Божественная литургия в день памяти апостола Андрея Первозванного

13 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА

в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, в престольный праздник монастырского келейного храма в честь апостола Андрея, настоятель Благовещенского мужского монастыря архимандрит Александр (Лукин) совершил Божественную литургию в соборном храме обители.​

Проповедь перед Причастием произнёс иеродиакон Иосиф (Чупров)

Фото

КРАТКОЕ ЖИТИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Свя­той апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный пер­вым из апо­сто­лов по­сле­до­вал за Хри­стом, а за­тем при­вел к нему сво­е­го род­но­го бра­та – свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра (Ин.1:35-42). С юно­сти бу­ду­щий апо­стол, ко­то­рый был ро­дом из Виф­са­и­ды, всей ду­шой об­ра­тил­ся к Бо­гу. Он не всту­пил в брак и вме­сте со сво­им бра­том за­ни­мал­ся ры­бо­лов­ством. Ко­гда над Из­ра­и­лем про­гре­мел глас свя­то­го про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на, свя­той Ан­дрей стал его бли­жай­шим уче­ни­ком. Свя­той Иоанн Кре­сти­тель сам на­пра­вил двух сво­их уче­ни­ков, бу­ду­щих апо­сто­лов Ан­дрея Пер­во­зван­но­го и Иоан­на Бо­го­сло­ва, ко Хри­сту, ука­зав, что Он есть Аг­нец Бо­жий.

По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов свя­той Ан­дрей от­пра­вил­ся с про­по­ве­дью Сло­ва Бо­жия в во­сточ­ные стра­ны. Про­шел Ма­лую Азию, Фра­кию, Ма­ке­до­нию, до­шел до Ду­ная, про­шел по­бе­ре­жье Чер­но­го мо­ря, Крым, При­чер­но­мо­рье и по Дне­пру под­нял­ся до ме­ста, где сто­ит те­перь го­род Ки­ев. Здесь он оста­нав­ли­вал­ся у Ки­ев­ских гор на ноч­лег. Встав утром, он ска­зал быв­шим с ним уче­ни­кам: «Ви­ди­те ли го­ры эти? На этих го­рах вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия, бу­дет ве­ли­кий го­род, и Бог воз­двигнет мно­го церк­вей». Апо­стол под­нял­ся на го­ры, бла­го­сло­вил их и во­дру­зил крест. По­мо­лив­шись, он под­нял­ся еще вы­ше по Дне­пру и до­шел до по­се­ле­ний сла­вян, где был ос­но­ван Нов­го­род. От­сю­да апо­стол про­шел через зем­ли ва­ря­гов в Рим для про­по­ве­ди и вновь вер­нул­ся во Фра­кию, где в неболь­шом се­ле­нии Ви­зан­тии, бу­ду­щем мо­гу­чем Кон­стан­ти­но­по­ле, ос­но­вал хри­сти­ан­скую Цер­ковь. Имя свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея свя­зы­ва­ет мать – Цер­ковь Кон­стан­ти­но­поль­скую с ее до­че­рью – Рус­ской Цер­ко­вью.

На сво­ем пу­ти Пер­во­зван­ный апо­стол пре­тер­пел мно­го пе­ча­лей и мук от языч­ни­ков: его из­го­ня­ли из го­ро­дов, из­би­ва­ли. В Си­но­пе его по­би­ли кам­ня­ми, но, остав­шись невре­ди­мым, вер­ный уче­ник Хри­стов неустан­но нес лю­дям про­по­ведь о Спа­си­те­ле. По мо­лит­вам апо­сто­ла Гос­подь со­вер­шал чу­де­са. Тру­да­ми свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея воз­ни­ка­ли хри­сти­ан­ские Церк­ви, ко­то­рым он ста­вил епи­ско­пов и свя­щен­ство. По­след­ним го­ро­дом, ку­да при­шел Пер­во­зван­ный апо­стол и где ему суж­де­но бы­ло при­нять му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, был го­род Пат­ры.

