшным шумом ринулась в расщелину и вытеснила из-под монастыря землю в реку Волгу на пятьдесят и более саженей, так что суда, стоявшие под монастырем на водах реки, отбросило далеко от прежнего берега, именно сажень на двадцать и более, но все-таки они остались на суше, потому что на Волге от вытесненной из-под горы земли образовались огромные бугры, вследствие чего она изменила свое течение.

От обрыва и провала горы во многих местах потекли сильные источники и монастырь стал разрушаться: каменный храм Вознесения Господня обвалился до основания, прочие каменные же церкви, колокольня с колоколами, здания келий, все службы монастырские и ограда были частично разрушены, частично повреждены. Стоявшая на берегу возле монастыря деревянная церковь святителя Николая сдвинута была с места на две сажени; в самой слободе Печерской дома жителей пошатнулись и покачнулись.

Таким образом, гора, оставаясь недвижимой, быть может, на продолжении тысячелетий, за несколько минут сдвинулась на значительное расстояние; вековые храмы и здания разрушились, и благолепного, цветущего храма не стало!

Прошло два с половиной века, а следы этого разрушения еще были заметны. По значительному уступу горы доселе можно еще отметить границы прежнего монастыря, и на всем этом пространстве значатся признаки разрушения: можно было видеть груды камней на земле и под землей в огромном количестве, остатки и развалины пещер, недалеко от восточной стороны монастыря существовавших в полуразрушенном виде до начала текущего столетия. Еще в недавнее время, по словам очевидцев-старожилов, сгорала большая восковая свеча при обходе этих пещер любопытными смельчаками. У бывшего входа в пещеры существует колодезь с отличной водой, называемый «святым». Колодезь этот, содержимый жителями в чистоте и с особой заботливостью, доселе посещается многими богомольцами, как некая древняя святыня.

Только на третий день после этого ужасно-печального приключения иноки осмелились подойти к своему, прежде мирному, прочному и постоянному, а теперь лежащему в развалинах и невозвратно потерянному жилищу. Не имея пристанища, они с грустью и скорбью бродили по развалинам. Но Премудрый Промысел, наказующий и вместе с тем милующий, в сих печальных для них остатках готовил им немалое утешение. Лишившись хотя дорогого, но тленного, они обрели сокровище бесценное и нетленное, которое было для них великим утешением, оставалось и будет навсегда вечным памятником и незабвенным ознаменованием того святого места.

Среди развалин открылись мощи схимонаха Иоасафа, погребенного на том месте за три десятилетия до разрушения монастыря. Гроб его, мало прикрытый землей, остался цел, одежды и тело схимонаха тоже были нетленны. Только некоторая часть лица его была взята землей. Считаем нужным привести здесь буквальное сказание летописи об этом открытии, хранящейся в Старопечерской церкви. Так говорится в ней: «Последи того разрушения в третий день обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах, мощи убо его и ризы и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем невредимы, и миро во гробе есть. Во оно же время монахи древни известиша, глаголющее: яко есть сей схимонах, именем Иоасаф, к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен и по преставлении его на сем месте погребен; тому же предыде три десять лет. Сему же бывшу прииде Дудина монастыря [где ныне село Подъяблонное Горбатовского уезда — прим. автора], игумен Евфимий с братией и того Печерского монастыря архимандрит Трифон с братией же, — вси вкупе гроб с того места вземше, известнаго же ради свидетельства, мощи смотриша и своими руками осязаша, и погребшее его во ином месте, поставиша гроб с землею вровень, непокровен землею, также и гробницу над ним устроиша».

После этого свидетельства мощей схимонаха Иоасафа, гроб его был поставлен на том месте, где и до сих пор стоит в Старопечерской Преображенской церкви, в ограде прежнего разрушенного монастыря.

В том же году, как разрушился монастырь, архимандрит Трифон ездил в Москву к царю Феодору Иоанновичу просить дозволения построить монастырь снова на прежнем, или другом каком месте, невдалеке от прежнего монастыря. Царь, снисходя его просьбе, дал приказание нижегородскому воеводе Леонтию Аксакову и дьяку с каменотесами осмотреть то место и узнать, будет ли оно пригодно для постройки на нем вновь монастыря.

