Архиерейская Литургия в день памяти обретения мощей прп. Сергия Радонежского

18 ИЮЛЯ 2020 ГОДА

в субботу 6-ой седмицы по Пятидесятнице,

в престольный праздник обители - день памяти обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского  (1422)

в Благовещенском мужском монастыре совершилась Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста. Её возглавил викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет. Его Преосвященству сослужили настоятель - архимандрит Александр (Лукин) и духовенство обители.

После отпуста Литургии архипастырь совершил Славление прп. Сергию и произнёс проповедь.

Фото

В день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца

Бра­тия и сест­ры! Празд­не­ства в честь свя­тых упо­доб­ля­ют­ся бли­ста­нию звезд. Как звез­ды рас­по­ло­же­ны на небес­ном сво­де в из­вест­ном по­ряд­ке, на из­вест­ном рас­сто­я­нии друг от дру­га и осве­ща­ют зем­лю, так и свя­тые угод­ни­ки Бо­жии све­тят ми­ру сво­ей бо­го­дух­но­вен­ной по­движ­ни­че­ской жиз­нью, на­уча­ют нас ис­ти­нам Хри­сто­вой ве­ры и люб­ви. Хо­тя остан­ки мно­гих свя­тых на­хо­дят­ся под спу­дом, но си­ла бла­го­да­ти, яв­лен­ная в них, так же веч­на и дей­ствен­на, как и тех свя­тых, чьи мо­щи бы­ли об­ре­те­ны.

В 1422 го­ду Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го ве­ли­ко­го угод­ни­ка — пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го об­ре­те­ни­ем его нетлен­ных чу­до­твор­ных и мно­го­це­леб­ных мо­щей. С это­го вре­ме­ни мно­гие бо­го­сло­вы и цер­ков­ные про­по­вед­ни­ки ста­ра­лись в ме­ру сво­их сил и да­ро­ва­ний воз­но­сить хва­лу его жиз­ни и слав­ным хри­сти­ан­ским по­дви­гам. Од­на­ко они со­зна­ва­ли, что ни­кто из них не мо­жет до­стой­но вос­хва­лить его. Но “ес­ли мы умол­чим, — го­во­рил мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон, — то са­мое ме­сто сие, на­по­ен­ное пόтом тру­дов его и про­слав­лен­ное его ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми и бла­го­де­я­ни­я­ми, са­мое это ме­сто все­гда оста­нет­ся гром­ким то­го про­по­вед­ни­ком. Каж­дый хри­сти­а­нин, поль­зу­ясь при­ме­ром свя­то­го его жи­тия и по­лу­чая уте­ше­ние в хо­да­тай­стве его мо­литв, каж­дый хри­сти­а­нин при­вле­ка­ет­ся си­лою бла­го­да­ти, лю­бо­вью к нему и усер­ди­ем”. И ни­ко­гда в Церк­ви Бо­жи­ей не умолк­нут хва­лы пре­по­доб­но­му Сер­гию, ибо в па­мять веч­ную бу­дет пра­вед­ник (Пс.111:6).

Свя­тость есть ос­но­ва­ние ис­тин­но­го бо­го­муд­рия и бо­го­мыс­лия. В жиз­ни свя­тых об­ре­та­ют­ся кла­де­зи бо­го­ве­де­ния. И на­ше рус­ское пра­во­слав­ное бо­го­сло­вие со­вер­ша­ет­ся во­ди­тель­ством свя­тых угод­ни­ков-бо­го­вид­цев, в чис­ле ко­то­рых бли­же все­го сто­ит к нам ве­ли­кий Игу­мен зем­ли Рус­ской пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский. Свое бо­го­сло­вие за­клю­чил он не в кни­гах, но явил всей сво­ей жиз­нью. Он учит нас бо­го­ве­де­нию не сло­ва­ми, но мол­ча­ли­во — де­ла­ми сво­и­ми.

