Текст Надежды Муравьевой
Мученицы Евдокия (Шейкова), Дария (Тимагина), Дария (Улыбина) и Мария (фамилия ныне утеряна) принадлежат к сонму Дивеевских святых. Название Пузовские новомученицы произошло от старого названия села Суворово – Страхова Пуза. Дария (Тимагина), Дария (Улыбина) и Мария ухаживали за болящей Евдокией и вместе с ней приняли мученическую смерть в 1919 году.
Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в крестьянской семье в том же селе Страхова Пуза, оно в то время принадлежало к Ардатовскому уезду Нижегородской губернии. После смерти родителей Евдокия воспитывалась в семье дяди – церковного старосты. В детстве посещала с паломниками Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь, Серафимово- Дивеевский и Серафимо-Понетаевский монастыри. В 20 лет после тяжелой болезни девушка осталась парализованной.
Когда стало ясно, что ходить Дуня больше не сможет, родные сделали в избе ее родителей лежанку из досок, постелили на нее портянки, а под голову девушке положили зипун. За расслабленной стали ухаживать молодые крестьянки.
Вместе с послушницами-келейницами Евдокия создала подобие иноческой общины. Она несла подвиг юродства, вела строгую молитвенную жизнь. Основную часть времени Евдокия с келейницами (их в селе называли хожалками) посвящала молитве. Молились с пяти утра до двенадцати дня, с отдыхом по двадцать минут. Девицы пели тропари и кондаки Царице Небесной и святым, читали Псалтырь, Святое Евангелие, каноны и акафисты. Во время молитвы все обязательно клали поклоны. Вечером, с восьми часов и до полуночи, снова творили молитву. Очень любила Евдокия церковные песнопения.
Из-за своей немощи Дуня не могла посещать храм, поэтому местные священники протоиерей Василий Радугин (служил в Успенском храме с 1877 по 1923 год) и иерей Иоанн Рыбаков (служил с 1904 по 1916 год) в праздники приходили к девушкам со Святыми Дарами и причащали их на дому. Был у Евдокии духовник – монах Анатолий из Свято-Успенской Саровской пустыни.
По-разному относились в селе и в округе к Дуне и ее хожалкам. Многие ее любили и жалели, ходили к ней за советом, помогали и творили вместе с ней молитву. Но были среди крестьян и те, кто ее ненавидел. Дуня обличала их греховную жизнь, видела в душах и умах людей то, что от других было скрыто. Однажды в первый день Святой Пасхи в их доме выбили стекла. Дуня пролежала в осколках, в крови, до тех пор, пока сестры не закончили читать правило. Только после молитвы она позволила убрать стекло со своей постели.
Видя происходящую вокруг них духовную брань нечистой силы, Дуня постоянно ограждала все: и стены, и пищу, и воду — крестным знамением с молитвой: «Огради, Господи, силою Твоего Честнаго и Животворящего Креста».
Евдокия Шейкова стала известна в округе даром целительной силы и провидения. Она знала, что примет мученическую кончину. Говорила, услышав погребальный колокольный звон от Успенской церкви: «Какие люди счастливые! Помрут — звонят, а меня как скотину в яму свалят».
16 августа 1919 года в село прибыл карательный отряд. После доноса об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии в келью Евдокии ворвались солдаты. Они избивали больную, кидали и топтали ногами иконы. На площадь согнали народ, и командир отряда устроил судилище, потребовав проголосовать за казнь.
Утром 18 августа к Евдокии разрешили прийти священнику Василию Радугину, который приобщил ее Святых Таин вместе с келейницами Дарией, Дарией и Марией, решившими разделить участь наставницы. Когда мучениц везли на телеге к месту расстрела на сельское кладбище, их продолжали бить плетьми, и келейницы закрывали собой наставницу.
Нашлись люди, пытавшиеся заступиться за страдалиц. Стали избивать и их. На что Евдокия сказала: «Смотри, как с них грехи сыплются. Как в бане листья с веника».
В Суворове живо предание, что во время этого крестного пути над Евдокией, Дарией, Дарией и Марией появились белые ангельские крылья, которые прикрывали их от ударов.
На кладбище уже была вырыта общая могила. Некоторые красноармейцы отказались приводить приговор в исполнение. Но все же нашлись и те, кто выстрелил. Марию, раненую, закололи штыком. Хоронить мучениц было велено местным жителям.
Могила почиталась местными жителями все годы советской власти, и после обретения мощей люди приходят сюда за утешением и исцелением.
Евдокия (Шейкова) прославлена вместе со своими келейницами Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13–15 августа 2000 года. 5 июня 2001 году мощи Пузовских мучениц были обретены и ныне почивают в церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В Успенской церкви также хранятся Евангелие, принадлежавшее Пузовским мученицам и крест мученицы Евдокии.
28 декабря 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви его участники постановили утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб новомученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовским.