Литургия в день памяти сщмчч. Серафима, митр., Василия, диак. и мц. Анисии

11 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА

во вторник 29-ой седмицы по Пятидесятнице,

в день памяти священномучеников Серафима (Чичагова), митрополита, Василия (Завгороднего), диакона и мученицы Анисии Маслановой

в Благовещенском соборе совершилась Божественная Литургия. Богослужение возглавил игумен Леонид (Грошев) в сослужении братии монастыря.

Проповедь перед Причастием произнёс игумен Мстислав (Меньшиков).

Фото

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИТРОПОЛИТ СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ)

Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в семье военного и принадлежал к именитому дворянскому роду. После окончания Императорского Пажеского корпуса участвовал в Балканской войне 1876–1877 годов. По возвращении с фронта в Петербург знакомится с праведным Иоанном Кронштадтским и становится его духовным чадом. В 1879 году сочетается благочестивым христианским браком с Н. Н. Дохтуровой. В 1891 году выходит в отставку с воинской службы и в 1893 г. по благословению Иоанна Кронштадтского принимает священнический сан. Служит в разных храмах Москвы. В 1895 году умирает его жена. В это время он начинает работать над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря» и в 1898 году принимает монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре он назначается настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В 1903 году по составленному им представлению и при активном содействии императора Николая II был прославлен преподобный Серафим Саровский. В это же время он составляет акафист преподобному. В 1905 году он — епископ Сухумский. С 1906 по 1912 годы был архиепископом Орловским, Кишиневским и Тверским. Участвовал в Поместном соборе 1917–1918 годов, где возглав-лял отдел «Монастыри и монашество».

В 1917 году владыка Серафим был изгнан обновленцами со своей кафедры. Патриарх Тихон назначил его в Варшаву, но он так и не прибыл на место служения в связи с происходившими там боевыми действиями. В 1921 году уже в сане митрополита сослан в Архангельскую область. Несколько лет прожил в Воскресенском Федоровском монастыре под Шуей. В 1928 году был возвращен к делам Церкви и назначен на Ленинградскую кафедру. В 1933 году был уволен на покой и жил последние годы под Москвой. В 1937 году его арестовали и на носилках доставили в Таганскую тюрьму. 11 декабря того же года был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой. Владыка писал иконы. Чудесный образ Спасителя его работы находится в московском храме Илии пророка.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ (ЗАВГОРОДНИЙ)

Священномученик Василий родился 20 марта 1893 года на Украине в селе Хижки Черниговской губернии, в семье крестьянина Назара Завгороднего. В тринадцать лет он окончил сельскую земскую школу и с этого времени стал работать вместе с отцом и братьями в своем крестьянском хозяйстве.

В поисках заработка в 1914 году он устроился работать шахтером на Донбасс, но спустя год был призван в армию и направлен на фронт. В течение трех лет в годы Первой мировой войны воевал рядовым. После 1918 года он волею судеб оказался в селе Борское Самарской губернии, где прожил год и был вновь призван, но уже в ряды Красной армии.

В 1922 году Василий Завгородний сумел возвратиться к себе на родину в Черниговскую губернию. Женившись на простой крестьянке Марии Ивановне, он вместе с семьей переехал в уездный город Конотоп, где устроился конторским служащим. Вскоре, в 1923 году, у них родилась дочь Вера, а через два года — сын Алексей.

В 1926 году Василий Назарович Завгородний в городе Конотопе был рукоположен в сан диакона. В дальнейшем из-за притеснений и гонений со стороны местных властей диакон Василий служил в городе Бузулуке Оренбургской епархии. Именно здесь в 1929 году у них с матушкой Марией родился младший сын Михаил.

Начиная с 1933 года диакон Василий служит в Нижегородской епархии. Его семья жила на квартире в небольшом частном доме в слободе Кошелевка, рядом с бывшим Печерским монастырем. Первым нижегородским храмом для отца Василия была Покровская церковь в центре города, а затем он стал служить вместе со священномучеником Евгением Яковлевым в Варварской церкви.

Незадолго до своего ареста в 1937 году диакон Василий перешел на службу в Тихоновскую общину при церкви на Новом городском кладбище. Это была одна из последних действующих нижегородских церквей. Храм был заложен в 1914 году по проекту знаменитого архитектора В. А. Покровского, но дальнейшие революционные события помешали достроить и освятить его.

27 мая 1925 года община верующих заключила договор на пользование недостроенным зданием церкви. Впоследствии здесь был освящен придел в честь святого преподобного Сергия Радонежского, где и совершались богослужения. 3 апреля 1934 года Новокладбищенский храм был передан обновленцам. Сергиевская община отказалась делить место богослужения с еретиками и покинула церковь. В 1935 году после закрытия Покровской церкви приход этого храма по указанию властей вынужден был перейти в кладбищенский храм. Тихоновцам был предоставлен недостроенный и полуразрушенный второй этаж церкви. К 4 февраля 1936 года бывшая Покровская община смогла восстановить помещение и получить официальное разрешение на проведение богослужений.

8 сентября 1937 года на основании агентурных доносов осведомителей было вынесено постановление на арест всех клириков нижегородской Новокладбищенской церкви. 20 сентября 1937 года диакон Василий Завгородний был арестован и помещен в спецкорпус горьковской тюрьмы. Отцу диакону предъявили стандартное обвинение, как активному участнику церковно-фашистской организации. Спустя полтора месяца, 14 ноября 1937 года, его допросили, но, несмотря на желание следователя получить признательные показания, диакон Василий категорически отвергал все вымышленные обвинения.

— Вы арестованы как активный участник контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации. Материалами следствия установлены факты подрывной деятельности лично вашей и ваших участников контрреволюционной организации. Признаете ли себя в этом виновным?