Жизнь свя­то­го ав­вы Сер­гия долж­на слу­жить на­зи­да­ни­ем для каж­до­го по­сле­до­ва­те­ля Хри­ста Спа­си­те­ля. Спа­се­ние, как по­ка­зал нам пре­по­доб­ный, долж­но быть глав­ной це­лью зем­ной жиз­ни че­ло­ве­ка, ко­то­рая слу­жит при­го­тов­ле­ни­ем к веч­но­сти. “Смот­ри­те на небо, — учит епи­скоп Фе­о­фан За­твор­ник, — и вся­кий шаг ва­шей жиз­ни так со­раз­ме­ряй­те, чтобы он был сту­па­ни­ем ту­да”. Для до­сти­же­ния сво­е­го спа­се­ния по­сле­до­ва­тель Хри­ста дол­жен по­сто­ян­но тру­дить­ся, чтобы ис­ко­ре­нить все гре­хов­ное и страст­ное в сво­ем че­ло­ве­че­ском есте­стве и усво­ить хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли. Но для со­вер­шен­ство­ва­ния в ду­хов­ной жиз­ни необ­хо­ди­мо со­дей­ствие бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, ко­то­рая ис­пра­ши­ва­ет­ся усерд­ной мо­лит­вой ко Гос­по­ду.

Од­на­жды свя­той Ан­то­ний Ве­ли­кий об­ра­тил­ся с моль­бой к Бо­гу: “Гос­по­ди, по­ка­жи мне путь спа­се­ния!” И ко­гда он вы­шел из сво­ей пе­ще­ры, то уви­дел ко­го-то по­хо­же­го на се­бя, ко­то­рый си­дел и ра­бо­тал, по­том встал и на­чал мо­лить­ся, по­сле опять сел и на­чал вить ве­рев­ку, по­ра­бо­тав, опять встал на мо­лит­ву. Это был ан­гел Гос­по­день, по­слан­ный для на­став­ле­ния и укреп­ле­ния свя­то­го Ан­то­ния. Ан­гел Бо­жий ска­зал ему вслух: “И ты де­лай так и спа­сешь­ся”. Это озна­ча­ло, что труд, под­креп­ля­е­мый мо­лит­вой к Бо­гу, и мо­лит­ва, со­про­вож­да­е­мая бла­гим тру­дом, при­ве­дут к спа­се­нию ду­ши.

