Доклад иеромонаха Силуана (Никитина) на Международной конференции

Устав преподобного Антония Великого как основа монашеской жизни

Иеромонах Силуан (Никитин)

Доклад иеромонаха Силуана (Никитина), и.о. ректора Сретенской духовной семинарии, на Международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Москва, 17–18 ноября 2018 года)

 

Современные исследователи считают, что Устава преподобного Антония Великого как некоего свода правил монашеской жизни не существовало, а имеющиеся у нас «Правила монашеской жизни», «Устав преподобного Антония» или «Устав отшельнической жизни», дошедшие до нас в арабских версиях, вошли в сокровищницу христианской литературы в более поздних переводах на латинский язык [1]. Но и неоспорим тот факт, что великий отшельник на самом деле существовал, и вокруг него образовалась община последователей, внимавших его наставлениям и советам, которая и могла сохранить его духовное наследие.

Хотя авторство Устава преподобного Антония Великого не определено, несомненно, что это был действующий устав, регулирующий жизнь некоторых полуотшельнических монастырей, например, монастыря Архангела Гавриила (монастырь Эль-Моллак) в Дейр эн-Наклуне в Фаюме [2]. Приступая к разбору переводов на русский язык данного Устава, сразу стоит заметить, что у восточных христиан не особенно была развита любовь к законотворчеству, в отличие от латинян.

В православной традиции преподобный Антоний Великий является отцом лаврского (особножительного, отшельнического) монашества, но наиболее авторитетный толкователь его Устава схиархимандрит Эмилиан (Вафидис) поясняет, что преподобный «стал начинателем общежительного образа жизни: еще на заре существования в Церкви общежительных монастырей он советовал молодым людям вступать в них» [3]. Это вполне возможно, учитывая, что преподобный Антоний скончался около 356 года, а за тридцать лет до этого преподобным Пахомием Великим (умершим в 346 (или 348) году) был основан первый общежительный монастырь в Табеннеси (около 325 года) [4]. 

Преподобный Антоний, видя нестроения в среде монашествующих, делает попытку составления киновиального устава, в котором речь идет не об устройстве общежития, а о повседневной монашеской жизни и о духовном возрастании монашествующих.

Так как данный устав является самым древним руководством для духовного преуспеяния монахов, то его вполне можно считать основой монашеской жизни в целом. Устав состоит из 251 краткого правила, которые были систематизированы святителем Феофаном Затворником в его редакции «Добротолюбия» по двум группам.

В первой группе (131 правило) – «Внешнее течение и внешние порядки такой жизни» – рассматриваются вопросы удаления от мира и от сожительства с людьми, избрания пустынножительства; келейное уединение, келейные занятия и порядки, молитвословие и коленопреклонения, чтение и богомысленное размышление, пища, сон, одежда; церковное богослужение; обязанности по отношению к авве, отцу духовному, к старцам и вообще к преуспевающим в духовной жизни, к братии; отношение старших к младшим, отношение к больным, к странникам; беседы и вообще употребление языка; поведение вне монастыря.

Вторая группа состоит из 120 правил и называется «Строй внутренней жизни». По преподобному Антонию, исходным началом жизни монаха является ревность, а целью жизни монаха – слава Божия. Для этого необходимы памятования – возбудители и поддержатели ревности: воспоминания о данных обетах и первом жаре сердечном при их исполнении, о великих подвижниках духовного делания, о благах обетованных, о смерти и о Суде. Монаха утешает помощь свыше, привлекаемая молитвою. Успех в духовной жизни зависит от благодатной помощи Божией и собственных усилий и подвигов монаха. Настроения души, способствующие этому: пребывание в Боге со страхом, бодренное внимание сердца и отвращение от греха и мира, терпение, сокрушение и плач, смирение. Монаху предстоят подвиги борьбы с грехом, прежде всего с помыслами, затем с разными порочными желаниями и гордостью.

