Заупокойная лития по иеромонахам Рувиму (Цыганкову) и Руфину (Демидову)
4 НОЯБРЯ 2023 г.
в день празднования Казанской иконе Божией Матери после Божественной Литургии совершилась заупокойная лития по насельникам Благовещенского монастыря иеромонахам Рувиму (Цыганкову)* и Руфину (Демидову)**.
* Иеромонах Рувим (Цыганков) (1898–1932)
Цыганков Борис Павлович родился в городе Василькове Киевской губернии в 1898 году. В юности учился в Петроградском университете на физико-математическом факультете, но революция не позволила закончить ему образование. Был офицером царской армии.
В 1923 году будущий иеромонах Рувим переехал из Киева в Нижний Новгород. За отказ от воинской службы был осужден на 2 года строгой изоляции. Одно время, до пострижения в монахи, работал сторожем в Похвалинской церкви. Входил в группу молодежи, собиравшейся вокруг епископа Варнавы (Беляева).
В 1925 году митрополитом Сергием (Страгородским) был пострижен в мантию с именем Рувим. В следующем году митрополит Сергий рукоположил монаха Рувима в сан иеродиакона, а потом в иеромонаха. Он был назначен на служение в Благовещенский монастырь. Был молчаливым, сосредоточенным, всегда сдержан, прозван за свою аскетичность Отшельником. В монастыре иеромонах Рувим служил вместе с иеромонахами Руфином (Демидовым) и Киприаном (Нелидовым).
Летом 1927 года начались массовые аресты. Нижегородским губотделом ОГПУ было предъявлено обвинение в участии в работеантисоветского религиозного кружка отцу Рувиму. Одновренменно были взяты под стражу отец Руфин с отцом Киприаном "за контрреволюционную деятельность" Но через месяц они были выпущены на свободу под подписку о невыезде. Дело было прекращено "в связи с отсутствием достаточного материала, изобличающего в преступных деяниях".
В 1928 году единственный действующий на тот момент Андреевский храм Благовещенской обители, в котором служили иеромонахи Рувим, Руфин и Киприан, был закрыт, а его имущество передано государству. О. Рувим вместе с епископом Варнавой (Беляевым) переехал в Кзыл-Орду.
Вскоре после прибытия в Кзыл-Орду иеромонах Рувим был переведен митрополитом Ташкентским и Туркестанским Никандром в далекий Турскуль (Каракалпакская АССР).
В 1932 году был приговорен к высшей мере наказания и в городе Турскуле расстрелян.
** Иеромонах Руфин (Демидов) (1902–1937)
Аркадий родился 18 июня 1902 г. в селе Быковка Васильсурского уезда (Воротынского, Лысковского) Нижегородской губернии, в дворянской семье. Отец Павел Демидов был земским начальником. Окончил школу II ступени, получил высшее образование, служил по канцелярской специальности на Советской службе.
Поступил в Благовещенский монастырь г. Н. Новгорода. В 1926 году принял монашеский постриг с именем Руфин. 25 октября 1926 г. рукоположен в диаконский сан митрополитом Сергием.
12 июля 1927 г. иеродиакон Руфин был арестован, под арестом находился в течении 1 месяца, после освобождения с сентября 1927 служил в Вознесенской церкви в Лыскове, где получил удостоверение личности №13/9 от 22 мая 1929 г.
В июне 1929 г. переведен в церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Казаново Волоколамского уезда Московской губернии. Также в этом храме был придел во имя св. пророка Божия Илии.
19 августа 1929 г. о. Руфин переведен на должность второго штатного диакона к кафедральному Воскресенскому собору г. Ветлуги.
27 ноября 1929 г. епископом Ветлужским Неофитом (Коробовым) рукоположен в сан иеромонаха. 3 марта 1930 г. определен настоятелем Казанского храма с. Сокольники Белышевской волости Шарьинского округа. Из с. Сокольники был переведен в с. Рождественское того же округа.
28 марта 1932 г. иеромонах Руфин (Демидов) арестован и 25 июня приговорен "тройкой" к 3 годам ИТЛ за "контрреволюционную агитацию". В тюрьме тяжело заболел и был освобожден, с трудом добрался до дома. После выздоровления о.Руфин был определен епископом Ветлужским Неофитом (Коробовым) к Александровской церкви с.Пяткино (Б.Речка) Шахунского района.
Церковь была трехпрестольная: Рождества Христова, Александра Невского, свт.Николая.
С 3.09.1932г. по 31.07.1933г. в церкви не было богослужений, т.к. предыдущие священники были арестованы.
31 июля 1933г. о.Руфин приступил к возрождению духовной жизни в с.Пяткино. Поселился в маленьком домике Овсянникова Василия Григорьевича, в котором отремонтировал пол и переложил печь.
Прихожане уважали о. Руфина, оберегали его, приносили продукты, но были и те, кто бросали в него камни. Одним из них был Леонид Иванович, который, после этого тяжело заболел. Его жена, Агриппина Ивановна, женщина верующая, умоляла мужа раскаяться. Да он и сам, осознав свою вину, хотел покаяться, но думал, что батюшка не придет к нему. Отец Руфин пришел к своему обидчику, простил его, исповедовал и причастил, а на следующий день больной мирно отошел ко Господу. Все о жизни иеромонаха Руфина в с. Пяткино записано со слов певчей этого села Лидии Николаевны Лебедевой: "Прихожане уважали о. Руфина, оберегали его, приносили продукты, но были и те, кто "бросали в него камни". Одним из них был Леонид Иванович, который, после этого тяжело заболел. Его жена, Агриппина Ивановна, женщина верующая, умоляла мужа раскаяться. Да он и сам, осознав свою вину, хотел покаяться, но думал, что батюшка не придет к нему. Отец Руфин пришел к своему обидчику, простил его, исповедовал и причастил, а на следующийдень больной мирно отошел ко Господу".
В июле 1934 г. верующие из разных деревень М. Полдневского сельсовета обращались в Шахунский райсполком с просьбой разрешить крестные ходы с иконами из церкви с. Пяткино в поле и по дворам. На проведение молебствий были получены разрешения и 6 июля состоялся крестный ход.
Иеромонах Руфин пригласил в с. Пяткино знакомых матушек Веру Сергеевну и Ксению Константиновну Тарасову, бывших насельниц закрытого Дивеевского монастыря. В Александровской церкви Вера Сергеевна исполняла послушание псаломщицы, а Ксения Константиновна была просфорницей. Они учили местных девушек церковному пению и чтению. После каждой Литургии о. Руфин служил молебен прп. Серафиму Саровскому. Сестры Лидия и Анисия Лебедевы пели с матушками в церковном хоре. «У нас тогда было как в монастыре, какое это было счастливое время!» - вспоминали они. Кроме службы, матушки помогали о. Руфину по хозяйству: готовили, стирали.
Ночью 5 сентября 1937 г. настоятель Александроневской церкви иеромонах Руфим (Демидов) был арестован, а 4 ноября в г. Горьком его расстреляли. В ночь ареста о. Руфина, псаломщица Вера Сергеевна и просфорница Ксения Константиновна ушли из села. О судьбе Веры Сергеевны ничего неизвестно, а Ксения Константиновна была арестована и получила 10 лет тюремного заключения. Она писала письма знакомым, на судьбу не роптала и хотела вернуться в с. Пяткино, после окончания срока. Прихожане отправляли ей посылки, но, однажды, пришел ответ, что Тарасова Ксения Константиновна умерла в тюрьме г. Горького.