Литургия в день памяти сщмчч. митр. Серафима, диак. Василия и мц. Анисии

11 ДЕКАБРЯ 2020 ГОДА

в пятницу 27-ой седмицы по Пятидесятнице,

в день памяти священномучеников митрополита Серафима Чичагова, диакона Василия Завгороднего и мученицы Анисии Маслановой (1937),

в Благовещенском соборе совершилась Божественная Литургия. Богослужение возглавил игумен монастыря - архимандрит Александр (Лукин). Ему сослужил иеромонах Антоний (Перов).

Проповедь перед Причастием произнёс иеромонах Антоний.

После отпуста Литургии игумен совершил Славление сщмчч. митр. Серафиму, диак. Василию и мц. Анисии и произнёс проповедь.

Фото

Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова)

Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 г. Правнук знаменитого адмирала В.Я. Чичагова, одного из первых исследователей Северного Ледовитого океана и внук П.В. Чичагова, морского министра, главнокомандующего Черноморским флотом с 1811 г., Леонид был зачислен после окончания 1-й Санкт-Петербургской гимназии в Пажеский корпус. В 37 лет он получил звание полковника. Леонид Михайлович женился на Наталье Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице генерала Д.С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.

Военная карьера не привлекала Леонида Михайловича, все чаще он задумывался о том, чтобы посвятить свою жизнь Богу. В 1891 г. он объявил, что уходит в отставку и избирает иной жизненный путь – священство. С благословения святого Иоанна Кронштадтского, духовным чадом которого был Леонид Михайлович, он был рукоположен в Москве в кремлевском Успенском соборе в сан священника и приписан к кремлевской церкви Двенадцати Апостолов. Позднее, отреставрировав храм во имя Святителя Николая на Старом Ваганькове, он стал служить в этом храме. В это время скончалась его горячо любимая супруга. Поручив четырех дочерей достойным воспитателям, отец Леонид ушел в Троице-Сергиеву Лавру, где принял иночество. В 1898 г. он был пострижен в мантию с именем Серафим, а вскоре возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря и благочинным монастырей Владимирской епархии.

Когда Леонид Михайлович стал священником, он занялся составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая явилась самым значительным трудом его жизни. «Летопись» была издана в 1896 г. Архимандрит Серафим преподнес ее императору Николаю II, что ускорило решение вопроса о прославлении преподобного Серафима Саровского.

По окончании «Летописи» архимандриту Серафиму было чудесное видение – к нему явился преподобный Серафим Саровский, поблагодарил за «Летопись» и повелел просить у него за этот труд все, что душа пожелает. Архимандрит Серафим ответил, что желает только одного – быть рядом с преподобным Серафимом. Преподобный Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим.

В 1905 г. в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского. В последующие годы святитель Серафим трудился на Орловской, Кишиневской, а затем Тверской кафедрах.

Архиепископ Серафим был избран членом Поместного Собора 1917–1918 гг. После Собора был возведен в сан митрополита с назначением в Варшаву. Но туда митрополит Серафим отъехать не смог из-за развернувшихся революционных событий. Владыка поселился в Черниговском скиту около Троице-Сергиевой Лавры.

В 1921 г. его заключили в Таганскую тюрьму, а в 1922 г. приговорили к ссылке в Архангельскую область. В Архангельске митрополит пробыл до 1923 г., после чего ему было разрешено переехать в Москву, но ни в каких церковных делах участия не принимать. Через год митрополит вновь был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Патриарх Тихон подал прошение властям об освобождении из тюрьмы престарелого и больного митрополита Серафима. Владыка был освобожден из-под стражи и поселился в Воскресенском Феодоровском женском монастыре около города Шуи Владимирской области. Два года прожил владыка Серафим в монастыре, и все сестры полюбили его за доброе и отзывчивое сердце.

В 1928 г. митрополит Серафим был назначен управляющим Санкт-Петербургской епархией и отбыл в Петербург. Свою первую литургию он совершил в Преображенском соборе, где когда-то был старостой. В Петербурге владыка прослужил пять лет, а в 1933 г. был отправлен на покой и переехал в Подмосковье (сначала в Малаховку, а затем на станцию Удельная). Здесь, на даче, больного митрополита посещали духовные дети. Многие православные люди прибывали в Удельную из других областей и приходили к владыке за советами, наставлениями и благословением. Ночи владыка проводил в бдении и молитвах ко Господу. Часто обращался он к преподобному Серафиму Саровскому, вспоминая его чудесное явление.

В 1937 г. участились аресты духовенства, и митрополит Серафим готовился пострадать за Христа. Владыку арестовали 30 ноября 1937 г. Митрополиту было в это время 84 года, он был очень болен и не мог передвигаться без посторонней помощи. Владыку вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму. 7 декабря митрополита Серафима приговорили к расстрелу.

