Андреевская Церковь

Церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного в начале XVIII века была построена каменной и находилась с западной стороны над святыми вратами, между архимандритскими и келарскими кельями. После сильнейшего пожара , произошедшего в 1722 год у, храм сильно пострадал. Писать иконостас для этой церкви монастырем были подряжены иконописцы братья Поповы. Ещё до пожара оба эти брата оказались в Нижнем Новгороде и осели в слободе при Благовещенском монастыре. В документах монастыря есть сведения о том, что после пожара 1722 года Дмитрий с братом писал иконостасы для надвратной церкви Андрея Первозванного и больничной церкви Иоанна Богослова, за что получил 20 и 50 рублей.

Очевидно, в Нижнем Новгороде судьба свела Поповых со знаменитым мастером Оружейной палаты Кириллом Ивановым Улановым, постригшимся в 1709 году в монахи Троицкого Кривоезерского монастыря в Юрьевце Повольском с именем Корнилий. В бытность свою монахом, а затем и настоятелем Кривоезерского монастыря Уланов находился в дружеских отношениях с архимандритом Питиримом, настоятелем соседнего Успенского Белбажского монастыря.

Граф Григорий Дмитриевич Строганов. Потрет XVIII века.

В 1719 году, вскоре после того как архимандрит Питирим был назначен Нижегородским архиереем, в Нижний Новгород переехал и Уланов, где, как следует из документов, по приказу епископа Питирима он свидетельствовал мастерство нижегородских иконописцев и проживал в Печерском монастыре, по крайней мере, до 1723 года включительно. В этом году по заказу баронов Строгановых им с учеником Алексеем Городчаниновым, приехавшим вместе с Улановым из Юрьевца, был выполнен иконостас для Рождественской Строгановской церкви. Таким образом, на протяжении нескольких лет Уланов и Поповы жили в одном городе и, конечно, не могли не встречаться, тем более что знакомы они были еще по Москве.

Икона Божией Матери письма иконописцов Поповых из иконостаса Чердынского монастыря.

О том, что братья Поповы были иконописцами, известно по сохранившемуся в Чердыни иконостасу, на котором под крайней левой иконой местного ряда на цокольной панели сохранилась надпись в живописном картуше: «Во славу святыя единосущныя животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, при державе благочестивейшей самодержавнейшей великой государыне нашей императрице Анне Иоанновне всея Великии и Малыя и Белыя России самодержице, и при преосвященнейшем епископе нашем Лаврентии Вятском и Великопермском, сея же святыя обители в бытность отца игумена Никиты Яринского еже о Христе з братнею построися иконостас в сей церкви Вознесения Господа нашего Иисуса Христа 1734 года месяца февруария соверишся. Писали иконописцы Дмитрий и Григорий Федоровы дети Поповы, жители Нижняго Ново Града, служители Синодальнаго Благовещенского монастыря». Иконостас этот, отличающийся высоким профессионализмом исполнения и прямой ориентацией на традиции иконописной мастерской московской Оружейной палаты, заслуживает самого пристального внимания. Памятник столичного уровня на окраине Пермских земель мог появиться только в результате совершенно особого заказа. Хотя документов, освещающих историю его создания, не выявлено, а в тексте подписи заказчик не упомянут, есть все основания говорить о том, что иконостас выполнен по заказу баронов Строгановых. Сами Григорий и Дмитрий Федоровы Поповы не были по происхождению нижегородцами, они попали туда, видимо, уже в начале XVIII века. Можно с уверенностью говорить о том, что их отцом был нерехчанин Федор Абросимов, состоявший на службе в иконописной мастерской Оружейной палаты в качестве кормового мастера. Из двух детей Федора Абросимова Дмитрий был, очевидно, старшим, а Григорий младшим, поскольку в таком порядке они упомянуты в авторской подписи на чердынском иконостасе. Известен год рождения Григория — 1669. Он устанавливается исходя из записи в Книге ландратской по Костроме и Нерехте от 1715 г.: «Во дворе тяглой Григорей Федоров сын иконописец 46 лет». Таким образом, во время создания иконостаса для Чердыни ему было 73 года. Очевидно, детство и молодые годы Дмитрий и Григорий провели в столице, не исключено, что они там и родились. Об их работах в Москве никаких сведений не имеется. В XVIII веке братья разделили судьбу многих московских иконописцев, которые с переносом столицы в Петербург и последующим запретом на каменное строительство в 1714 году фактически остались безработными. Очевидно, Поповы уехали на родину отца в Нерехту. Об этом говорит упомянутый выше факт владения Григорием Поповым двором в этом городе в 1715 году. В поисках работы они тяготели к крупным поволжским городам, где реально могли рассчитывать на заказы. Именно в Благовещенском монастыре братьями Поповыми и были написаны два иконостаса.

