Литургия в день памяти прп. Елены Дивеевской

10 ИЮНЯ 2019 ГОДА

в понедельник 7-ой седмицы по Пасхе,

в день памяти преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой)

в Благовещенском соборе совершилась Божественная Литургия. Богослужение возглавил игумен монастыря - архимандрит Александр (Лукин) в сослужении игумена Мстислава (Меньшикова)

Проповедь перед Причастием произнёс игумен Мстислав (Меньшиков)

Фото

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕЛЕНЫ ДИВЕЕВСКОЙ (МАНТУРОВОЙ)

Ба­тюш­ка Се­ра­фим при­ка­зал сест­рам Мель­нич­ной оби­те­ли бла­го­слов­лять­ся и от­но­сить­ся, как к на­чаль­ни­це, к Елене Ва­си­льевне Ман­ту­ро­вой. В 17 лет дво­рян­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни через ви­де­ние страш­но­го змия, со­би­рав­ше­го­ся по­гло­тить ее. Она за­кри­ча­ла: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змий тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла ско­рее уй­ти в мо­на­стырь, стра­шась гне­ва Ца­ри­цы Небес­ной за неис­пол­не­ние дан­но­го ею обе­та. Но толь­ко через три го­да преп. Се­ра­фим бла­го­сло­вил Еле­ну Ва­си­льев­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щин­ку, все это вре­мя ис­пы­ты­вая ее. «Не мо­на­стырь путь твой, – го­во­рил ба­тюш­ка, – ты за­муж вый­дешь, и же­них у те­бя бу­дет пре­бла­го­че­сти­вей­ший...» Толь­ко по­том Еле­на Ва­си­льев­на по­ня­ла, о ка­ком же­ни­хе го­во­рил ба­тюш­ка Се­ра­фим: он имел в ви­ду Небес­но­го Же­ни­ха – Са­мо­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Хо­тя Еле­на Ва­си­льев­на до кон­ца сво­их дней жи­ла в Ка­зан­ской об­щине, мель­нич­ным сест­рам ба­тюш­ка го­во­рил о ней: «Гос­по­жа ва­ша! На­чаль­ни­ца!» Но это так сму­ща­ло юную по­движ­ни­цу, что она по­вто­ря­ла: «Все­гда и во всем слу­ша­лась я вас, но в этом не мо­гу! Луч­ше при­ка­жи­те мне уме­реть у ног ва­ших…»

Еле­на Ва­си­льев­на на­равне с дру­ги­ми сест­ра­ми тру­ди­лась на по­слу­ша­ни­ях и, кро­ме то­го, как «сло­вес­ная», по вы­ра­же­нию ба­тюш­ки, ис­пол­ня­ла мно­гие труд­ные по­ру­че­ния. Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, она мно­го по­мо­га­ла сест­рам втайне. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ба­тюш­кой, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась. Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей. Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор. Од­на­жды ее брат Ми­ха­ил, так­же вер­ный уче­ник пре­по­доб­но­го, тя­же­ло за­бо­лел, и ста­рец ска­зал мо­на­хине Елене: «Уме­реть на­до ему, ма­туш­ка, а он мне еще ну­жен для оби­те­ли-то на­шей. Так вот и по­слу­ша­ние те­бе: умри ты за Ми­ха­и­ла-то Ва­си­лье­ви­ча!» – «Бла­го­сло­ви­те, ба­тюш­ка», – сми­рен­но от­ве­ти­ла она. По­сле это­го ба­тюш­ка Се­ра­фим дол­го бе­се­до­вал с ней. «Ба­тюш­ка, я бо­юсь смер­ти», – при­зна­лась Еле­на Ва­си­льев­на. «Что нам с то­бой бо­ять­ся смер­ти, ра­дость моя! Для нас с то­бой бу­дет лишь веч­ная ра­дость». Как толь­ко она шаг­ну­ла за по­рог ба­тюш­ки­ной ке­ллии, тут же и упа­ла... Ба­тюш­ка при­вел ее в чув­ство, но, вер­нув­шись до­мой, она слег­ла в по­стель со сло­ва­ми: «Те­перь я уже бо­лее не вста­ну!»

Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Ца­ри­ца Небес­ная по­ка­за­ла ей оби­те­ли Небес­но­го Ди­ве­е­ва. Через несколь­ко дней бо­лез­ни она мир­но скон­ча­лась на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы. Еле­на Ва­си­льев­на бы­ла по­хо­ро­не­на ря­дом с пер­во­на­чаль­ни­цей ма­туш­кой Алек­сан­дрой. Не раз на этом ме­сте хо­те­ли хо­ро­нить мир­ских лю­дей, но мо­ги­ла все­гда за­ли­ва­лась во­дой. Ко­гда же хо­ро­ни­ли мо­на­хи­ню Еле­ну, это ме­сто оста­ва­лось су­хим.