— Виновным себя не признаю.

— Отрицая свою вину, вы встали на путь обмана следствия, но этого вам не удастся. Требую прекратить запирательства и дать правдивые показания.

— Утверждаю, что ни в каких контрреволюционных организациях я не состоял и антисоветскую деятельность не вел.

— Вы продолжаете лгать, следствие настаивает на даче правдивых показаний.

— Участником церковно-фашистской организации я не был и антисоветской деятельностью не занимался. Больше ничего показать не могу.

Решением Особой Тройки НКВД от 2–3 декабря 1937 года все арестованные священнослужители Нижнего Новгорода, в том числе и диакон Василий, были приговорены к расстрелу. 11 декабря 1937 года диакон Василий Завгородний был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле.

Память сщмч. Василия 11 декабря.

Мученица Анисия Масланова (1878 – 1937)

Мученица Анисия Ивановна Масланова родилась 25 декабря 1878 года в селе Бармино Макарьевского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье. Ее отец Иван Масланов занимался рыбным промыслом на Волге и торговлей. Когда-то это было большое зажиточное село, с благочестивыми традициями, жители которого свято чтили и исполняли заповеди Божии.

Дом Ивана Масланова стоял в верхнем конце села, на крутом волжском склоне. Вместе с Анисией здесь росли четыре сестры. Молодой девушкой Анисия Ивановна уехала в Нижний Новгород и устроилась работать прислугой в дом предпринимателя Ивана Ивановича Шалыгина, который до 1907 года числился в мещанском сословии. Городская усадьба его находилась в центре города на улице Грузинской, в приходе Покровской церкви.

Шалыгин И. И. на выселках села Черного (ныне территория города Дзержинска) учредил лесоалебастровый завод, на котором работало до 50 человек. Еще в Нижегородской губернии действовал кожевенный завод товарищества «Шалыгин, Вяхирев и К». До революции он избирался гласным Нижегородской городской думы, где, будучи человеком справедливым и благочестивым, отстаивал интересы неимущей части нижегородцев.

Когда Иван Иванович овдовел, Анисия Ивановна стала его женой и полноправной хозяйкой не только дома, но капиталов. Она была гостеприимной и отзывчивой к нуждам простых людей. Ее землячка Надежда Михайловна Захарова, чтобы избежать нежелательного замужества, убежала из Бармино, добравшись на пароходе до Нижнего Новгорода, и год прожила в доме у Анисии Ивановны, а в 1924 году вышла замуж за достойного человека и вернулась на родину. Потомки Н. М. Захаровой до сих пор хранят как драгоценную семейную реликвию фотографию мученицы Анисии.

Не забывала Анисия Ивановна и о своих родственниках в селе Бармино. Денежными средствами она помогла сестре Анне построить добротный дом с каменным нижним этажом и рубленым верхним. В этом доме также много десятилетий хранится большой фотопортрет Анисии Ивановны, на котором красивая и ухоженная женщина, украшенная драгоценностями, сфотографирована в своем доме. Слева в кадр попал большой храмовый подсвечник, предназначенный для домашней молитвы и установленный в святом углу. Молитвенная и богоугодная жизнь — вот что было главной драгоценностью Анисии Маслановой.

После кончины мужа Анисия продолжала вести личную торговлю на Нижегородской ярмарке, владея при этом большим количеством недвижимости в городе. Когда же после 1918 года новые власти запретили заниматься торговлей частным образом, одинокая, без семьи и детей, Анисия Ивановна полностью посвятила себя служению Церкви. Начиная с 1929 года она стала исполнять обязанности церковного старосты в нижегородской Иоанно-Предтеченской церкви.

6 ноября 1937 года Анисия Ивановна была арестована и заключена в спецкорпус Горьковской тюрьмы, по обвинению в связях с нижегородским духовенством и в том, что ее квартира являлась местом сборищ антисоветских элементов: церковников, бродячих монашек.

22 ноября 1937 года она была допрошена следователем.

— Вы арестованы как активная участница контрреволюционной церковно-фашистской организации. Материалами следствия установлены факты вашей подрывной деятельности. Признаете ли себя в этом виновной?

— Виновной себя не признаю.

— Отрицая свою вину, вы встали на путь обмана следствия, но этого вам не удастся. Предлагаю прекратить запирательство и дать правдивые показания.

— Ни в каких контрреволюционных организациях я не состояла и антисоветской деятельностью не занималась.

— Вы продолжаете лгать, следствие настаивает на даче правдивых показаний.

— От следствия ничего я не скрываю и виновной себя не признаю. Большего следствию сказать ничего не могу.

К декабрю следствие было закончено, и решением Особой Тройки НКВД от 2–3 декабря 1937 года Анисия Масланова была приговорена к расстрелу. Мученица Анисия Масланова была расстреляна 14 декабря 1937 года и погребена в общей безвестной могиле.

Когда Надежда Михайловна Захарова, получившая в свое время помощь и приют у Анисии Ивановны, узнала об ее аресте, то супруг ее Константин Иванович Доронин трижды обращался в НКВД, чтобы узнать об участи арестованной, о месте ее содержания. В последний раз ему сообщили, что она была отправлена этапом в Сибирь и там дорогой умерла. Но на деле преследование верных чад Церкви Христовой от начала и до конца основывалось на лжи, и земная жизнь мученицы Анисии оборвалась в застенках горьковской тюрьмы.

В 1977 году на родине мученицы Анисии в селе Бармино сгорела деревянная церковь. По Промыслу Божию, сельским молитвенным домом первоначально стал дом ее племянницы, Татьяны Алексеевны Маслановой. Сегодня в домовом храме этого села есть образ святой Анисии, перед которым возносят свои молитвы не только ее родственники, но и все жители.

Память мц. Анисии 14 декабря.

Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.