9 декабря митрополит Серафим был расстрелян вместе с другими мучениками за Христову веру на полигоне НКВД в подмосковном поселке Бутово.

В 1997 г. Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых как новомученик.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ ЗАВГОРОДНИЙ (1893 – 1937)

Священномученик Василий родился 20 марта 1893 года на Украине в селе Хижки Черниговской губернии, в семье крестьянина Назара Завгороднего. В тринадцать лет он окончил сельскую земскую школу и с этого времени стал работать вместе с отцом и братьями в своем крестьянском хозяйстве.

В поисках заработка в 1914 году он устроился работать шахтером на Донбасс, но спустя год был призван в армию и направлен на фронт. В течение трех лет в годы Первой мировой войны воевал рядовым. После 1918 года он волею судеб оказался в селе Борское Самарской губернии, где прожил год и был вновь призван, но уже в ряды Красной армии.

В 1922 году Василий Завгородний сумел возвратиться к себе на родину в Черниговскую губернию. Женившись на простой крестьянке Марии Ивановне, он вместе с семьей переехал в уездный город Конотоп, где устроился конторским служащим. Вскоре, в 1923 году, у них родилась дочь Вера, а через два года — сын Алексей.

В 1926 году Василий Назарович Завгородний в городе Конотопе был рукоположен в сан диакона. В дальнейшем из-за притеснений и гонений со стороны местных властей диакон Василий служил в городе Бузулуке Оренбургской епархии. Именно здесь в 1929 году у них с матушкой Марией родился младший сын Михаил.

Начиная с 1933 года диакон Василий служит в Нижегородской епархии. Его семья жила на квартире в небольшом частном доме в слободе Кошелевка, рядом с бывшим Печерским монастырем. Первым нижегородским храмом для отца Василия была Покровская церковь в центре города, а затем он стал служить вместе со священномучеником Евгением Яковлевым в Варварской церкви.

Незадолго до своего ареста в 1937 году диакон Василий перешел на службу в Тихоновскую общину при церкви на Новом городском кладбище. Это была одна из последних действующих нижегородских церквей. Храм был заложен в 1914 году по проекту знаменитого архитектора В. А. Покровского, но дальнейшие революционные события помешали достроить и освятить его.

27 мая 1925 года община верующих заключила договор на пользование недостроенным зданием церкви. Впоследствии здесь был освящен придел в честь святого преподобного Сергия Радонежского, где и совершались богослужения. 3 апреля 1934 года Новокладбищенский храм был передан обновленцам. Сергиевская община отказалась делить место богослужения с еретиками и покинула церковь. В 1935 году после закрытия Покровской церкви приход этого храма по указанию властей вынужден был перейти в кладбищенский храм. Тихоновцам был предоставлен недостроенный и полуразрушенный второй этаж церкви. К 4 февраля 1936 года бывшая Покровская община смогла восстановить помещение и получить официальное разрешение на проведение богослужений.

8 сентября 1937 года на основании агентурных доносов осведомителей было вынесено постановление на арест всех клириков нижегородской Новокладбищенской церкви. 20 сентября 1937 года диакон Василий Завгородний был арестован и помещен в спецкорпус горьковской тюрьмы. Отцу диакону предъявили стандартное обвинение, как активному участнику церковно-фашистской организации. Спустя полтора месяца, 14 ноября 1937 года, его допросили, но, несмотря на желание следователя получить признательные показания, диакон Василий категорически отвергал все вымышленные обвинения.

— Вы арестованы как активный участник контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации. Материалами следствия установлены факты подрывной деятельности лично вашей и ваших участников контрреволюционной организации. Признаете ли себя в этом виновным?

— Виновным себя не признаю.

— Отрицая свою вину, вы встали на путь обмана следствия, но этого вам не удастся. Требую прекратить запирательства и дать правдивые показания.

— Утверждаю, что ни в каких контрреволюционных организациях я не состоял и антисоветскую деятельность не вел.

— Вы продолжаете лгать, следствие настаивает на даче правдивых показаний.

— Участником церковно-фашистской организации я не был и антисоветской деятельностью не занимался. Больше ничего показать не могу.

Решением Особой Тройки НКВД от 2–3 декабря 1937 года все арестованные священнослужители Нижнего Новгорода, в том числе и диакон Василий, были приговорены к расстрелу. 11 декабря 1937 года диакон Василий Завгородний был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле.

МУЧЕНИЦА АНИСИЯ МАСЛАНОВА (1878 – 1937)

Мученица Анисия Ивановна Масланова родилась 25 декабря 1878 года в селе Бармино Макарьевского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье. Ее отец Иван Масланов занимался рыбным промыслом на Волге и торговлей. Когда-то это было большое зажиточное село, с благочестивыми традициями, жители которого свято чтили и исполняли заповеди Божии.