Жизнь хри­сти­а­ни­на все­гда и во всех об­сто­я­тель­ствах долж­на быть по­свя­ще­на Бо­гу. Свое спа­се­ние че­ло­век мо­жет со­вер­шать во вся­ком по­ло­же­нии. Ни­ка­кое ме­сто, ни­ка­кое вре­мя не от­де­ля­ет нас от вез­де­су­ще­го Бо­га. Пре­по­доб­ный Сер­гий спа­сал­ся и в се­мье, ко­гда уха­жи­вал за ро­ди­те­ля­ми, спа­сал­ся и в пу­стын­ном оди­но­че­стве, ко­гда при­шел на Ма­ко­вец, спа­сал­ся и став во гла­ве мо­на­стыр­ской бра­тии, ко­гда при­нял над ней на­чаль­ство. “Ме­сто не спа­сет че­ло­ве­ка и не по­гу­бит, — го­во­рит пре­по­доб­ный Ни­фонт, — од­ни де­ла по­губ­ля­ют и спа­са­ют. Кто не со­блю­да­ет за­по­ве­дей Гос­под­них, то­му не по­мо­жет ни свя­той сан, ни свя­тое ме­сто”. Хри­сти­а­нин дол­жен спа­сать­ся в тех усло­ви­ях, в ко­то­рые он по­став­лен про­мыс­лом Бо­жи­им, чтобы все­це­ло на­пра­вить путь сво­ей жиз­ни к до­сти­же­нию Небес­но­го Оте­че­ства. “Москва од­на, — пи­шет епи­скоп Фе­о­фан За­твор­ник, — а до­рог к ней мно­го, и вся­кая в нее при­во­дит. Но ес­ли кто, на­прав­ля­ясь по од­ной до­ро­ге, бро­сит свою и пе­рей­дет на дру­гие, то он ни­ко­гда не дой­дет до Моск­вы. Так и в ду­хов­ной жиз­ни есть град пре­свет­лый, ку­да все стре­мят­ся, и до­ро­ги в него раз­ные, и всем в него дой­ти мож­но, но стань пе­ре­ме­нять до­ро­ги — очень недив­но, что ни­ко­гда не до­бе­решь­ся до то­го гра­да”. Ис­тин­ный по­сле­до­ва­тель Хри­ста дол­жен непо­ко­ле­би­мо ве­рить, что все слу­чаи жиз­ни устро­я­ют­ся про­мыс­лом Бо­жи­им, вся­кое де­ло нуж­но ста­рать­ся де­лать так, как ес­ли бы оно бы­ло по­ру­че­но ему от Бо­га. Вся­кий шаг, вся­кое сло­во, да­же дви­же­ние и взгляд на­до со­от­но­сить с во­лей Бо­жи­ей. Жи­тей­ские де­ла не мо­гут яв­лять­ся пре­пят­стви­ем в де­ле спа­се­ния в том слу­чае, ес­ли че­ло­век бу­дет по­сто­ян­но бо­роть­ся с гре­хов­ным об­ра­зом жиз­ни. Так, од­но­му из пу­стын­ных от­цов, до­стиг­ше­му ду­хов­ной вы­со­ты, Гос­подь ска­зал, что в го­ро­де Алек­сан­дрии есть хри­сти­а­нин, по спе­ци­аль­но­сти врач, ко­то­рый, имея по­сто­ян­ное об­ще­ние с людь­ми, то­же до­стиг вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства и еже­днев­но с ан­ге­ла­ми воз­но­сит хва­лы Бо­гу.

И се­мей­ная жизнь, и об­ще­ствен­ная, ес­ли она бу­дет со­гла­со­ва­на с за­по­ве­дя­ми Хри­сто­вы­ми, яв­ля­ет­ся спа­си­тель­ной и бо­го­угод­ной. Ес­ли устро­ить жизнь так, чтобы в ней гос­под­ство­ва­ли за­по­ве­ди Бо­жии, а не грех, то это уже бу­дет не мир­ская, а свя­тая жизнь, Бо­гом бла­го­сло­вен­ная. “Кто жи­вет в се­мье, — учат свя­тые от­цы, — то­му и спа­се­ние от се­мей­ных доб­ро­де­те­лей. Толь­ко ис­пол­няй­те всё как во­лю Бо­жию, на вас воз­ло­жен­ную”. И мно­го бы­ло угод­ни­ков Бо­жи­их, ко­то­рые сре­ди жи­тей­ской су­е­ты до­сти­га­ли спа­се­ния.

Бра­тия и сест­ры! Бу­дем нести на­ше зем­ное слу­же­ние, на­ши зем­ные обя­зан­но­сти как воз­ло­жен­ные на нас Бо­гом, ис­пол­няя их доб­ро­со­вест­но, с усер­ди­ем, при­го­тов­ля­ясь дать от­чет об ис­пол­не­нии их Бо­гу. Де­ла зем­ные бу­дем со­вер­шать с це­лью бо­го­уго­жде­ния, и зем­ные де­ла сде­ла­ют­ся небес­ны­ми. То­гда мы бу­дем ис­тин­ны­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми Гос­по­да Иису­са Хри­ста, до­стой­ны­ми уче­ни­ка­ми ав­вы Сер­гия, ко­то­рый все­гда бу­дет нам пу­те­вод­ной звез­дой в оби­те­ли От­ца на­ше­го Небес­но­го. Аминь.


Игу­мен Ге­ор­гий (Тер­тыш­ни­ков)