Литургия в день памяти Трёх святителей

12 ФЕВРАЛЯ 2020 ГОДА

в среду сплошной седмицы,

в день памяти Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

в Благовещенском соборе совершилась Божественная Литургия. Богослужение возглавил игумен обители - архимандрит Александр (Лукин) в сослужении духовенства монастыря.

Проповедь перед Причастием произнёс иеродиакон Иосиф (Чупров).

После отпуста Литургии настоятель совершил Славление Собору вселенских учителей и святителей и произнёс проповедь.

Фото

Слово на праздник Трех Святителей:
Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Сегодня мы совершаем память Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Хотя и очень много среди святых отцов Церкви святителей, т.е. тех, которые просияли в епископском сане, но особенно три из них называются святителями более, чем все остальные, потому что они, именно эти три святителя - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, которые были современниками, - они стали образцом епископского служения. И прежде всего они стали образцом епископского служения в самой главной его части. Самая главная часть епископского служения - это научить вере. И именно как учители веры - не просто как богословы, которыми бывают и не епископы, - а именно как богословы и учители веры они прославляются Церковью.
Праздник этот установлен в 1082 году, в XI веке. Эта дата точно известна. А вот причина установления праздника известна довольно плохо. Есть некое предание, за достоверность которого поручиться никто не может (т.е. наверняка оно в чем-то достоверно, но не очень понятно, в чем именно), что в Константинополе жители разделились на фракции и между собою спорили. Одни считали самым великим богословом Василия Великого, другие - Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоустого; началась между ними вражда; и в результате три эти святителя вместе явились Иоанну, митрополиту Евхаитскому, и сказали, что они между собой равны, никакой по их поводу вражды возникать не должно, и заповедали ему установить праздник, и вот он тогда написал службу и написал похвальное слово всем трем святителям сразу, которое должно было читаться на этой службе; и с тех пор вот и был установлен этот праздник. А день для него выбран был такой, когда как раз проходят праздники каждого из этих святых в отдельности. Мы праздновали 1 января по старому стилю (14-го по новому) Василия Великого, потом мы праздновали 25 января по старому стилю (7 февраля по новому стилю) Григория Богослова, наконец, через два дня после этого мы праздновали Иоанна Златоуста - правда, это был праздник перенесения мощей, а не день его блаженной кончины. Итогом этих всех праздников стал этот общий сегодняшний праздник.
Но как бы то ни было, эти святые, жившие в IV веке, - они являются образцом святоотеческого богословия. В IV веке завершился перевод, если можно так выразиться, православного богословия с языка ветхозаветной Церкви, с языка еврейского на язык греческой философии. И именно с именами Трех Святителей особенно связано завершение этого перевода. Но зачем, если богословие так много значит, если так важно учиться православной вере и богословию, все-таки почему эти Три Святителя вот так прославляются как три столпа православной веры, на которых стоит Церковь? Почему? Потому что мы должны вообще знать, что Церковь стоит на правом исповедании веры прежде всего. Церковь не является каким-то морально-нравственным учением. Она не является группой людей, которые собрались по интересам, а она является группой, если так можно выразиться, людей и ангелов, причем живых и усопших людей, которые объединены верой. Объединены они верой, а вера есть реальное причастие Богу, если это вера в Бога. И это то, что соединяет нас с истинным бытием, а не с тем, что мы думаем о Боге и о бытии. Иными словами, нравственность и мораль - это категории психологические, которые зависят от того, как мы живем, и тут действительно, можно сказать, правы марксисты - "бытие определяет сознание". Но вера - это не сознание, и она наоборот определяет наше бытие, а сама она определяется бытием Божиим. И именно поэтому так важно нам знать православную веру, и даже прежде всего нам важно ее знать хотя бы настолько, чтобы просто от нее не отпадать, чтобы быть в единстве с теми епископами, с теми святыми отцами прошлого и настоящего, которые стоят в православной вере, которые в единстве с Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Потому что "без веры невозможно угодить Богу", - говорит апостол. И действительно, без веры мы отпадаем от Церкви, какими бы хорошими мы ни были и как бы о нас хорошо люди ни отзывались.
И именно поэтому так вот важно сегодня нам никак не соблазняться ересью экуменизма. Потому что ересь экуменизма - она как раз и посягает на веру. А три святителя, память которых мы сегодня празднуем, ради того, чтобы не соединиться в общении молитвенном с какими-нибудь еретиками, готовы были даже разделиться с православными, - и особенно судьба Василия Великого показывает нам много этому примеров, когда он прерывал общение с православными епископами, про некоторых из которых мы сегодня знаем, что они были святыми, потому что они не твердо исповедывали православие, они не твердо и не всегда, не от всех еретиков уклонялись в своем молитвенном общении; но правы были не они, они в этом погрешали, хотя они и были святыми, а прав был Василий Великий, который не только не подражал им в этих грехах, а с ними самими, хотя они и были православными, разрывал общение. И вот только так мы должны жить. Только так говорит Церковь нам жить - в частности, она это говорит тем, что устанавливает такой великий праздник в честь этих трех святителей. И только так мы, действительно, сохраним свою православную веру и не впадем в ересь экуменизма. Насколько важно православную веру сохранить, это сказал святой Марк Ефесский, память которого мы недавно вспоминали, когда он написал, что если других добродетелей у нас, может быть, и не будет, когда мы отойдем из жизни сей, то по крайней мере, сохраним православную веру.
Но конечно, если человек действительно хранит православную веру, то тогда у него будут и другие добродетели. Потому что православная вера заставляет серьезно относиться ко всем заповедям Божиим, и мы не станем к ним относиться легкомысленно и будем хоть как-то стараться их соблюдать. А если мы будем стараться их соблюдать, то у нас будут и те добродетели, которые, по некоторому, конечно, недомыслию, называются "морально-нравственными". И тогда мы и по отношению к другим людям будем такими, что не все нас похвалят - этого и не надо, потому что даже Христа далеко не все похвалили; некоторые Его распяли, наоборот, - а по крайней мере для людей мы тогда принесем то, что будет для них наибольшей пользой. Какие-то люди будут нам за это благодарны, какие-то нет, но это нам неважно. Нам важны только суды Божии, которые ожидают нас на том свете.
Вот, молитвами Трех Святителей, Господь да поможет нам утвердиться в Церкви, а для этого прежде всего утвердиться в православной вере и не отпасть от нее ни в какие ереси, прежде всего не отпасть в самую опасную ересь нашего времени - ересь экуменизма, которая подползает буквально изо всех дыр, потому что столько разных способов есть в нее отпасть. Аминь.