В заключение преподобный Антоний говорит, что «кто не будет исполнять всего прописанного, тот подвигнет Бога на гнев. Если ты сохранишь их [эти заповеди], – будешь радоваться со всеми Ангелами, а всех злых духов поразишь скорбью. Ходи же в сих заповедях, и Бог будет с тобой, и Ангелы Его будут сошествовать тебе, душа же твоя исполнится благоуханием святых, и светом блаженным воссияет лицо твое, и станешь ты святилищем Богу, как и все святые, и сретишь наконец Господа с весельем и радостью» [5].

Как уже было замечено, самым известным и авторитетным толкователем и интерпретатором Устава преподобного Антония Великого в настоящее время является один из наиболее почитаемых греческих старцев схиархимандрит Эмилиан (Вафидис). В своей книге «Трезвенная жизнь и аскетические правила», изданной на русском языке стараниями сестер Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, он объясняет 80 правил Устава. Сразу стоит отметить, что текст правил приводится по изданию Д.А. Петраку «Монашеские учреждения в Православной Восточной Церкви. Тексты канонов святого Антония» (Липси, 1907. С. 39–42), перевод которых на русский язык значительно отличается от уже имеющихся у нас других русскоязычных текстов Устава [6]. По мнению отца Эмилиана, последовательность перечисления правил объяснима их взаимосвязанностью между собой – «последующая мысль развивает предыдущую» [7]. 

Видится очень актуальной профессиональная сверка имеющихся переводов, так как расхождения иногда бывают противоположны по мысли. Так, в издании сестер Ново-Тихвинской обители наставления даются преподобным Антонием «на пользу тем, кто желает взять на себя это нелегкое иго монашеской жизни» [8], а в других переводах читаем: «для тех, кои хотят подклониться под тяжелое иго отшельничества» [9]. Расхождение принципиально: или это устав для монашествующих общежитийных монастырей и он актуален для большинства современных насельников обителей нашей Святой Церкви, или же это устав для анахоретов, аналог которым мы с трудом можем найти в редких сегодня примерах скитской жизни и пустынножительства. 

Рассмотрим различия в переводах на нескольких примерах.

Правило 95. «С отроком и юношей не заводи речи, тем более не своди дружбы, и в сожительство таких не принимай, чтоб не дать места диаволу» и: «Остерегайся общаться с ребенком или юношей и остерегайся завязывать дружбу» [10]. Старец Эмилиан пишет, что слова «остерегайся завязывать дружбу» «относятся к любому монаху, у которого возникает связь с другим человеком» [11]. Это, по его мнению, не означает опасную для многих святых отцов дружбу монаха с ребенком/юношей, а касается дружбы в целом: «Двоим не место в Царстве Небесном. Мы должны пребывать только со всеми святыми… Из-за частной дружбы возникает некая смертоносная зависимость одного человека от другого, потому что один из двоих теряет способность властвовать над собой, и власть над ним берет в свои руки другой… Невозможно, чтобы два брата, которые поддерживают или защищают друг друга, остались монахами… Связь между двоими позволительна и благословляется Богом только в браке. Вне брака двое сосуществовать не могут. Только один или многие» [12]. Подобному противоречит Правило 77: «Друзей прежде опробуй испытанием и не всех делай себе близкими, не всем вверяйся, потому что мiр полон лукавства. Но избери себе одного брата, боящегося Господа, и с ним дружись как брат с братом. А лучше всего прилепись к Богу, как сын к отцу, ибо люди все вдались в лукавство, исключая немногих. Земля полна суеты, бед и скорбей» [13].