Мно­гие чу­де­са Гос­подь явил через уче­ни­ка Сво­е­го в го­ро­де Пат­ры. Недуж­ные ис­це­ля­лись, сле­пые про­зре­ва­ли. По мо­лит­ве апо­сто­ла вы­здо­ро­вел тя­же­ло боль­ной Со­сий, знат­ный го­ро­жа­нин; на­ло­же­ни­ем апо­столь­ских рук ис­це­ли­лась Мак­си­мил­ла, же­на пра­ви­те­ля Патр­ско­го, и его брат Стра­то­клий. Со­вер­шён­ные апо­сто­лом чу­де­са и его пла­мен­ное сло­во про­све­ти­ли ис­тин­ной ве­рой по­чти всех граж­дан го­ро­да Пат­ры. Немно­го оста­ва­лось языч­ни­ков в Пат­рах, сре­ди них был пра­ви­тель го­ро­да Эге­ат. Апо­стол Ан­дрей не раз об­ра­щал­ся к нему со сло­ва­ми Бла­го­ве­стия. Но да­же чу­де­са апо­сто­ла не вра­зум­ля­ли Эге­а­та. Свя­той апо­стол с лю­бо­вью и сми­ре­ни­ем взы­вал к его ду­ше, стре­мясь от­крыть ему хри­сти­ан­скую тай­ну веч­ной жиз­ни, чу­до­твор­ную си­лу Свя­то­го Кре­ста Гос­под­ня. Раз­гне­ван­ный Эге­ат при­ка­зал рас­пять апо­сто­ла. Языч­ник ду­мал опо­ро­чить про­по­ведь свя­то­го Ан­дрея, ес­ли пре­даст его смер­ти на кре­сте, ко­то­рый про­слав­лял апо­стол. С ра­до­стью при­нял свя­той Ан­дрей Пер­во­зван­ный ре­ше­ние пра­ви­те­ля и с мо­лит­вой ко Гос­по­ду сам взо­шел на ме­сто каз­ни. Чтобы про­длить му­че­ния апо­сто­ла, Эге­ат при­ка­зал не при­би­вать ру­ки и но­ги свя­то­го, а при­вя­зать их ко кре­сту. Два дня апо­стол с кре­ста учил со­брав­ших­ся во­круг го­ро­жан. Лю­ди, слу­шав­шие его, всей ду­шой со­стра­да­ли ему и по­тре­бо­ва­ли снять свя­то­го апо­сто­ла с кре­ста. Ис­пу­гав­шись на­род­но­го воз­му­ще­ния, Эге­ат при­ка­зал пре­кра­тить казнь. Но свя­той апо­стол стал мо­лить­ся, чтобы Гос­подь удо­сто­ил его крест­ной смер­ти. Как ни пы­та­лись во­и­ны снять апо­сто­ла Ан­дрея, ру­ки им не по­ви­но­ва­лись. Рас­пя­тый апо­стол, воз­дав Бо­гу хва­лу, про­из­нес: «Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, при­и­ми дух мой». То­гда яр­кое си­я­ние Бо­же­ствен­но­го све­та осве­ти­ло крест и рас­пя­то­го на нем му­че­ни­ка. Ко­гда си­я­ние ис­чез­ло, свя­той апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный уже пре­дал свою свя­тую ду­шу Гос­по­ду († 62). Мак­си­мил­ла, же­на пра­ви­те­ля, сня­ла со кре­ста те­ло апо­сто­ла и с че­стью по­греб­ла его.

Несколь­ко сто­ле­тий спу­стя, при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Ве­ли­ком, мо­щи свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны в хра­ме Свя­тых Апо­сто­лов ря­дом с мо­ща­ми свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки и уче­ни­ка апо­сто­ла Пав­ла – апо­сто­ла Ти­мо­фея.

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Апо­стол Ан­дрей был ро­дом из Га­ли­леи. Эта се­вер­ная часть Свя­той Зем­ли от­ли­ча­лась пло­до­ро­ди­ем и жи­во­пис­но­стью, а жи­те­ли ее – доб­ро­ду­ши­ем и го­сте­при­им­ством. Га­ли­ле­яне лег­ко ужи­ва­лись с гре­ка­ми, во мно­же­стве на­се­ляв­ши­ми их стра­ну, мно­гие го­во­ри­ли по-гре­че­ски и да­же но­си­ли гре­че­ские име­на. Имя Ан­дрей – гре­че­ское и в пе­ре­во­де зна­чит «му­же­ствен­ный».