При осмотре место то оказалось слабым и опасным для сооружения каменных зданий. Вследствие чего велено было перенести монастырь на другое место на том же берегу Волги, только выше, на расстояние около версты от прежнего места, где было семь холмов. Холмы эти и саму гору велено было выровнять за казенный счет и построить здесь в полугоре деревянный храм Вознесения Господня с келиями для братии и другими необходимыми для монастыря службами и обнести монастырь оградой. На прежнем же месте, где остались одни развалины монастыря, государь повелел построить деревянную церковь для поминовения умершей братии. Церковь эта и была в скором времени устроена в честь Преображения Господня с приделами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца, над поставленной здесь гробницей схимонаха Иоасафа. В это же время туда были перенесены из бывшего вне ограды монастырской, на самом берегу Волги храма святителя Николая некоторые иконы, в том числе, как видно из предания, две чудотворные иконы Николая Чудотворца — одна резная, размером в два аршина, а другая — в 2,25 аршина, древней иконописи в серебряном чешуйчатом окладе. Иконы эти и до сих пор находятся в Старопечерской церкви; первая — в приделе святого Иоанна Богослова на первой стене между окнами, а вторая — в настоящей Преображенской церкви за правым клиросом, и пользуются особенным уважением и благоговением к ним прихожан и странствующих богомольцев. Гробница схимонаха Иоасафа находилась в той деревянной церкви, в приделе святого апостола и евагелиста Иоанна Богослова. Так говорится и в летописи: «Сей же преподобный Иоасаф почивает даже и доныне в Старых Печерах, в церкви святого Иоанна Богослова под спудом, иже исцеления многа подает с верою приходящим ко гробу его; гроб же его по левую сторону царских врат за клиросом».

Печерский монастырь, основанный в 1598 году на новом месте, мало-помалу начал устраиваться, и к половине XVII столетия, не более чем через 50 лет, обогащенный милостями царскими и поддерживаемый вкладами разных частных благотворителей, стал вновь приходить в более чем удовлетворительное состояние. Деревянные храмы и строения стали заменяться каменными. Заново воздвигались церкви и здания, каменные и деревянные, и в более или менее лучшем виде, чем прежде. Только деревянная церковь, устроенная на месте старого монастыря на гробе схимонаха Иоасафа, оставалась в прежнем состоянии на продолжении почти двух веков. На основании царского повеления она состояла в полном распоряжении монастыря, по примеру прочих церквей, приписанных к нему.

В этих церквях, а, следовательно, и в Старопечерской, богослужение и требы отправляемы были монастырскими иеромонахами и белыми священниками, посылаемыми в те места настоятелем монастыря, как видно из метрических книг и разных монастырских документов. Так было, надо полагать, до 1764 года.

После составления и утверждения монастырских штатов, когда приписные к монастырям села с крестьянами были у них отобраны, и взамен того им дано было жалование и разные угодья, тогда и церкви тех сел сделались самостоятельными и в них стал служить особый, поставленный уже епархиальным начальством, причт. Тогда, по всей вероятности, и Старопечерская церковь обращена в приходскую, хотя и нет в документах ясного указания на эту перемену, за исключением нескольких, и то неполных, духовных росписей, ведущих свое начало в этой церкви от 1770 года. В полном же виде и правильном порядке ведутся метрические и исповедные книги с 1782 года. Около сего времени, по рассказам старожилов, во время сажания огородных овощей в мае месяце, был в Печерской слободе сильный пожар, жертвой которого вместе со строением жителей сделалась и деревянная приходская церковь.

Вместо сгоревшей деревянной церкви, уже тщанием прихожан и усердием посторонних благотворителей, как значится в церковных документах, построена вскоре после пожара церковь каменная; сперва с одним приделом Николая Чудотворца, который был освящен при Преосвященном Дамаскине в 1790 году. В 1794 году отстроена и настоящая Преображенская церковь. Через некоторое время церковь оказалась невместительной; а потому в 1816 году трапезная ее с правой стороны была расширена и устроен второй придел во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В 1860 году холодная Преображенская церковь, бедная по внутреннему украшению, усердием прихожан и старанием церковного старосты внутри и снаружи была украшена благолепно. Древние иконы исправлены и очищены, иконостас и киоты на иконах вызолочены на полименте, пол сделан каменный, чистый и прочный, — и вообще, церковь приведена в такое благоустроение, что по благолепию своему не уступает прочим церквам нижегородским. При таком устроении каменной церкви была возобновлена и пещера схимонаха Иоасафа, находящаяся при новом расположении церкви уже не в приделе, как было прежде, а в настоящей холодной церкви, за левым клиросом, близ северной стены.

