Схиархм. Зосима(Сокур) Автокефалия, раскол, Святая Русь!2002 год

Схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944–2001)


Отец Зосима родился в тюремной больнице в Свердловской области, где его мать отбывала ссылку за исповедание веры. Детские годы Ивана (так звали отца Зосиму в миру) прошли в Авдеевке, шахтерском городке недалеко от Донецка. Здесь после окончания ссылок и заключений поселилось много сестер Иоанновского монастыря, среди которых была и матушка Антонина, сестра его матери. В этой монашеской общине и рос будущий старец.
В школе Ваню Сокура прозвали «попом». Он не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. «У меня всю жизнь была одна партия, – говорил отец Зосима, – это Матерь Церковь, у меня был один партийный устав – это Евангелие и Закон Божий... Надо мной в школе очень издевались, за то что я в церковь ходил. Перевоспитывали учителя, привлекали школяров: вы там побейте этого попа, чтоб он в церковь не бегал!.. Гонимый, ненавидимый, шел и шел я в храм Божий, бесу на зло...»
С детских лет Ваня Сокур мечтал стать священником, но поступить в семинарию сразу не удалось – началась эпоха хрущевских гонений на Церковь, и у него не приняли документы. Он выучился в техникуме на ветеринара, а через год после окончания техникума стал послушником в Киево-Печерской лавре. После ее закрытия определился в Свято-Духовский скит Почаевской лавры. О недолгом пребывании в скиту отец Зосима вспоминал с любовью: в те годы в Почаеве подвизались преподобные старцы Кукша Одесский и преподобный Амфилохий.
Несмотря на множество препятствий, Ване Сокуру удалось все же поступить в Ленинградскую Духовную семинарию, а затем и в академию, которую он закончил в 1975 году. Тогда же он принял монашество с именем Савватий.
По распределению он был направлен в Одесскую епархию, в Свято-Успенский монастырь, где ему определили жить в той самой келье, которую прежде занимал преподобный Кукша Одесский. Отцу Савватию перешла и схимническая одежда преподобного Кукши, к которой батюшка относился как к великой святыне.
Чтобы ухаживать за матерью, отец Савватий переходит в Донецкую епархию, где становится настоятелем сельского храма святого Александра Невского.
За годы служения отца Зосимы в поселке Александровка Марьинского района полуразрушенная сельская церковь преобразилась. Отец Зосима служил в храме ежедневно. Как рассказывали его чада, «службы у него всегда были длинные, монастырские, но молился он пламенно». Слух об отце Зосиме шел по всей Украине.
Схимонахиня Фомаида вспоминала: «Меня с трудом уговорили поехать в Александровку, одна старая матушка упросила, чтобы я ее сопровождала, там монах служит: какая там молитва! Выехали под Покров. Всю дорогу шел дождь, и я, грешница, все время ворчала в автобусе: не все ли равно, в каком храме молиться, служба везде одинаковая. Мокрые, продрогшие, мы вошли в храм. Стала около дверей, везде темно, только алтарь светится. Я услышала только два слова батюшки: „Мир всем“. Я такого никогда не слышала и не знала, что есть такая молитва. Я как заплакала – и всю службу проплакала. Служба как одно мгновение прошла...»
Служение старца в Александровке, особенно последние два года, было исповедническим – богоборцы всячески притесняли его, арестовывали, избивали. До конца дней у батюшки болели отбитые легкие, на спине вырос горб, на ногах открылись раны.
В 1985 году по настоянию властей старца начали переводить из храма в храм, так что за год он сменил три прихода... В 1987 году отец Савватий был определен настоятелем Васильевского храма в селе Никольское Волновахского района.
«Они решили загнать его в такое место, – писала схимонахиня Фомаида, – куда транспорт не ходит. Проходного транспорта нету: туда уже к нему никто не приедет... Прямо около входа в храм туалет и мусорная свалка, церковный двор порос бурьяном. Храм заброшенный, полуразрушенный, иконостаса нету – вместо него фанерная доска – страшно было зайти. Около храма горелый деревянный сарай – дом священника, окна вросли в землю, внутри – мыши и крысы...»

Но Никольское оказалось святой землей – здесь до революции было явление Божией Матери, здесь жили монахини, изгнанные из Крымских монастырей, здесь хранили предание, что когда-то сюда придет служить монах и возникнут две обители. Так оно и случилось...
О том, что в Никольском служит благодатный старец, вскоре узнали повсюду, и в отдаленный сельский храм, а затем и в основанный отцом Савватием монастырь поехали за молитвой, за поучением, за помощью со всех концов страны. Как пишется в жизнеописании старца, «отец Зосима каждому человеку находил нужные слова, говоря на его языке, как бы вклиниваясь в волну его мыслей: и с ребенком, и с простой крестьянкой, и с ученым профессором, и с практичным хозяйственником, и с впечатлительным поэтом – со всеми говорил он как равный с равными, на их уровне».
Болезней старца хватило бы, по словам врачей, чтобы умереть, и на десятерых. Но, несмотря на свои недуги, до самой кончины, которая последовала в 2001 году, отец Зосима совершал старческое служение, молился и принимал людей. Перед своей кончиной старец снова и снова повторял духовным чадам: «Уже скоро я уйду от вас. Последние деньки моего жития на земле остаются. Всем духовное завещание оставляю: и после кончины держитесь Москвы, держитесь Русской Православной Церкви...»