Дом Ивана Масланова стоял в верхнем конце села, на крутом волжском склоне. Вместе с Анисией здесь росли четыре сестры. Молодой девушкой Анисия Ивановна уехала в Нижний Новгород и устроилась работать прислугой в дом предпринимателя Ивана Ивановича Шалыгина, который до 1907 года числился в мещанском сословии. Городская усадьба его находилась в центре города на улице Грузинской, в приходе Покровской церкви.

Шалыгин И. И. на выселках села Черного (ныне территория города Дзержинска) учредил лесоалебастровый завод, на котором работало до 50 человек. Еще в Нижегородской губернии действовал кожевенный завод товарищества «Шалыгин, Вяхирев и К». До революции он избирался гласным Нижегородской городской думы, где, будучи человеком справедливым и благочестивым, отстаивал интересы неимущей части нижегородцев.

Когда Иван Иванович овдовел, Анисия Ивановна стала его женой и полноправной хозяйкой не только дома, но капиталов. Она была гостеприимной и отзывчивой к нуждам простых людей. Ее землячка Надежда Михайловна Захарова, чтобы избежать нежелательного замужества, убежала из Бармино, добравшись на пароходе до Нижнего Новгорода, и год прожила в доме у Анисии Ивановны, а в 1924 году вышла замуж за достойного человека и вернулась на родину. Потомки Н. М. Захаровой до сих пор хранят как драгоценную семейную реликвию фотографию мученицы Анисии.

Не забывала Анисия Ивановна и о своих родственниках в селе Бармино. Денежными средствами она помогла сестре Анне построить добротный дом с каменным нижним этажом и рубленым верхним. В этом доме также много десятилетий хранится большой фотопортрет Анисии Ивановны, на котором красивая и ухоженная женщина, украшенная драгоценностями, сфотографирована в своем доме. Слева в кадр попал большой храмовый подсвечник, предназначенный для домашней молитвы и установленный в святом углу. Молитвенная и богоугодная жизнь — вот что было главной драгоценностью Анисии Маслановой.

После кончины мужа Анисия продолжала вести личную торговлю на Нижегородской ярмарке, владея при этом большим количеством недвижимости в городе. Когда же после 1918 года новые власти запретили заниматься торговлей частным образом, одинокая, без семьи и детей, Анисия Ивановна полностью посвятила себя служению Церкви. Начиная с 1929 года она стала исполнять обязанности церковного старосты в нижегородской Иоанно-Предтеченской церкви.

6 ноября 1937 года Анисия Ивановна была арестована и заключена в спецкорпус Горьковской тюрьмы, по обвинению в связях с нижегородским духовенством и в том, что ее квартира являлась местом сборищ антисоветских элементов: церковников, бродячих монашек.

22 ноября 1937 года она была допрошена следователем.

— Вы арестованы как активная участница контрреволюционной церковно-фашистской организации. Материалами следствия установлены факты вашей подрывной деятельности. Признаете ли себя в этом виновной?

— Виновной себя не признаю.

— Отрицая свою вину, вы встали на путь обмана следствия, но этого вам не удастся. Предлагаю прекратить запирательство и дать правдивые показания.

— Ни в каких контрреволюционных организациях я не состояла и антисоветской деятельностью не занималась.

— Вы продолжаете лгать, следствие настаивает на даче правдивых показаний.

— От следствия ничего я не скрываю и виновной себя не признаю. Большего следствию сказать ничего не могу.

К декабрю следствие было закончено, и решением Особой Тройки НКВД от 2–3 декабря 1937 года Анисия Масланова была приговорена к расстрелу. Мученица Анисия Масланова была расстреляна 14 декабря 1937 года и погребена в общей безвестной могиле.

Когда Надежда Михайловна Захарова, получившая в свое время помощь и приют у Анисии Ивановны, узнала об ее аресте, то супруг ее Константин Иванович Доронин трижды обращался в НКВД, чтобы узнать об участи арестованной, о месте ее содержания. В последний раз ему сообщили, что она была отправлена этапом в Сибирь и там дорогой умерла. Но на деле преследование верных чад Церкви Христовой от начала и до конца основывалось на лжи, и земная жизнь мученицы Анисии оборвалась в застенках горьковской тюрьмы.

В 1977 году на родине мученицы Анисии в селе Бармино сгорела деревянная церковь. По Промыслу Божию, сельским молитвенным домом первоначально стал дом ее племянницы, Татьяны Алексеевны Маслановой. Сегодня в домовом храме этого села есть образ святой Анисии, перед которым возносят свои молитвы не только ее родственники, но и все жители.