Воскресная Литургия в праздник Донской иконы Божией Матери

1 СЕНТЯБРЯ 2019 года

в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, в праздник иконы Божией Матери, именуемой "ДОНСКАЯ" (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.)

в храме в честь прп. Сергия Радонежского совершилась ранняя Литургия (возглавил иером. Иларион (Мокин) - после был отслужен молебен о сохранении творения Божия.

В Благовещенском соборе монастыря была совершена поздняя Литургия. Её возглавил игумен Леонид (Грошев) в сослужении братии обители.

Проповедь перед Причастием произнёс иеромонах Антоний (Перов)

После Литургии игумен Леонид совершил Славление перед Донской иконой Божией Матери.

Фото

День празднования Донской иконе Богоматери.

Чудотворная Донская икона Божией Матери, день празднования которой совершается ныне, находится в Донском монастыре, что близ Москвы, – так называемом по имени самой иконы и в честь ее устроенном. Особенность этой чудотворной иконы Божией Матери сравнительно с другими чудотворными Ея иконами та, что на ней представлен Богомладенец Иисус Христос с хартиею в руке, как символом, т.е. внешним знаком – божественной мудрости. Кто был писатель этой св. иконы, и когда именно была она написана, не известно. Известно только то, что она написана давно, что она существовала уже во 2-й половине 14-го века, и находилась первоначально в Донской области в церкви Благовещения, в каком-то Сиротином городке и уже тогда была очень чтима в сердце православных. Из Сиротина городка взяли этот образ донские казаки в свой стан, когда, по просьбе великого князя Московского Димитрия Донскаго, шли на помощь ему против грозных полчищ татарских и их грозного предводителя Мамая в 1380 году. Поход против Мамая, как известно, был первою решительною и необычайною попыткою со стороны русских свергнуть с себя страшное и тяжкое иго татарское, которое тяготело над русским народом уже около полутораста лет. Поход этот был предпринят с благословения великого святителя русской земли митрополита Московского Алексия и славного угодника Божия того времени – преподобного Сергия Радонежскаго. Главный вождь этого похода, великий князь Димитрий Донской, выступил на необычайное дело только с надеждою на Бога и на заступление Царицы небесной. И донцы шли в этот поход с великою верою в заступление Царицы небесной, и потому, вместо знамени, впереди себя несли на высоком древке чтимую ими икону Божией Матери, взятую из Соротина городка, из Благовещенской его церкви. Во все время войны с татарами Донская икона находилась среди русского православного воинства; находилась она в стане русских воинов и во время ужасной куликовской битвы (между реками Доном и Непрядвою). Благодарение Богу, заступлением Царицы небесной, победа осталась на стороне русских; татары в первый раз были разбиты русскими и прогнаны; владычество их над Русью поколебалось. Приписывая успех свой силе Божией и заступлению Царицы небесной, русские с чувством живейшей радости благодарили Бога и Матерь Божию за одержанную над врагами своими победу; с особенным благоговением отнеслись они к Донскому образу Богоматери, пред которым во все время войны усердно молились. В уважение к великому князю московскому Димитрию Ивановичу, прозванному Донским за одержанную им победу на берегах реки Дона, донцы предложили великому князю в дар свой образ Богоматери. Разумеется, образ был принят великим князем и народом московским с великою честию и благодарностию. Этот образ торжественно перенесен был в Москву и поставлен сначала в Успенском соборе, – а по сооружении собора Благовещенского перенесен и в этот последний; с того времени этот образ стал известным под именем Донского образа и всегда пользовался глубочайшим благоговением всего православного русского народа. Пред ним усердно молились – и простой народ, и бояре, и князья, особенно во время трудных обстоятельств жизни. Одно из таких трудных обстоятельств было почти чрез 200 лет после куликовской битвы с татарами, в царствование благочестивого государя Феодора Иоанновича, въ1591 году. В этом году крымские татары, под предводительством Мурат-Гирея, сделали нечаянное нападение на русскую землю; в огромном числе они подступили к Москве и расположились вблизи ее на так называемых «Воробьевых горах». Царь Феодор Иоаннович, не надеясь отразить врага своими силами, обратился с молением о помощи к Заступнице усердной, Царице небесной. Он повелел с Донскою иконою Богоматери и с другими. иконами совершить крестный ход вокруг города, и затем поставить Донской образ в его палатке, расположенной среди наскоро собранного войска, в виду неприятелей. 4-го июля 1591 года на равнинах пред Москвою закипела страшная битва. Москвичи с трепетом следили за исходом ея. Всех спокойнее был благочестивый царь, надеявшийся на заступление Царицы небесной, пред Донским образом Которой он молился день и ночь. «Будь покоен, завтра не будет хана», сказал благочестивый государь одному боярину, который высказывал опасение за исход битвы. И на следующее утро, 5-го июля, действительно хана уже не было под стенами Москвы. Обманутые какою-то ложною вестью, будто к москвичам прибыло сильное войско и будто русские на утро собираются сделать сильное нападение, татары ночью бежали и так поспешно, что побросали и обозы и оружие. Благочестивый государь и православный народ справедливо приписали свое спасение единственно заступлению Царицы небесной, явленному чрез Ея чудотворн. Донскую икону. В благодарную память о спасении, в том же году государь велел положить основание монастырю на том месте, на котором в его походном храме стоял Донской образ Божией Матери, и велел наименовать этот монастырь Донским. В монастыре был устроен каменный храм и в него была перенесена Донская икона Богоматери. Собором святителей русских установлено было и ежегодное празднование 19-го августа в честь Донские иконы Божией Матери, «бывшаго ради милосердия от святыя Ея иконы». Это празднование совершается в Москве и доныне очень торжественно и обыкновенно сопровождается крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.

прот. Григорий Дьяченко