Духовные наставления


◊ Старец мой покойный говорил: «В последнее время люди отступят от Бога, мало будут молиться Ему и угождать, но Бог от каждого рода будет избирать избранника. И этот избранник будет своей молитвой, своими подвигами, своими страданиями вымаливать грехи всего своего рода». Вот что такое монашество XXI века.
И часто я говорю приходящим, просящимся в обитель: почитаю вас всех как избранников Божиих от этого блудного безумного мира.
Не только за себя умолите Господа, но и за весь свой род умолите – и за прадедов грехи, и о всех сродниках должны монашествующие, как на Руси говорили, «умолить Бога», «вымолить».
◊ В наше время бес особенно культивирует мысли: нам все кругом «роблят» (делают. – Ред.), наводят порчу, колдуют. И когда испытания Господь нам посылает, идем не в храм Божий – к Божией Матери и Спасителю, нет, бес посылает: иди к колдовке, она тебе расскажет. А колдовка эта, бабка сатанинская: «Тебе „поробила“ (навела порчу) мать, тебе „поробила“ невестка, тебе сын „поробил“, там еще кто-то».
Была мирная христианская семья. Как загорелся этот огонь сатанинской злобы, ненависти, ругани – семья распадется. Вот так бес колотит и мутит.
Берегитесь этого, всегда помните: не люди нам «роблят» – мы сами себе «робим» своими грехами, и все за свои грехи страдают. И если страдаем – Богом мы не забыты. Это всегда помнить надо и за все благодарить Бога, как праведный Иов многострадальный. Не только за хорошее благодарить Бога, но и за плохое: за все испытания, за все скорби, за все болезни, за все невзгоды – за все слава Тебе, Господи.
Вот именно такая святая благодарность должна быть у нас: тогда мы и будем детьми Божиими...
◊ Бесконечно повторяю: это ложь нашего времени, мы лжецы, когда говорим: нам «поробили», нам поколдовали, на нас нашептали – ложь это все.
Не люди посылают, а Бог попускает. Попущение Божие и через людей бывает на человека, но люди здесь не виноваты: Господь дает. Книга праведного Иова нам об этом говорит. И мы очень часто лжем перед Богом, когда свои грехи, свои страдания списываем на кого-то; кто-то в чем-то виноват, а не мы.
Нам за это большой грех, что мы на невинных людей плохое думаем. Человек и не подозревает, что мы на него мерзость какую-то думаем. За этот грех, за эти мысли скверные мы и на суде Божием будем отвечать строго, и эти люди будут свидетельствовать против нас.
Об этом думайте. Никогда не склоняйтесь к мысли, что вам «поробили», поколдовали, что вам порчу навели и все прочие глупости – воля Божия такова. Молитвенный вздох из сердца нашего должен исходить: «Господи, даешь Ты мне болезни, падение греховное какое-то, – помоги мне, дай мне силы спокойно эти болезни, это падение перенести, после падения стать, покаяться, осознать все...» Не будьте греховно упертыми, как некоторые из нас: упрется в грех – я прав, я права. Это гордые и надменные люди, лжецы и обманщики перед Богом.
Всегда духовные силы надо иметь осознать свою неправоту, иметь силы покаяться и исправиться.
Каждый будь себе судией: не оправдывайте свои грехи, не лгите перед Богом, не упорствуйте во грехе, смягчайтесь, исправляйтесь, чтобы за свое греховное упорство не пойти в ад, чтобы обязательно все спаслись, чтобы мы вновь не били своими нераскаянными грехами по лицу Спасителя...
◊ Особенно бойтесь на невинных людей думать плохое – какой это тяжкий грех.
По нашим глупостям люди падают в грех, по нашим глупостям семьи распадаются, по нашим глупостям болеют дети, а мы не думаем об этом, мы все кого-то обвиняем. Мы дочку обвиняем, мы зятя обвиняем – они виноваты. Да ты ж сама, злая змиюка, виновата во всем: через тебя страдают и внучка, и дите. Всех пообвиняет: «Они не понимают, они все во зле, только ж я такая страдалица невинная, я ж такая...» – хоть икону пиши. Это очень тяжкий грех прелести, гордыни нашей.
Берегитесь, осознайте ее. Даю пищу для размышления: из-за нас, из-за нашей гордыни внутренней, самооправдывания своих грехов страдают наши семьи – и мы не осознаем.
Часто приходят ко мне и жалуются на детей, на внуков. Я говорю: когда листочки на дереве болеют, что лечат – листочки или что? Вот вы сами и ответили – корень, родители лечатся, тогда и дети будут оживать, тогда и дети будут радостными, тогда вновь листочки зазеленеют.
Вот как мы должны поступать: в корень смотреть, себя исцелять мы должны, смирять, очищать, а тогда Господь даст чистоту и поколениям нашим.