Для того чтобы не было друзей, по мнению отца Эмилиана, необходимо также исполнять следующее правило преподобного Антония: «Пусть твое лицо всегда будет строгим за исключением того случая, когда тебя посетят посторонние братья. Тогда сделай веселое лицо, чтобы вселился в тебя страх Божий» [14]. В русскоязычном же «Добротолюбии» читаем: «Лицо твое всегда должно быть печально, чтобы вселился в тебя страх Божий» [15]. У схиархимандрита Эмилиана: «Когда у тебя строгий вид, ближний тебя уважает, ценит, и тем не менее он будет тебе противиться, потому что тот, кто любит зря тратить время, как только увидит серьезного монаха, начинает над ним подшучивать… Итак, будь внимательным и осторожным, следи за тем, чтобы к тебе не подходили запросто все подряд. Пусть люди тебя любят, но одновременно и уважают…» [16]

Правило 91. «Если придет к тебе брат какой, хоть не вовремя, прими его с радостью, чтоб он воздал благодарение Богу и на тебя не поскорбел» [17] – и: «Если какой-либо брат спустя долгое время придет к тебе, прими его с радостью, чтобы он благодарил Бога и тебя восхвалял»[18]. При сопоставлении данных переводов Правила явно видно противоречие, обусловленное акцентированным в самом начале нашей работы различием восприятия одного и того же текста как устава отшельников и как устава для жителей киновий. В первом случае Правило понуждает монаха всегда быть гостеприимным и радушным, во втором отец Эмилиан мотивирует это радушие принятием вновь в братию ушедшего ранее из монастыря монаха [19]. 

Различия между переводами затрагивают даже такие, казалось бы, однозначные вещи, как одежда. Читаем Правило 46. «День и ночь будь в кукуле твоем, и в мантии твоей, и во всей одежде твоей, как узник и заключенник» [20] и: «Днем и ночью пусть твоя голова будет покрыта кукулем, и будь облечен в рясу и прочие свои одежды» [21]. Нам известны различные практики ношения монашествующими в России и Греции мантии, но здесь отцом Эмилианом дается объяснение только духовной цели данного правила – «показать, какую готовность мы должны иметь пред Богом» [22], а также «мы должны чувствовать потребность в благообразии, должны быть облеченными в кукуль, рясу и прочие одежды» [23], хотя, например, греческий старец-подвижник архимандрит Херувим (Карамбелас) говорит об известной ему традиции спать монахам в подряснике, поясе, скуфье и носках [24].

О неснимании некоторых одежд монахами мы также можем узнать из Устава преподобного Пахомия: «На ночь они должны оставаться в льняных левитонах и препоясанные; без милоти не должны они ни есть, ни спать; наглавник же, по его повелению, не должны они были снимать и когда приступали к Божественным Таинам» [25]. Здесь явно видна взаимосвязь между двумя преподобными, Антонием и Пахомием, двумя современниками: монахам надо спать в левитоне, поясе, милоти (мантии) и кукуле. А преподобный Антоний еще и отмечает в своем Правиле 45: «Когда здоров, не снимай пояса своего» [26]. В настоящее время правило сна в монашеских одеждах практически нигде не соблюдается, хотя когда-то оно было обязательным и нарушение его считалось важным проступком. Например, читаем у преподобного Феодора Студита: «…если великосхимник станет ходить без куколя, то должен быть без Причастия сорок дней, ибо таковой не имеет права без знаков святой схимы работать, или спать, или ходить когда-либо и куда бы то ни было» [27].

Рассмотрим Правило 58: «В церкви не хорони мертвеца своего» (т. е. не занимайся тем, как устроить свои житейские дела) [28]. Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис) понимает его буквально: «Это традиция очень древняя, но ее невозможно продолжать в сложившемся монастырском братстве или в скиту. Тогда все захотели бы быть погребенными в церкви, и она сделалась бы кладбищем» [29].