К 1820-м годам церковь сильно «обветшала». Об этом 4 марта 1827 года писал в Духовную Консисторию настоятель монастыря архимандрит Иоаким (Иванов) следующее: «…Над западными Монастырскими воротами, состоящая Церковь, во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, первоначального в России благовестника Христианской веры, каменная ветха и стенами и сводом столько, что сама оная в скором времени поправлена не будет, то всенепременно разрушится и своим разрушением обезобразит самую первовходную часть столь древнего Монастыря по Здательстве ея Святителем Алексием знаменитого».

По всей видимости, средства на спасение Андреевской церкви были выделены. Стены и своды храма были укреплены. Архимандрит Макарий (Миролюбов) так описывает её в своём знаменитом труде, вышедшем в 1857 году: «…Она простиралась тогда в длину на 7 сажен, а в ширину на 3 сажени с аршином. Крест на ней был железный прорезной позолоченный, а глава обита зеленой черепицей. В ней замечательной считалась местная икона Владимирской Божией Матери в серебряном окладе, сгоревшая в 1722 году. Как церковь Андреевская и под ней врата, так и смежные с ними настоятельские и братские кельи, были перестроены и распространены в 1836 и 1837 годах усердием Шуйского (Владимирской губернии) купца первой гильдии Алексея Посылина, в память брата его Никанора Посылина, погребенного в монастыре. Церковь эта освящена Нижегородским епископом Иоанном в 1840 году 21 августа, при архимандрите Иннокентии. Прежде совершались в этой церкви ранние литургии зимой, а теперь совершаются большей частью летом».

Описание храма св. Апостола Андрея Первозванного Благовещенского монастыря за 1722 год. ЦАНО.

Н. И. Храмцовский дополняет описание этой церкви: «…Иконостас ее одноярусный белого цвета с позолотой. С правой стороны к ней примыкают настоятельские и братские кельи, занимающие северо-западный угол монастыря; они в 1836 и 1837 годах перестроены и расширены также на счет купца Алексея Посылина».

И.Н. Четыркин в своем очерке, помещенном на страницах Нижегородских Епархиальных ведомостей в 1896 году, так описывал состояние Андреевского храма: «…Иконостас её одноярусный белого цвета с позолотой. В церкви есть стенные священные изображения: над алтарем — Господа Саваофа с предстоящими Ему ангелами и архангелами и против алтаря — Введения во храм Пресвятыя Богородицы. С правой стороны к Андреевской церкви примыкают братские и настоятельские келлии, занимающие северо-западный угол монастыря; в смежной с Андреевскою церковью келье, соединенной с церковью внутренним ходом, около семи лет (с 1875 до 1877 гг. и с 1879 до конца 1884 г.) проживал на покое, бывший Нижегородский Святитель Преосвященный Иеремия, который по-часту и совершал в сем храме „богослужение, иногда архиерейское, а иногда священническим чином с одним иеродиаконом“. Усердьем и на средства сего Святителя Иеремии в Андреевском храме устроен особый, иконостас в алтаре, над горним местом» .

В описи имущества Благовещенского монастыря за 1858 год имеется описание данной церкви: «Церковь во имя Святого Апостола Андрея Первозванного над западными вратами монастыря, каменная, снаружи — с двух сторон с фронтонами и колоннами, построена в 1838 году; стены снаружи оштукатурены и побелены. Церковь сия вместе с папертью, общею и для Церкви Успенской, покрыта по деревянным стропилам, листовым железом, покрашенным дикою краскою; окон в ней восемь с оконницами без решеток; для входа в оную, с южной стороны из паперти две двери — обе створчатые: одна плотничной работы с висячим замком, — другая — столярной работы со стеклами и внутренним замком покрашенные желтою краскою…».

Проведенная страховочная опись в 1910 году также оставила нам описание какой была эта церковь к 1917 году: «Андреевская церковь домовая помещается во втором этаже корпуса; длина церкви 18 аршин а ширина такая же 18 аршин; внутренняя высота 12 аршин; окон 8-мь /все двойные/; дверей 2 двухстворчатых; иконостас с одноярусный, высота его 4 аршина, длина 16 аршин; оценен иконостас в двести рублей…».

После свершившейся революции, именно в этом домовом храме будут совершаться богослужения вплоть до 1928 года.

Храм в честь св. Апостола Андрея Первозванного. Фото декабря 2021 года.

В 2020 году завершились работы по росписа храма. Расписывали Андреевский храм иконописцы из Палеха. 11 декабря 2021 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Великое освящение храма в честь апостола Андрея Первозванного.