◊ Прежде всего, родные мои, Бог нас не спросит: какой мы храм построили, какие кресты поставили, золотые или серебряные, какие колокола там будут звонить... А Бог на суде нас о чем спросит? О делах наших, о прошедшей жизни. От своих дел или прославишься, или постыдишься. Вот о чем спросит нас Бог: накормил ли ты голодного, принял ли ты нищего или странника, посетил ли ты в темнице находящегося, сироту пригрел ли, вот о чем нас спросит Господь на суде – о добрых делах...
Как говорил знаменитый врач Гааз: «Спешите делать добро – жизнь коротка!»
◊ Самое святое слово – «мать». Это слово святейшее. Дай Бог, чтобы мы досмотрели своих родителей, особенно когда они станут беспомощными, немощными, аки дети станут, не роптать на них, не обижаться, не думать, в какой дом престарелых сдать скорей да желать, чтоб они околели, а с любовью докормить, помочь им во всех немощах ихних. Так, чтобы мы с чистой душой могли стоять у ихнего гроба, когда придет их кончина.
По исповедям знаю: сколько мучается сейчас людей, которые гадко относились к своим родителям при жизни. Родители ушли уже в вечность – какие муки совести, а уже поздно: поезд ушел, красные фонари горят...
Так что берегите родителей. Свято относитесь к ним...
◊ «Служу Отечеству!» – что может быть выше этих слов, чем служить Отечеству. Как священник служит святому алтарю, свой труд и молитву приносит на алтарь Божий, так и любой гражданин должен служить Отечеству. Особенно государственные деятели все, военные, и вы также, братия и сестры, служить должны Отечеству.
Вот тогда будет патриотизм у нас, тогда смысл жизни будет, тогда будет нам мирная, спокойная и долгая дальнейшая жизнь.
◊ Господь собрал нас под свод сего священного храма для святой Божественной литургии, для покаяния, для причащения Тела и Крови Христовой и особенно – для молитвы друг за друга. Друг о друге молиться завещевал нам Господь, святые апостолы – и мы это исполняем: и о здравии, и за упокой молимся, поминаем, всех благодетелей поминаем, всех врагов обязательно поминаем – за всех всеобъемлющей христианской молитвой молимся.
И дай, Господи, чтобы молитвы наши были простые – без лукавства, без хитрости, без лицемерия – детские молитвы. «Аще не будете, яко дети – не войдете в Царствие небесное».
Самое дорогое – когда сердце молится, а то часто бывает, что уста слова говорят, а сердце молчит, и пустая бессмыслица получается.
Дай, Господи, чтобы мы просто молились, с душой молились. Господь не требует от нас больших молитв, и святые угоднички Божии знали людскую тяжелую жизнь: не обременяли народ никогда длительными правилами. «Молитесь коротко, но с душой», – говорил преподобный Серафим Саровский. Дал он какое правило для людей? «Отче наш», «Богородицу», «Верую» читать – и за это слава Богу, и за эту молитву в этом безумном, тяжком, богоотступном мире – только от всего сердца...
Вот к этой чистой, детской, сердечной молитве помоги, Господи, стремиться, чтобы сердце всегда молилось, чтобы вздох сердечный шел – вот тогда будет и радость в молитве, и смысл в молитве. А то временами мы бормочем, стараемся много прочитать всего, а на сердце пустота – одно бормотание, одно словоблудие идет, одно лишь только отбытие очереди.
Вразуми, Господи, как правильно молиться, с воздыханием сердечным всегда творить молитву. Особенно, начиная какое-то дело, всегда попросите Божьего благословения, и всегда, оканчивая какое-то дело, поблагодарите Бога – за это будет великая помощь Божия нам в делах наших и в жизни нашей.
◊ Как часто привожу пример нашей русской княгини Ольги: как она молилась, как сильно страдала за сына своего – Святослава. Но за его жестокое сердце не призрел Господь на него: так он язычником и погиб лютой смертью. Но зато молитвы бабушки все на внуке Владимире исполнились. И мы чтим, славим, величаем нашего святого равноапостольного князя Владимира, внука святой равноапостольной княгини Ольги. На него по молитвам этой старицы великой призрел Господь, и он стал не только сам христианином, но и просветителем земли Русской.
Поэтому всегда говорю: не унывайте в молитвах! Некоторые по глупости говорят: «да вот, молюсь, да Бог меня не слышит, два года уже молюсь».
Еще двадцать только молимся, еще сорок только – и дай Бог молиться без уныния до последнего издыхания! Так что не унывайте в молитвах! Помните, что молитва наша даром никогда не пройдет – Господь услышит нас. Пусть не сегодня исполнится наша молитва – она через десять лет исполнится, она на внуках наших исполнится, но обязательно всяк глагол Божий исполнится в жизни нашей.