Старец Эмилиан является сторонником сохранения четкой и строгой иерархии внутри монастыря. Он пишет: «…в монастыре существует некая пирамида, на вершине которой – игумен, ниже его – лица, занимающие административные должности, а затем и остальные члены братства. Младшие обращаются непосредственно к старшим и им подчиняются» [30]. Монашеский постриг, по его мнению, является «браком, заключаемым между Богом и человеком», «это таинственный союз до самой смерти с игуменом (игуменьей) и со всем братством, а также со всем монашеским жительством» [31]. Возможно, интерпретация схиархимандритом Эмилианом Устава преподобного Антония имеет своей целью упрочение порядка в монастыре, выстраивание правильных отношений между братией, но, к сожалению, это его мнение не подкреплено отсылками к подлинному тексту Устава. 

В качестве выводов отметим следующее: 

 

  • в настоящее время русскоязычные варианты Устава преподобного Антония весьма сильно разнятся между собой: есть «Устав отшельнической жизни», известный большинству наших соотечественников по «Добротолюбию», и есть перевод сестер Ново-Тихвинского монастыря с комментариями схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса), который называется «Наставления, или правила, святейшего отца нашего аввы Антония Великого его духовным сынам-монахам»;

  • Устав преподобного Антония в русскоязычной монашеской традиции понимался как устав отшельников и поэтому мало кем из святых отцов и богословов был рассмотрен и интерпретирован для использования насельниками общежитийных обителей;

  • толкование схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса) не имеет ныне академических аналогов, но в то же время используемый им первоисточник требует серьезной научной работы, а его русскоязычный перевод – детальной сверки с ранними переводами;

  • необходимо научно-текстологическое исследование отечественными богословами Устава преподобного Антония на основании святоотеческого наследия. 

[1] См.: Войтенко А.А. Антоний Великий. Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 662. 

[2] См.: Там же. 

[3] Эмилиан (Вафидис), архим. Трезвенная жизнь и аскетические правила: Толкование правил преподобных отцов Антония, Августина и Макария / пер. с греч. 2-е изд. Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2016. С. 19. 

[4] Хосроев А.Л. Пахомий Великий: Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института истории РАН «Нестор-История», 2004. С. 463. 

[5] Добротолюбие: В 5 т. Т. 1. 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 108. 

[6] Например, см.: Добротолюбие. Т. 1. 

[7] Эмилиан (Вафидис), архим. Трезвенная жизнь и аскетические правила… С. 174. 

[8] Там же. С. 21. 

[9] Добротолюбие. С. 88. 

[10] Эмилиан (Вафидис), архим. Трезвенная жизнь и аскетические правила… С. 33–36. 

[11] Там же. С. 34. 

[12] Там же. С. 35–36. 

[13] Добротолюбие. С. 94. 

[14] Эмилиан (Вафидис), архим. Трезвенная жизнь и аскетические правила… С. 190–194. 

[15] Добротолюбие. С. 88. 

[16] Эмилиан (Вафидис), архим. Трезвенная жизнь и аскетические правила… С. 192. 

[17] Добротолюбие. С. 93. 

[18] Эмилиан (Вафидис), архим. Трезвенная жизнь и аскетические правила… С. 41–49. 

[19] Там же. С. 47. 

[20] Добротолюбие. С. 92. 

[21] Эмилиан (Вафидис), архим. Трезвенная жизнь и аскетические правила… С. 102. 

[22] Там же. С. 103. 

[23] Там же. С. 104. 

[24] См.: Херувим (Карамбелас), архим. Из удела Божией Матери: Ностальгические воспоминания. Киев: Свято-Троицкий Ионинский монастырь, 2016. 

[25] https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/drevnie-inocheskie-ustavy/2

[26] Добротолюбие. С. 92. 

[27] Феодор Студит, прп. Творения. Т. 2: Нравственно-аскетические творения. Догматико-полемические творения. Слова. Литургико-канонические творения. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 502. 

[28] Добротолюбие. С. 93. 

[29] Эмилиан (Вафидис), архим. Трезвенная жизнь и аскетические правила… С. 91. 

[30] Там же. С. 43. 

[31] Там же. С. 41.

По материалам сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству РПЦ