В склеп, где почивают под спудом мощи схимонаха Иоасафа, около простенка между северными боковыми дверьми и окном, был устроен узкий сход в 12 ступеней, огражденный сверху небольшими перилами. Пещера вся каменная, длиной в 8 аршин, а в ширину 3 аршина, с полукруглым сводом и небольшим окном, ниже окна левого клироса. Усердием благотворителей она отделана довольно благолепно. Стены ее, обитые досками, и свод раскрашены; на передней восточной стене устроен небольшой иконостас в три киота рядом, с тремя посеребренными лампадами пред иконами — в середине преподобного Иоасафа Царевича, справа — Феодоровской Богоматери, а слева — Церкви торжествующих, хорошей иконописной работы. Вверху над этими иконами в полукруге живописный образ Господа Саваофа, с небольшой лампадкой, никогда не гасимой. Посреди пещеры поставлена над самим гробом схимонаха Иоасафа обыкновенного размера длиной в три, а шириной в 1,5 аршина каменная гробница, возвышающаяся над полом; украшена она дорогими покровами, пожертвованными усердием христиан; в гробнице сделано сверху овальное отверстие, чтобы только просунуть руку для взятия песка, насыпанного на гроб в значительном количестве еще при устройстве церкви. На верхнем конце гробницы, в ногах, стоит живописный образ восстания из гроба Христа Спасителя в 10 вершков вышиной, а на противоположном конце постоянно лежит в футляре благословенный крест, покрытый древним воздухом для прикладывания поклонников, с двумя посеребренными подсвечниками. Над самой же гробницей было подвешено посеребренное паникадило в 7 свечей. Таково устройство пещеры. В ней каждодневно после литургии совершается панихида за упокой души здесь в Бозе почивающего схимонаха Иоасафа. Под мрачный свод этой пещеры, слабо освещаемой светом неугасимой лампады, к безмолвной, но поучительной гробнице духовного подвижника со времени разрушения прежнего Печерского монастыря до сих пор стекается множество паломников, особенно в летнее время. Причем не только из Нижнего Новгорода, но и из дальних городов и селений других губерний.

Очень часто с раннего утра и до позднего вечера, в продолжение всего лета, по прошению усердных богомольцев, воспевается здесь надгробное пение об упокоении души почившего, с испрошением себе духовной и телесной пользы, и все, по мере своей веры, приемлют ее. Больные разными недугами, особенно горячкой и лихорадкой, прикладываясь с верой ко гробу преподобного, берут оттуда песок, а от лампады — елей, и получают вскоре исцеление. Дети-младенцы, одержимые разными болезнями, когда вносятся в пещеру и прикладываются к гробнице и ее покровам, затихают от своего болезненного плача и крика и видимо, особенно для очей веры, укрепляются в здоровье.

В народном предании ходит много рассказов о подобных исцелениях и явлениях от гроба схимонаха Иоасафа, относящихся к довольно далеким временам. Слова нет, что все эти чудесные действия не подлежат никакому сомнению: но дело в том, что сказания о них в некоторых обстоятельствах не ясны. А относительно времени, лиц и местностей между собой даже расходятся. Почему, не касаясь их в настоящее время, пока не соберем более точных и подробных сведений, мы теперь только укажем на некоторые из них, относящиеся ко времени очень близкому к нам.

Однажды в числе богомольцев пришла в церковь Печерской слободы, для поклонения у гроба схимонаха Иосафа, крестьянская женщина лет 50, ни имя, ни отчество, ни фамилия ее, к сожалению, не записаны. Родом она из Костромской губернии, Ветлужского уезда. Эта женщина в присутствии всей здешней церкви, духовенства и церковного старосты, рассказала следующее: больна она была три года расслаблением всех членов тела, и к концу этого времени болезнь ее до того усилилась, что она не могла не только ходить, но и вставать с постели. В это время, когда положение ее было совершенно безнадежно, ей является во сне, в продолжение трех ночей сряду, монах, называвший себя Иоасафом и повелевавший ей идти в Печеры для поклонения у его гроба, о котором она ни от кого не слыхала и не имела даже понятия. Отказываясь на этом основании и ввиду своего болезненного состояния и совершенной невозможности предпринять какое бы то ни было путешествие и исполнить повеление являвшегося ей схимонаха во время первых двух явлений, уже в минуту третьего явления больная, угрожаемая страхом смерти, изрекла обет. На другой же день после того она почувствовала облегчение от своей болезни и вскоре нашлась в возможности отправиться в путь. Прибывши сюда, она с усердием помолилась над гробом преподобного и теперь чувствует себя совершенно здоровой, чем обязана молитвам схимонаха Иоасафа. Бывшие с ней богомольцы, из одной и той же стороны, в числе человек 10-ти, подтвердили все ею сказанное.