Ко­гда Иоанн Кре­сти­тель на­чал про­по­ве­до­вать на бе­ре­гах Иор­да­на, Ан­дрей вме­сте с Иоан­ном Зе­ве­де­е­вым (про­ис­хо­див­шим с ним из од­но­го го­ро­да – Виф­са­и­ды) по­сле­до­вал за про­ро­ком, на­де­ясь в его уче­нии най­ти от­вет на свои ду­хов­ные во­про­сы. Мно­гие на­ча­ли ду­мать, что, мо­жет быть, Иоанн Кре­сти­тель и есть ожи­да­е­мый Мес­сия, но он объ­яс­нил лю­дям, что он не Мес­сия, а по­слан толь­ко при­го­то­вить Ему путь. В то вре­мя Гос­подь Иисус Хри­стос при­шел к Иоан­ну Кре­сти­те­лю на Иор­дан для Кре­ще­ния, и тот, ука­зы­вая на Гос­по­да, ска­зал сво­им уче­ни­кам: «Вот Аг­нец Бо­жий, Ко­то­рый бе­рет на се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, Ан­дрей с Иоан­ном по­сле­до­ва­ли за Иису­сом. Гос­подь, уви­дев их, спро­сил: «Что вам на­доб­но?» Они ска­за­ли: «Рав­ви (Учи­тель), где Ты жи­вешь?» – «Пой­ди­те и уви­ди­те», – от­ве­тил Иисус, и с то­го вре­ме­ни они ста­ли Его уче­ни­ка­ми. В этот же день апо­стол Ан­дрей по­шел к сво­е­му бра­ту Си­мо­ну Пет­ру и ска­зал ему: «Мы на­шли Мес­сию». Так Петр при­со­еди­нил­ся к уче­ни­кам Хри­сто­вым.

Од­на­ко апо­сто­лы не сра­зу все­це­ло по­свя­ти­ли се­бя апо­столь­ско­му зва­нию. Из Еван­ге­лия мы зна­ем, что бра­тья Ан­дрей и Си­мон Петр и бра­тья Иоанн и Иа­ков долж­ны бы­ли на ка­кое-то вре­мя вер­нуть­ся к сво­им се­мьям и за­нять­ся сво­ей обыч­ной ра­бо­той – рыб­ной лов­лей. Несколь­ко ме­ся­цев спу­стя Гос­подь, про­хо­дя ми­мо Га­ли­лей­ско­го озе­ра и уви­дев их ло­вя­щи­ми ры­бу, ска­зал: «Иди­те за Мной, и Я сде­лаю вас лов­ца­ми че­ло­ве­ков». То­гда они оста­ви­ли свои лод­ки и се­ти и с то­го дня ста­ли неот­луч­ны­ми уче­ни­ка­ми Хри­сто­вы­ми.

Ан­дрей, ра­нее дру­гих апо­сто­лов по­сле­до­вав­ший за Гос­по­дом, по­лу­чил на­име­но­ва­ние Пер­во­зван­но­го. Он пре­бы­вал с Хри­стом в те­че­нии все­го пе­ри­о­да Его об­ще­ствен­но­го слу­же­ния. По­сле Вос­кре­се­ния Спа­си­те­ля апо­стол Ан­дрей вме­сте с дру­ги­ми уче­ни­ка­ми удо­ста­и­вал­ся встреч с Ним и при­сут­ство­вал на Еле­он­ской го­ре, ко­гда Гос­подь, бла­го­сло­вив их, воз­нес­ся на Небо.

