В рамках православной выставки-ярмарки «Нижегородский край – земля Серафима Саровского» прошла встреча-беседа «Секретное захорон

Текст Надежды Муравьевой. Фото Александра Чурбанова

9 декабря по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в рамках 40- й Международной православной выставки-ярмарки «Нижегородский край – земля Серафима Саровского» прошла публичная встреча-беседа «Секретное захоронение Романовых».

Участниками мероприятия стали игумен Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, научный руководитель Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко, главный специалист, эксперт высшей квалификационной категории Бюро судебно-медицинской экспертизы города Москвы Сергей Никитин, заведующая судебно-биологическим отделением Свердловского областного Бюро судебной медицины Тамара Цитович, старший следователь-криминалист Следственного комитета РФ в отставке Владимир Соловьев, вдова инициатора и руководителя поисков останков царской семьи Гелия Рябова Ольга Рябова, участник поисков и обнаружения останков в 1979 году Геннадий Васильев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник НИИ и Музея антропологии Московского государственного университета (МГУ) имени М. В. Ломоносова Денис Пежемский, настоятель храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца села Курганова Екатеринбургской епархии, сектовед, преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии иерей Павел Поздин, генеральный директор выставочной компании «Узорочье» Дарья Буланова.

Модератором встречи выступила руководитель социально-культурных программ компании «Узорочье» Майя Воробьева.

В начале встречи со вступительным словом к собравшимся обратилась Дарья Буланова. Она отметила, насколько важно человеку знать историю своей страны и поблагодарила всех присутствующих за участие в обсуждении.

Затем архимандрит Тихон рассказал о том, как и почему погибла семья последнего российского императора, о результатах следствия, проводимого в 1918 году, когда в Екатеринбург пришла Белая армия, а также о мифах про останки царской семьи, в том числе о том, что тела были сожжены дотла. Настоятель Печерского монастыря ознакомил участников встречи с результатами расследований, которые проводились уже в наше время. Они подтвердили принадлежность так называемых «екатеринбургских останков» членам царской семьи и верным им людям. Архимандрит Тихон также вспомнил о том, как для него началось соприкосновение с темой поиска останков, о том, как хранилась тайна их обнаружения в советское время. Вся это информация отражена в его новой книге «…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит «Романовы: убийство, поиск, обретение».

«Я написал ее еще и для того, чтобы будущие поколения знали правду о людях, обнаруживших останки — Гелии Рябове и членах его команды. Им пришлось пройти через испытания. Сначала это было в советское время, когда они хранили тайну, ведь если бы о находке стало известно тогда, то у Рябова и прочих были бы серьезные проблемы. Их пытаются очернить и сегодня. Распространяется лживая информация о том, что Гелий Трофимович был сотрудником КГБ, МВД, другая порочащая ложь. И делают это противники признания останков. Причем, если раньше, до завершения следственных действий, они высказывали претензии больше к ним, то теперь просто переходят на личности. По сути, радость открытия обернулась для участников группы Гелия Рябова трагедией. Но сколько бы негатива ни лилось в их адрес, я уверен, что Господь не дал бы возможность обнаружить останки царской семьи недостойным людям», — сказал архимандрит Тихон.

Владимир Соловьев рассказал о том, как велось следствие по делу об убийстве царской семьи, как собиралась информация и проводились различные экспертизы. И теперь сомнений в принадлежности останков у него нет.

«Определением этой принадлежности занимался огромный коллектив высококлассных специалистов. Ряд исследований был проведен впервые в России. Обращались и к специалистам из других стран, если невозможно было провести тот или иной анализ у нас. Например, в Англии биоматериал тела императрицы Александры Федоровны сравнивали с биоматериалом мужа английской королевы Елизаветы II принца Филиппа. Его мать — из гессенского рода Баттенбергов, племянница последней российской императрицы и троюродная сестра Николая II. Принц Филипп — праправнук английской королевы Виктории (по прямой женской линии) и императора Николая I. Можете представить уровень исследований. Сейчас наука шагнула далеко вперед, и многие исследования мы уже можем производить у нас в России. Что и было сделано во время второго расследования, начатого в 2015 году», — сказал Владимир Соловьев.

Владимир Мироненко рассказал о проведении огромной работы по поиску документов, которые пролили свет на расследование обстоятельств убийства царской семьи и позволили подтвердить принадлежность «екатеринбургских останков» семье последнего российского императора. Он также отметил, что к 1917 году идея монархии была настолько опорочена, что была всего лишь одна попытка спасти царскую семью. И в начале гражданской войны Белое движение не выдвигало идею восстановления монархии в России.