Вскоре после того получила исцеление от гроба схимонаха Иоасафа жена диакона села Н. Васильевского уезда. Больна она была со времени брака своего, по словам мужа ее, от порчи. В минуты этой тяжкой болезни она доходила до безумия, кликала и бесновалась; это замечено было и при посещении ею гробницы схимонаха Иоасафа. После поклонения мощам больная затихла, была в здравом уме и чувствовала себя лучше прежнего. В скором времени богомольцы из той стороны, где находится село Н., известили духовенство и старосту здешней церкви, что диаконица села Н., будучи действительно сильно нездорова от порчи, сделалась после посещения гроба схимонаха Иоасафа совершенно здоровой.

В эти же годы приведена была родными в здешнюю церковь нижегородская купеческая жена Е. Н., заболевшая, по словам родственников, за несколько пред тем месяцев раздражением нервов. Болезнь ее до того усилилась, что она доходила до беспамятства, кричала до неистовства, кликала и бесновалась. По убеждению и рассказам родственников и некоторых ее знакомых, бывших при ней в церкви, она была одержима злым духом. В таком болезненном состоянии больная была приведена в Старопечерскую церковь, и во время молебного пения пред чудотворным образом святителя Николая Чудотворца она билась и кричала. Больших усилий стоило только подвести ее к Святому Евангелию и Кресту. Но когда больная была приведена в пещеру схимонаха Иоасафа, таким же, как прежде, неистовым криком, и приложена к гробнице его, тогда она заметно стала затихать и к окончанию панихиды совершенно успокоилась, так, что сама без всякого принуждения и содействия родных приложилась ко гробу. Не более как через 20 дней, в продолжение которых постоянно совершаемы были в здешней церкви молитвы о здравии усердствующей больной и нарочито за нее отправляема была над гробом схимонаха Иоасафа панихида, Е. Н. вместе с мужем своим К. Н. приходила для поклонения мощам преподобного уже в совершенном здравии.

К числу же чудесных явлений от гроба схимонаха Иоасафа нужно отнести сохранение Печерской церкви от вновь грозившего ей разрушения горой, в середине которой она расположена.

Прежний Печерский монастырь, основанный, как сказано, в первой половине четырнадцатого столетия, существовал на том месте до разрушения своего от обвала горы почти 270 лет. Точно через такой же период времени насколько страшное, настолько и необъяснимое явление в судьбе здешней местности последовало весной же, только не в июне, а в мае 1853 года, именно в ночное время, гора опять двинулась, оторвавшись от своей вершины сажен на 30 в длину, и пошла прямо на церковь, сминая выше ее сады и разные обывательские здания. Что же? Конечно, одним молитвам и заступлению угодника Божия Николая Чудотворца, а вместе и почивающего здесь схимонаха Иоасафа нужно приписать чудесное избавление здешнего храма от такой же гибели, какой подвергся бывший Печерский монастырь. Обвалившаяся гора, уничтожив до 12 садов со всеми плодовитыми деревьями и разрушив три обывательских дома и несколько разных строений, стоявших повыше церкви, притом в самом незначительном пространстве от нее, приняла в своем движении совершенно другое направление в нескольких саженях дальше церкви и спустилась тоже опять в Волгу.

На пути своем она оторвала и разрушила почти половину церковной каменной ограды с приходским кладбищем, спустившимся к Волге сажен на двенадцать.

Жители с удивлением и ужасом смотрели, как по премудрому Промыслу Божиему восходят и нисходят горы, трепетали за свой храм, с бесценными хранящимися в нем сокровищами, страшились вместе и за свои жилища с имуществом. Но страшная гроза эта миновала, и они прославили Господа Бога, дивного во святых своих.

Текст сайта Комиссии по канонизации Нижегородской епархии