Литургия в день памяти сщмч. Макария, еп. Балахнинского

4 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА

в пятницу 13-ой седмицы по Пятидесятнице,

в день памяти священномученика Макария, епископа Балахнинского, впоследствии Орловского (1918)

в Благовещенском соборе совершилась Божественная Литургия. Богослужение возглавил насельник монастыря игумен Мстислав (Меньшиков). Ему сослужил игумен Леонид (Грошев).

После отпуста Литургии игумен Мстислав совершил Славление сщмч. Макарию.

Игумен Леонид произнёс проповедь.

Фото

Свя­щен­но­му­че­ник Ма­ка­рий (Гне­ву­шев), епи­скоп Ор­лов­ский и Сев­ский ро­дил­ся в 1858 го­ду. Имел выс­шее бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние, слу­жил свя­щен­ни­ком. Он сталь из­ве­стен как ду­хов­ный и на­цио­наль­ный де­я­тель в быт­ность Ки­ев­ским епар­хи­аль­ным мис­си­о­не­ром. По­это­му по­сле то­го, как он ов­до­вел, ему пред­ло­жи­ли хи­ро­то­нию в епи­ско­па Вя­зем­ско­го, ко­то­рая и со­сто­я­лась в ян­ва­ре 1917 го­да. При­быв в Вязь­му, Вла­ды­ка по­се­лил­ся в древ­нем Свя­то-Ду­хов­ском мо­на­сты­ре. Од­на­ко, уже с мая то­го же го­да свя­ти­тель по тре­бо­ва­нию ре­во­лю­ци­он­ных эле­мен­тов, был от­прав­лен на по­кой, как «несо­от­вет­ству­ю­щий ду­ху вре­ме­ни».
Ле­том 1918 го­да в мо­на­стырь явил­ся боль­ше­виц­кий от­ряд и аре­сто­вал свя­ти­те­ля. Ко­гда к нему в ка­ме­ру на сле­ду­ю­щий день при­шёл его ке­лей­ник, то он ви­дел на ли­це и те­ле Вла­ды­ки сле­ды по­бо­ев и из­де­ва­тельств, сам он был остри­жен, без бо­ро­ды, в сол­дат­ском оде­я­нии.
4 (17 н. ст.) сен­тяб­ря 1918 го­да свя­ти­те­ля в со­ста­ве груп­пы из 14-ти че­ло­век вы­вез­ли в пу­стын­ное ме­сто под Смо­лен­ском и по­стро­и­ли спи­ной к све­же­вы­ры­той мо­ги­ле. Уби­ва­ли по оче­ре­ди, под­хо­дя вплот­ную и при­став­ляя вин­тов­ку ко лбу. Вла­ды­ка был по­след­ний, он мо­лил­ся с чёт­ка­ми в ру­ках и бла­го­сло­вил каж­до­го: «С ми­ром оты­ди». Ко­гда до­шла его оче­редь, у крас­но­ар­мей­ца дрог­ну­ла ру­ка. Уви­дев страх в гла­зах па­ла­ча, Вла­ды­ка ска­зал: «Сын мой, да не сму­ща­ет­ся серд­це твоё и Тво­ри во­лю по­слав­ше­го те­бя». Вско­ре этот крас­но­ар­ме­ец, про­стой кре­стья­нин, ока­зал­ся в боль­ни­це для ду­шев­но­боль­ных. Каж­дую ночь он ви­дел во сне уби­то­го свя­ти­те­ля, бла­го­слов­ля­ю­ще­го его. «Я так по­ни­маю, что уби­ли мы свя­то­го че­ло­ве­ка. Ина­че как он мог узнать, что у ме­ня за­хо­ло­ну­ло серд­це? А ведь он узнал и бла­го­сло­вил из жа­ло­сти и те­перь из жа­ло­сти яв­ля­ет­ся ко мне, бла­го­слов­ля­ет, как бы го­во­ря, что не сер­дит­ся. Но я-то знаю, что мо­е­му гре­ху нет про­ще­ния. Бо­жий свет мне стал не мил, жить я недо­сто­ин и не хо­чу», — так го­во­рил этот несчаст­ный, со­вер­шив­ший убий­ство свя­ти­те­ля.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.