Говоря о документах, относящихся к убийству царской семьи, Владимир Мироненко сообщил, что в ходе работы над делом удалось получить доступ к архиву следователя Соколова. «Изучив эти бумаги мы увидели, что сведения, которые Соколов опубликовал в своей книге, уже находясь в эмиграции (и тогда появился миф о полном сожжении тел), разнятся с материалами дела (протоколами допросов и так далее). Одно дело — литературное произведение, и другое — официальный документ. Также удалось установить, что записка Юровского, командовавшего расстрелом Романовых и убившего самого Николая II, с подробностями расстрела и сокрытия тел, — не подделка, как утверждают противники признания останков», — сказал он, обратив внимание присутствующих на то, что все материалы, связанные с убийством царской семьи, находятся в свободном доступе на сайте Государственного архива, и ознакомиться с ними может любой желающий.

Ольга Рябова рассказала о своем муже Гелии Рябове, а также об истории поисков и обнаружении тайного захоронения в 1979 году. «Судьбу России он воспринимал как свою собственную. И до конца дней ждал, когда останки будут признаны, надеялся, что это положит конец противостоянию, начавшемуся в нашем народе в годы революционных потрясений. Гражданская война в умах наших людей еще не кончилась. И есть определенные силы, которые используют любые поводы чтобы ее усугубить. Русь — птица-тройка, как назвал ее Гоголь, несется вперед. Но кто-то очень хочет перегородить ей дорогу. Противники признания останков (кто-то, может, и сам того не ведая) льют воду именно на их мельницу», — сказала вдова Гелия Рябова.

Геннадий Васильев поделился воспоминаниями о том, каким образом он включился в поиски останков и что его на это сподвигло. После окончания Свердловского горного института он пришел на работу в Среднеуральскую геофизическую партию, где стал учеником Александра Николаевича Авдонина — кандидата геолого-минералогических наук, писателя, краеведа. Благодаря ему Васильев оказался среди тех, кто нашел тайное захоронение в Поросенковом Логу близ Екатеринбурга.

«1 июня 1979 года Рябов, Авдонин, их жены, я и военный из Москвы Владислав Песоцкий — одетые как огородники, оказались на старой заросшей дороге к деревне Коптяки. Начали копать. Сначала сняли дерн и шпалы. Шпалы промывали водой из ручья, чтоб их лучше было видно на фотографиях, мы же все снимали. Вдруг снизу стали идти пузырьки воздуха (а мы стояли в воде). Поддеваю лопатой — нечто длинное с шаровидным набалдашником, напоминающее шаровую опору автомобиля. Бью лопатой по этой железяке и… Вместо звонкого удара – глухой. И что-то сработало в голове – нашли. Мы извлекли много фрагментов костей, три черепа. Два Гелий Трофимович взял в Москву для восстановления облика методом Герасимова. В тот день мы дали клятву молчать о находке, потому что стали, в какой-то мере, свидетелями государственного преступления. И если бы информация распространилась, захоронение было бы уничтожено. Этого допустить было нельзя», — поделился воспоминаниями Геннадий Васильев.

Денис Пежемский рассказал о работе антропологов и их участии в деле исследования «екатеринбургских останков». Он отметил необоснованность претензий противников признания останков, в частности, пояснил, почему тела царственных страстотерпцев не могли быть полностью сожжены в ночь на 19 июля.

«Чтобы изучить процесс кремирования останков на открытом воздухе, не в закрытых камерах, мы специально ездили в Индию, проводили исследования. Убийцам было необходимо скрыть следы преступления. Но у них было всего лишь 2-3 часа. За это время сжечь 11 тел было физически невозможно. Попытались сжечь двоих — Алексея и Марию — и поняли, что не успеют. Потребовалось бы 10-12 часов, чтобы уничтожить всех. Если же сжигать тела вместе — еще больше времени. Также оппоненты говорят, например, о том, что череп №4 не принадлежит царю Николаю, так как на нем нет следа от удара, который должен был остаться после покушения в Японии на тогда еще наследника русского престола. Современные методы исследований позволили обнаружить этот след. Это всего лишь уплощение на черепе. С момента покушения до гибели государя прошло больше 30 лет, восстановительные процессы шли активно, но все таки данную зону удалось обнаружить», — отметил Денис Пежемский.

Сектовед и преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии иерей Павел Поздин отметил, что среди активных противников признания останков царскими – представители нового религиозного движения, которых называют царебожниками. Члены секты считают Николая II не просто мучеником, но искупителем грехов русского народа. Ими даже написаны иконы последнего российского императора в терновом венце, существуют и другие неканоничные иконы, в том числе голова царя-мученика на блюде, по аналогии с иконой Иоанна Крестителя. Кроме того, для ереси царебожия характерна оккультная трактовка убийства царской семьи, якобы был совершен некий ритуал.

Затем участники встречи ответили на вопросы собравшихся.

Напомним, что на Нижегородской ярмарке открыты фотовыставки «В поисках захоронения Романовых» и «Жизнь царской семьи в фотографиях».

Справка:

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в Екатеринбурге в доме, принадлежавшем до революции инженеру Ипатьеву, была расстреляна семья последнего российского императора Николая II и ее слуги — всего 11 человек. Это были император Николай Александрович, императрица Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей. Вместе с ними были убиты лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова.

