Управляющий Нижегородской епархией возглавил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода

Текст Андрея Рукавишникова. Фото Глеба Пушменкова

17 апреля, в Неделю шестую Великого поста, ваий (цветоносную, Вербное воскресенье), день двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода.  

Правящему архиерею сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

Вместе с прихожанами на литургии молились студенты Нижегородской духовной семинарии и воспитанницы Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).

По сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира.

По благословению митрополита Георгия в этот день во всех храмах, монастырях и архиерейских подворьях Нижегородской епархии проводится кружечный сбор средств для оказания гуманитарной помощи Донецкой и Луганской народным республикам.

Обратившись к присутствующим в храме со святительским словом, глава Нижегородской митрополии поздравил собравшихся с двунадесятым праздником, причастников — с принятием Святых Христовых Таин.

В своей проповеди управляющий епархией напомнил евангельское повествование о входе Господнем в Иерусалим и предшествовавших этому событиях.

«Часто люди без молитвы и духовного размышления имеют суждения о многих земных делах. Люди пытаются без Бога оценить историю и жизнь своей семьи. А надо прежде всего благодарить Бога за все — и за скорбь, и за радость. Бог терпел и нам велел. Без этого мы будем легковесны и подвержены переменчивому общественному мнению. Когда человек живет с Богом в своем сердце, когда идет по пути стяжания Святого Духа, у него наступает и трезвомыслие, и вразумительность. А когда люди отвергают веру в Бога и верность Господу, они живут по своим страстям и ничего не получают, кроме горя, болезней и печалей. Сейчас все больше и больше людей находят в своих сердцах дорогу ко Господу. Это самое важное и нужное. Желаю вам с помощью Божией и с усердием пройти Страстную седмицу и с духовной радостью встретить великий праздник Светлого Христова Воскресения», — добавил архипастырь.

Справка:

Вербное воскресенье празднуется в шестое воскресенье Великого поста (за неделю до Пасхи). Это двунадесятый праздник, когда христиане вспоминают торжественный Вход Господень в Иерусалим на добровольные страдания. Вербное воскресенье также называется Неделей цветоносной.

В основе праздника лежит евангельское предание о том, как Иисус Христос перед Своей мученической кончиной и Воскресением прибыл в Иерусалим, и народ приветствовал Его, бросая перед Ним на дорогу пальмовые ветви. Люди сопровождали Господа с радостью. Первосвященники иудейские негодовали на Христа за почтение и уважение, которые Ему оказывал народ, и уже задумали убить Спасителя.

Но произошло неожиданное: «Множество же народа постилали одежды свои по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший Его, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф 21:8–9).

Евангелисты повествуют о том, как Христос вошел в храм и изгнал из него торгующих: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф 21:13). Весь народ внимательно слушал проповедь Господа. После этого к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Спаситель вернулся в Вифанию.

Это событие было описано всеми евангелистами: Матфеем (21:1–11), Марком (11:1–11), Лукой (19:29–44), Иоанном (12:12–19).

Характерным элементом праздника стал обычай освящать в храмах во время богослужения пальмовые ветви. С этим связано и другое название праздника – Неделя ваий (ветвей), или Неделя цветоносная. Поскольку в России пальмовые ветви заменялись вербами, за праздником закрепилось название «Вербное воскресенье».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются переходом от Святой Четыредесятницы к Страстной неделе.

Следующая за Вербным воскресеньем неделя называется Страстной седмицей. Она самая строгая за все время поста.

На трапезе в Вербное воскресенье разрешаются рыба, елей (масло) и вино.

По материалам сайта Нижегородской митрополии