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха апо­сто­лы бро­си­ли жре­бий, ко­му в ка­кую стра­ну сле­ду­ет ид­ти для про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Свя­то­му Ан­дрею до­ста­лись стра­ны, ле­жа­щие вдоль по­бе­ре­жья Чер­но­го мо­ря, се­вер­ная часть Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва и Ски­фия, т. е. зем­ля, на ко­то­рой позд­нее об­ра­зо­ва­лась Рос­сия. Со­глас­но пре­да­нию, апо­стол Ан­дрей про­по­ве­до­вал на Та­ври­че­ском по­лу­ост­ро­ве, по­том по Дне­пру под­нял­ся на се­вер и до­шел до ме­ста, где впо­след­ствии воз­ник Ки­ев. «Верь­те мне, – ска­зал апо­стол сво­им уче­ни­кам, – что на го­рах сих вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия: ве­ли­кий го­род бу­дет здесь, Гос­подь про­све­тит сию зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем и воз­двигнет здесь мно­го церк­вей». За­тем апо­стол Ан­дрей бла­го­сло­вил ки­ев­ские го­ры и во­дру­зил на од­ной из них крест, пред­воз­ве­щая при­ня­тие ве­ры бу­ду­щи­ми оби­та­те­ля­ми Ру­си.

По­сле воз­вра­ще­ния в Гре­цию апо­стол Ан­дрей оста­но­вил­ся в го­ро­де Па­трос (Пат­ра), рас­по­ло­жен­ном у Ко­ринф­ско­го за­ли­ва. Здесь через воз­ло­же­ние рук он мно­гих лю­дей ис­це­лил от неду­гов, в том чис­ле и знат­ную Мак­си­мил­лу, ко­то­рая от все­го серд­ца уве­ро­ва­ла во Хри­ста и ста­ла уче­ни­цей апо­сто­ла. Так как мно­гие жи­те­ли Пат­ры уве­ро­ва­ли во Хри­ста, мест­ный пра­ви­тель Еге­ат воз­го­рел­ся нена­ви­стью про­тив апо­сто­ла Ан­дрея и при­го­во­рил Его к рас­пя­тию на кре­сте. Апо­стол, ни­сколь­ко не устра­шив­шись при­го­во­ра, во вдох­но­вен­ной про­по­ве­ди рас­крыл пе­ред со­брав­ши­ми­ся ду­хов­ную си­лу и зна­че­ние крест­ных стра­да­ний Спа­си­те­ля.

Пра­ви­тель Еге­ат не по­ве­рил про­по­ве­ди апо­сто­ла, на­звав его уче­ние безу­ми­ем. За­тем он ве­лел рас­пять апо­сто­ла так, чтобы он по­доль­ше стра­дал. Свя­то­го Ан­дрея при­вя­зав ко кре­сту на­по­до­бие бук­вы X, не вби­вая гвоз­дей в его ру­ки и но­ги, чтобы не вы­звать ско­рой смер­ти. Неспра­вед­ли­вый при­го­вор Еге­а­та вы­звал в на­ро­де воз­му­ще­ние, тем не ме­нее этот при­го­вор остал­ся в си­ле.

Ви­ся на кре­сте, апо­стол Ан­дрей непре­стан­но мо­лил­ся. Пе­ред раз­лу­че­ни­ем его ду­ши с те­лом небес­ный свет оси­ял крест Ан­дрея, и в его бли­ста­нии апо­стол ото­шел в веч­ное Цар­ство Бо­жие. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го по­сле­до­ва­ла око­ло 62 го­да по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва.

Рус­ская Цер­ковь, при­няв ве­ру из Ви­зан­тии, епи­ско­пы ко­то­рой ве­дут пре­ем­ство от апо­сто­ла Ан­дрея, то­же счи­та­ет се­бя его пре­ем­ни­цей. Вот по­че­му па­мять свя­то­го Ан­дрея Пер­во­зван­но­го так тор­же­ствен­но по­чи­та­лась в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. Им­пе­ра­тор Петр I учре­дил в честь апо­сто­ла Ан­дрея пер­вый и выс­ший ор­ден, ко­то­рый да­вал­ся в на­гра­ду са­нов­ни­кам го­су­дар­ства. С пет­ров­ских вре­мен рус­ский флот сде­лал сво­им стя­гом Ан­дре­ев­ский флаг, на бе­лом фоне го­лу­бой крест фор­мы X, под се­нью ко­то­ро­го рус­ские одер­жа­ли мно­же­ство по­бед.