Тела пытались уничтожить в окрестностях Екатеринбурга, в урочище Ганина яма. Когда попытка не удалась, убийцы решили скрыть тела в Поросенковом Логу.

В том же 1918 году, когда в город вошла Белая армия, расследованием убийства семьи Николая II занимался следователь Соколов, которому обнаружить останки не удалось.

Летом 1979 года группа Гелия Рябова и местного ученого, краеведа Александра Авдонина (в составе которой был и Геннадий Васильев), используя старые карты, информацию из книг, архивные материалы и воспоминания, в районе бывшей будки переезда 184 километра Горнозаводской линии железной дороги в Поросенковом Логу обнаружила захоронение девяти человек. Два черепа Гелий Рябов взял с собой в Москву, чтобы провести идентификацию, но ему это не удалось, и в 1980 году эти останки были возвращены обратно в захоронение.

Долгие годы участники группы хранили молчание о необыкновенной находке. В 1989 году Гелий Рябов впервые рассказал о ней, опубликовав материал в СМИ.

В 1991 году в связи с заявлением Александра Авдонина о том, что ему известно место захоронения царской семьи, были проведены раскопки и обнаружены останки девяти человек. С 1993 по 1998 годы проводился ряд экспертиз, которые сделали вывод, что останки принадлежат царской семье и ее приближенным.

17 июля 1998 года, в 80-ю годовщину расстрела, «екатеринбургские останки» были захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга в присутствии Президента РФ Бориса  Ельцина.

Царская семья вместе со слугами была канонизирована решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 году.

В 2000 году император Николай II, его супруга и дети были прославлены Русской Православной Церковью в лике страстотерпцев. Канонизация лейб-медика Евгения Боткина состоялось в 2016 году.

В 2007 году было принято решение возобновить поиски на старой Коптяковской дороге с целью обнаружить предполагаемое место второго захоронения останков членов императорской семьи. Недалеко от вскрытого в 1991 году места захоронения были обнаружены фрагментированные кости, металлические изделия (гвозди, уголки от деревянных ящиков), пули, фрагменты керамики. Предварительный анализ показал, что кости — человеческие и принадлежат двоим молодым индивидуумам, предположительно — цесаревичу Алексею и великой княжне Марии.

Обнаруженные фрагменты керамики оказались идентичными найденным в первом захоронении и являлись обломками керамических сосудов с серной кислотой (с ее помощью пытались сжечь тела, как сказано в записке следователя Юровского, который руководил расстрелом царской семьи в 1918 году). Железные уголки и гвозди, вероятно, скрепляли деревянные ящики для этих сосудов.

21 августа 2007 года Генеральная Прокуратура России возобновила расследование по уголовному делу №18/12366693, которое ранее было возбуждено в связи с обнаружением захоронения на старой Коптяковской дороге.

В 2008 году генетический анализ, проведенный экспертами в России и США, подтвердил, что обнаруженные в 2007 году под Екатеринбургом останки принадлежат детям Николая II. В июле 2008 года данную информацию официально подтвердил Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации, сообщив, что экспертиза останков, найденных в 2007 году на старой Коптяковской дороге, установила: обнаруженные останки принадлежат великой княжне Марии и цесаревичу Алексею.

Русская Православная Церковь предложила провести дополнительные исследования по этому делу. В сентябре 2015 года Следственный комитет России возобновил расследование по факту гибели царской семьи под руководством старшего следователя по особо важным делам генерал-майора Марины Молодцовой. Параллельно Церковью была создана комиссия во главе с епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым).

Останки, обнаруженные в 2007 году, сейчас хранятся в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре Москвы в специально изготовленных ковчегах.

В феврале 2022 года на сайте Русской Православной Церкви были опубликованы выводы комиссии по изучению результатов исследования останков, обнаруженных в 1991 и 2007 годах близ Екатеринбурга. Согласно опубликованным выводам, можно согласиться с результатами нового проведенного следствия в том, что так называемые «екатеринбургские останки» принадлежат членам царской семьи и кругу ее приближенных.

В документе отмечается, что в своих выводах данная комиссия представила ответы на многочисленные вопросы, связанные с расследованием убийства царственных страстотерпцев и их приближенных, «тщательно изучив материалы нового расследования, которое проводилось Следственным комитетом Российской Федерации в 2015-2021 годах».

Указывается, что опубликованные материалы «предлагаются к размышлению архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян в преддверии Архиерейского Собора», который должен поставить точку в деле признания или непризнания «екатеринбургских останков».

На месте Ипатьевского дома в Екатеринбурге в 2003 году был воздвигнут Храм-на- Крови, где каждый год в ночь с 16 на 17 июля проходят торжественные богослужения, а затем многотысячный крестный ход отправляется на Ганину Яму, где в 2000 году был основан монастырь в честь святых царственных страстотерпцев. 18 июля «царские дни» продолжаются в Алапаевске. Там мученическую кончину приняли великие князья дома Романовых и их приближенные, среди которых святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна.

По материалам сайта Нижегородской митрополии